РМО учителей начальных классов
Выступление
на тему
«Патриотическое воспитание»
учителя начальных классов МКОУ Орловской СОШ (СП Макарьевская ООШ) Ереминой Н.Д.
Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия –страна уникальной,душевности,открытости, бескорыстия и приветливости. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы; ведь детство и юность самая благодатная пора привития священного чувства любви к Родине. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам.В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их ,и дерево погибнет.» Так и народ, не знающий своей истории и культуры,обречен на исчезновение. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе. Вот какое пространство для воспитательной работы с младшими школьниками можно определить.
П – права и обязанности граждан; А – активный образ жизни
Т – толерантность Р – радость открытий и познаний
И – изучение истории своего народа О – ответственность
Т – трудолюбие И – искренность З – здоровый образ жизни
М – мужество, милосердие
Таким образом, цель работы по воспитанию патриота страны – это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия). Изучение истории родной земли, истории Отчества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.
Система работы по патриотическому воспитанию.
Во внеурочной деятельности в своей работе на занятиях внеурочной деятельности «Я –гражданин России» использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории поселка, семьи, проектная деятельность.
Формы работы самые разнообразные: классные часы, беседы, викторины, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Первый урок в День Знаний, классные часы в Дни воинской славы России, в День Защитника Отечества, проводимые в школе, посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Регулярно проходят тематические классные часы: «Государственная символика России», «Моя малая Родина». Особое место в патриотическом воспитании занимают мероприятия, посвященные Дню Победы.Участвуем в районных конкурсахх рисунков,чтецов,В преддверии Дня Победы, дети всегда готовятся к конкурсу чтецов, учат стихи, делают открытки и рисунки на военную тему,участвуют в шествии бессмертного полка,принимают участие в праздновании дня Победы,уборке терртории памятника и аллеи славы. Ко Дню защитника Отечества ребята класса собирают информацию о своих родственниках: братьях, отцах, дедах, рассказывают о прохождении их службы. В селе Макарье находится могила Михаила Василевича Гонорского,мы рассказываем детям о нем,ухаживаем за могилкой.
Вся работа по патриотическому воспитанию младших школьников ведется по различным направлениям:
Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
- Посещение музеев.
- Экскурсии в город с целью знакомства с памятниками, историей их создания.
Например, учащиеся побывали в гостях в музее трудовской школы . В селе Макарье находится памятник и могила земского учител Михаила Василевича Гонорского,мы рассказываем детям о нем,ухаживаем за могилкой.
Гражданско-правовое направление – формирование гражданской позиции. По этому направлению проводятся и классные часы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России» и др.
Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.
Дети с удовольствием участвуют в «Весёлых стартах», посвященным 23 февраля.
Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. Участвуют в трудовых десантах.
Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Естественно, что вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. Мои классы многонациональные. Здесь учатся ребята 2 национальностей:русские и таджики.Проводя мероприятие «Обычаи разных стран», каждый познакомил с традициями своего народа, приготовил национальные блюда. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве».
Через внеклассные мероприятия и внеурочные занятия детям прививается уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны. Ребёнок, знающий свои корни, свои права и обязанности, уважающий закон вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, её честь и независимость, за сохранение природы, материальных и духовных богатств.
Спасибо за внимание!