СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия –страна уникальной,душевности,открытости, бескорыстия и приветливости. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы; ведь детство и юность самая благодатная пора привития священного чувства любви к Родине. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание»

РМО учителей начальных классов

Выступление

на тему

«Патриотическое воспитание»

учителя начальных классов МКОУ Орловской СОШ (СП Макарьевская ООШ) Ереминой Н.Д.













Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия –страна уникальной,душевности,открытости, бескорыстия и приветливости. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы; ведь детство и юность самая благодатная пора привития священного чувства любви к Родине. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам.В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их ,и дерево погибнет.» Так и народ, не знающий своей истории и культуры,обречен на исчезновение. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе. Вот какое пространство для воспитательной работы с младшими школьниками можно определить.

П – права и обязанности граждан; А – активный образ жизни

Т – толерантность Р – радость открытий и познаний

И – изучение истории своего народа О – ответственность

Т – трудолюбие И – искренность З – здоровый образ жизни

М – мужество, милосердие

Таким образом, цель работы по воспитанию патриота страны – это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия). Изучение истории родной земли, истории Отчества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. 

Система работы по патриотическому воспитанию.

Во внеурочной деятельности в своей работе на занятиях внеурочной деятельности «Я –гражданин России» использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории поселка, семьи, проектная деятельность.

Формы работы самые разнообразные: классные часы, беседы, викторины, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Первый урок в День Знаний, классные часы в Дни воинской славы России, в День Защитника Отечества, проводимые в школе,  посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Регулярно проходят тематические классные часы:  «Государственная символика России», «Моя малая Родина». Особое место в патриотическом воспитании занимают мероприятия, посвященные Дню Победы.Участвуем в районных конкурсахх рисунков,чтецов,В преддверии Дня Победы, дети всегда готовятся к конкурсу чтецов, учат стихи, делают открытки и рисунки на военную тему,участвуют в шествии бессмертного полка,принимают участие в праздновании дня Победы,уборке терртории памятника и аллеи славы. Ко Дню защитника Отечества ребята класса собирают информацию о своих родственниках: братьях, отцах, дедах, рассказывают о прохождении их службы. В селе Макарье находится могила Михаила Василевича Гонорского,мы рассказываем детям о нем,ухаживаем за могилкой.

Вся работа по патриотическому воспитанию младших школьников ведется по различным направлениям:

Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

- Посещение музеев.

- Экскурсии в город с целью знакомства с памятниками, историей их создания.

Например, учащиеся побывали в гостях в музее трудовской школы . В селе Макарье находится памятник и могила земского учител Михаила Василевича Гонорского,мы рассказываем детям о нем,ухаживаем за могилкой.

Гражданско-правовое направление – формирование гражданской позиции. По этому направлению проводятся и классные часы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России» и др.

Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Дети с удовольствием участвуют в «Весёлых стартах», посвященным 23 февраля.

Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. Участвуют в трудовых десантах.

Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Естественно, что вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. Мои классы многонациональные. Здесь учатся ребята 2 национальностей:русские и таджики.Проводя мероприятие «Обычаи разных стран», каждый познакомил с традициями своего народа, приготовил национальные блюда. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве».

Через внеклассные мероприятия и внеурочные занятия детям прививается уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны. Ребёнок, знающий свои корни, свои права и обязанности, уважающий закон вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, её честь и независимость, за сохранение природы, материальных и духовных богатств.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!