«Утверждаю»
зам. директора по ВР
__________________О.А. Рыкова
«____»__________2020 г.
Программа
гражданско-патриотического воспитания «Мы и Россия»
на 2020 - 2021 годы
Программу разработала:
Гармашова О.В.,
воспитатель I категории
Новосибирск 2020 г.
1 Паспорт программы
Разделы паспорта программы | Содержание разделов программы |
1. Название программы | Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы и Россия» на 2020 - 2021 годы |
2. Сроки реализации | I этап: проектный Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: изучить нормативную базу, подзаконные акты. разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. проанализировать материально-технические условия реализации программы. подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы и Россия» Задачи: отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию; расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования и культуры; проводить мониторинг реализации программы; принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. III этап: аналитический Цель: анализ итогов реализации программы; Задачи: обобщить результаты работы учреждения; провести коррекцию затруднений в реализации программы; спланировать работу на следующий период. |
3. Основание для создания программы | Конвенция о правах ребенка; Декларация прав ребенка; Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 г»; |
4. Содержание программы | Паспорт программы. Пояснительная записка. Целевой блок. Механизм реализации программы. Диагностика эффективности содержания деятельности. Оценка эффективности реализации программы. Прогнозируемый результат. Список литературы. |
5. Аннотация программы | Программа гражданско - патриотического воспитания «Мы и Россия» на 2020 - 2021 годы составлена с учетом конкретных условий общежития, особенностей коллектива проживающих, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа рассчитана на проживающих от 15до 23 лет. Программа дает возможность объединить различные виды деятельности проживающих: познавательную, трудовую, краеведческую - направленные на усвоение проживающими патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Программа основана на реализации разнообразных интересов, творческого потенциала проживающих, на стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности проживающего. |
6. Предполагаемый результат | Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем проживающих, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание себя как россиян, определяющих будущее России: в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил; в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. |
2 Пояснительная записка
Программа гражданско– патриотического воспитания «Мы и Россия» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2019 – 2020 г».
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в общежитии НКАиДХ по ул. Зорге, 6.
Программа ориентирована на учащихся среднего профессионального образования, определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в СПО и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитание молодежи на сегодняшний день очевидна.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной системы образования. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания обучающихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов позволяют определить образ обучающегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
3 Целевой блок
Цель программы:
создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи программы:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание обучающихся;
создать условия для реализации каждым проживающим собственной гражданской позиции через деятельность органов самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
формировать у ребят чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
физическое развитие проживающих, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
Принципы:
системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию проживающего;
адресный подход; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей ребят;
подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения обучающихся и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю.
4. Механизм реализации программы
Воспитатели определяют содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организуют их выполнение, обсуждают предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются воспитатели и проживающие.
Поэтапное содержание реализации программы
Деятельность по созданию системы патриотического воспитания | Участники деятельности | Сроки |
I этап (проектный) |
Обсуждение и утверждение программы | Замдиректора по ВР, воспитатели | Июнь 2020г. |
Изучение научно-методической литературы | воспитатели | Август 2020г. |
Организация работы по теории и практике патриотического воспитания | Психолог, воспитатели, соц. педагог | 2020-2021 г. |
II этап (практический) |
Создание мониторинга развития личности | Психолог, воспитатели, соц. педагог | 2020г. |
Ежегодное исследование эффективности программы | Замдиректора по ВР | 2020-2021 г. |
Обобщение педагогического опыта по гражданско- патриотическому воспитанию подростков | воспитатели | 2020-2021 г. |
Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с совершенствованием содержания воспитания проживающих | Замдиректора по ВР воспитатели | 2020-2021 г. |
Внедрение программы «Мы и Россия» в воспитательную работу общежития. | Психолог, воспитатели, соц. педагог | Сентябрь 2020г. |
Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках «НКАиДХ», бойцах «горячих точек». | Воспитатели, проживающие | 2020-2021 г. |
Формирование гражданско-патриотической позиции подростков через систему традиционных дел. | Воспитатели, проживающие | 2020-2021 г. |
III этап (аналитический) |
Создание банка инновационных технологий гражданско- патриотического воспитания. | Воспитатели | Апрель 2021г. |
Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания. | Психолог, воспитатели, соц. педагог | Май 2021г. |
Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы | Психолог, воспитатели, соц. педагог | Май 2021г. |
Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития программы «Мы и Россия». | Психолог, воспитатели, соц. педагог | Июнь 2021г. |
Основные мероприятия Программы
№п/п | Содержание работы | Срок выполнения | Ответственные |
| Проведение «Единого информационного часа» с целью ознакомления с локальными документами | сентябрь | Воспитатели |
| Проведение бесед о решениях Правительства РФ, Законах РФ, законах Новосибирской области | В течение года | Воспитатели, соц. педагог |
| Организация встречи-беседы для проживающих первого курса со специалистами правоохранительных органов по теме «Ты и закон» | октябрь-ноябрь | Воспитатели |
| Обсуждение случаев нарушения норм морали и дисциплины с использованием силы воздействия общественного мнения на заседаниях старостата, Совета профилактики правонарушений, Совета общежития | В течение всего периода обучения | Воспитатели, Совет профилактики правонарушений Совет общежития |
| Организация работы правового лектория | В течение учебного года | Воспитатели, соц. педагог |
| Проведение информационных часов по подготовке к выборам в органы законодательной и исполнительной власти | В зависимости от даты выборов | Воспитатели |
| Проведение бесед гражданственности: - «Конституция РФ – основной закон нашей жизни»; - «День народного единства»; - «День России» | 12 декабря 4 ноября 12 июня | Воспитатели |
| Проведение консультаций, родительских собраний по вопросам профилактики вредных привычек, административной и уголовной ответственности молодежи | В течение года | Психолог, воспитатели, соц. педагог |
| Проведение мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне: - участие в митинге на мемориале; - участие во всероссийской акции «Бессмертный полк»; - творческий проект «У войны не женское лицо» - выставка-рекомендация «Ничто не забыто, никто не забыт»; - проведение уроков мужества, памяти; - классные часы «Познакомимся с ветеранами Великой Отечественной войны»; - участие в районной акции «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти» | По плану воспитательной работы | Воспитатели, соц. педагог |
| Проведение мероприятий, посвященных Дню России: - выставка-ознакомление «Символы России»; - информационный часы по следующей тематике: «Я – гражданин России», «Государственные символы России», «России славные сыны», «Их имена прославили Россию» и др.; - организация и проведение фотовыставки «Милый сердцу уголок России» | По плану воспитательной работы | Воспитатели, соц. педагог |
| Проведение мероприятий, посвященных Дню защитников Отечества: - встречи проживающих с участниками локальных конфликтов (в Афганистане, Чеченской Республике); - информационные часы «Есть такая профессия - Родину защищать» | По плану воспитательной работы | Воспитатели, соц. педагог, психолог |
| Организация показа и последующего обсуждения научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы | По плану воспитательной работы | Воспитатели, Совет общежития |
| Проведение тематических информационных часов «Почетные граждане города Новосибирска» | В течение учебного года | Воспитатели, Совет общежития |
| Посещение музея, районной библиотеки. | В течение учебного года | Воспитатели, Совет общежития |
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания:
Системой мер по информационному обеспечению в области гражданско-патриотического воспитания предусматривается:
поддержка и содействие расширению гражданско-патриотической тематики в средствах массовой информации;
расширение информационного пространства через сайт колледжа.
5 Диагностика эффективности содержания деятельности
наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;
участие (результаты) проживающих в муниципальных, краевых конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию.
6 Прогнозируемый результат
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Духовно-нравственные параметры:
сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;
формирование позиций гражданина-патриота России;
стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
готовности к защите Отечества;
гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
волонтерское движение (численность проживающих);
историко-патриотические стенды и выставки;
выступления и беседы на гражданско-патриотическую тему;
участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
шефство за памятниками участников войны;
организация военно-спортивных игр;
оформление газет, информационных бюллетеней гражданско-патриотической направленности.
Результативность реализации Программы измеряется стремлением проживающих к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
7 Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012 г.;
2. Конвенция о правах ребенка;
3. Конституция РФ;
4. Семейный кодекс РФ;
5. ФГОС среднего профессионального образования;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».