СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

патриотическое воспитание

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание»


«Племя, не способное воспитать в потомстве

стремление сохранить и защитить сложившуюся

культуру, традиции, обречено на вымирание.

Государство, не ставящее целью воспитать своих

граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Джордж Гордон Байрон

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.

Любовь малыша к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким – маме, папе, бабушкам и дедушкам, своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом.  Весьма значимо знакомить детей с историческими событиями, географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края. Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию.  Это  любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Уровень представлений детей о патриотизме во  многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.
Цель патриотического воспитания  детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,  к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Константин Дмитриевич Ушинский является основоположником русской педагогики, в частности и дошкольной педагогики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.

К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

«На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни». И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины, помогают накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у детей. К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам самого народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшее — патриотизм, национальную гордость, любовь к народу.

Через все педагогические труды К.Д. Ушинского проходит мысль о том, что образование с самых первых его ступеней должно основываться на заповедях нравственности. При этом он считал, что в воспитании не должно быть места нравоучениям. Не сентенции, а организация жизнедеятельности, вся окружающая детей атмосфера должны быть безупречно нравственными.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В своей работе используем различные формы работы с детьми:

- образовательная деятельность с детьми (как организованная, так и непосредственная). Педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, а также использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и т. д.

- игровая деятельность. Игры также способствуют решению задач патриотического воспитания. Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, красно каменный, могучая, свободная); «Составь флаг, герб», «Подбери технику по родам войск».

- экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, вахта памяти, встреча с участниками боевых действий.

- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.

- конструирование: Постройки из крупных деталей конструктора «Строитель»: гараж для военной техники, военный корабль.

- изобразительная деятельность (продуктивная): рисование, лепка, аппликация.

- двигательная и музыкальная деятельность: подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Боевая тревога». Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.

Взаимодействие с родителями.

 Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями. Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наша группа в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.

Формы взаимодействия с родителями:

- природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

- совместная деятельность детей и родителей;

- конкурсы;

- информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.

- опросные методы (анкеты, тесты).

- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).


Активно участвуем в различных конкурсах и социальных проектах : Акции – Посылка добра, посылка солдату, книги детям Донбасса.

Наш детский сад тесно сотрудничает с Кадетской школой, каждый год кадеты приходят на праздник ко Дню защитника Отечества. Юные кадеты показывают умение строиться, рассчитываться, выполнять различные команды, маршировать и петь.

В преддверии празднования Дня защитника Отечества нашу группу посетили учащиеся кадетской школы с шефским визитом. Ребята рассказали дошкольникам о истории становления праздника и о том, кто же такой настоящий герой. Показали мастер-класс по сборке – разборке автомата на скорость и даже разрешили подержать их ребятам. Кадеты сами не ожидали такой теплой встречи – дошкольники буквально облепили гостей и не хотели отпускать. Все, включая девочек, наметили поступить в кадеты. Договорились о дальнейшем сотрудничестве в рамках патриотического воспитания посетить с экскурсионным визитом наших детишек в кадетскую школу.

В группе организовываем фотовыставки: фотоколлаж на военную тематику, выставка поделок своими руками.

В результате данной работы у детей вырос познавательный интерес к истории города, нашего микрорайона Марха. В дальнейшем мы планируем продолжить работу, по сколько считаем, что патриотизм – главная черта нашего народа, он помогает воспитывать чувства любви к семье, Родному краю и окружающему миру.

От нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Список литературы:

1. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.

2. Гревцева Г.Я. К.Д. Ушинский о народном воспитании/ Ушинский К.Д. и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. - Чел., 2004 г.

3. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное – М.: Издательский дом «Истоки», 2011. – 224 с.

4. Киласьева, Е.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. / Е.А. Киласьева // Ребенок в современном мире: Материалы III Международной конференции (29 мая 2013 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Спутник», 3013. - С 160-164.

5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 106 с.

6. Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2007. – 224 с.

7. Лазарев, М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учеб. – метод. Пособие для педагогов / М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2007. – 279 с.

8. Рычагов А.Х. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания школьников/ Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Тезисы докладов прочитанных на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 26 февраля 1974 г. – Минск, 1974 г.

9. Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни/ К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. 26 окт. 1999г. - Челябинск, 2000 г.







Приложение:












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!