Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках природоведения и биологии
Подготовила учитель Праведникова Л.А.
В законе РФ «Об образовании» одним из ведущих принципов государственной политики в области образования провозглашен принцип патриотического воспитания.
Слово патриотизм произошло от латинского слова «patris», что в переводе означает «Родина», «Отечество».
Чувство патриотизма включает в себя любовь к Родине, стремление служить её интересам, верить в неё, защищать; это любовь к родному краю, гордость за свой народ, его национальные традиции, любовь к родному русскому языку.…
Еще со времен «Домостроя» воспитание на Руси рассматривалось как воспитание защитника родной земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна.
Воспитание любви к Родине на уроках природоведения и биологии - продолжение изученного на уроках окружающего мира в начальной школе и во внеурочное время. Это часть большой работы, проводимой на уроках географии, обществознания и истории, чтения, трудового обучения и физкультуры.
При воспитании у детей с ОВЗ любви к Родине необходимо помнить об особенностях их развития. Нарушения центральной нервной системы тормозят проявление осознанного отношения к действительности. Многие ребята не умеют устанавливать связи между событиями, плохо запоминают информацию.
Чаще всего направление воспитания детей в школе и дома не совпадает. Несмотря на это чувство любви к Родине зарождается именно в семье. Многие впечатления, пропущенные через детские восприятия, играют в этом огромную роль. Наша задача - помочь детям сделать правильный выбор.
На уроках природоведения закладывается фундамент патриотического воспитания. В планировании первыми идут темы: «Наш дом» и «Наша школа», затем «Родной край» (город, село) и «Наша страна».
Ребята с любовью рассказывают о своем доме, с кем живут, какой хозяйственной деятельностью занимаются родители.
При изучении темы «Наша школа» говорим о значении труда работников разных профессий, которые обеспечивают комфортное пребывание обучающихся в школе- интернате.
Школу рассматриваем как маленькое государство, в котором все дети равны и каждый может рассчитывать на помощь и поддержку.
Ребятам очень понравился сделанный ремонт, стремятся поддерживать чистоту и порчдок.
Любуемся прекрасным цветником, отмечаем, сколько приложено усилий к этому. Уважение и приобщение к труду немаловажно в патриотическом воспитании.
На школьном участке знаем все деревья и кустарники, пробуем липкие почки весной, нежные молодые листочки, сравниваем кору, ребят завораживают цветущий сад, радуемся золотым одуванчикам, замечаем, какие насекомые первыми греются на солнышке, …
Зимой во время пешеходной экскурсии из одного корпуса в другой восхищаемся деревьями, покрытыми инеем. Без художественного слова здесь не обойтись. Начинаешь читать стихотворение С. Есенина: «Белая береза под моим окном…», дети тут же продолжают. Или стихотворение Бунина «Лес, точно терем расписной…». «Знаем, знаем, - наперебой кричат ребята 6а класса, - изучали на уроках чтения», - и читают вместе с учителем.
Рассматриваем картины о природе, использую отрывки из литературных произведений, пословицы, поговорки, слушаем пение птиц, прислушиваемся к шуму дождя и шелесту листьев.
Впечатления, полученные от общения с природой, дети передают в рисунках, аппликации. Ребята с удовольствием лепят, правда не у всех получается, но желание большое.
Чем прекраснее картины природы в разное время года, тем сильнее любовь к Родине. Без любви к природе невозможна любовь к Родине, так как
затрагивается эмоционально – чувственная сторона ребенка.
Постепенно ребята переходят к изучению родного края. Дети знают, как называется наш край и его областной центр.
Стараюсь довести до их сознания информацию о том, что Курский край - это частичка нашей огромной Родины.
Во время бесед вспоминаем, какие общенародные праздники проводятся в городе, (называют любимые). С гордостью рассказывают об участии в акции «Бессмертный полк
После беседы о родном крае, в тот же день, на уроке музыки ребята 6а класса уже пели песню «Родной край». Учитель музыки пообещал разучить песни на слова курских поэтов.
Вместе с детьми был изготовлен стенд «Наш родной город». Вниманию детей представлены презентации «Курская антоновка», «Растения «Красной книги Курской области»»… Очень важно вызвать у них интерес.
Сколько впечатлений получают ребята после летних каникул! Рассказывают о родных местах: как купались в реке, загорали, ходили на рыбалку, какое красивое звёздное небо в деревне, какие красивые рассветы и закаты и т. д.
Все воспоминания связаны с природой, это делает природу, речку, сад, луг родными. Они остаются в памяти навсегда.
Из бесед с родителями узнаёшь, какую работу они проводят с детьми в этом направлении. Мама одного мальчика с восхищением рассказывала, какие у них ягоды и грибы в лесу, сколько времени проводят на природе.
Природа выступает в роли первого учителя и воспитателя, знакомящего детей с малой родиной.
Ребята получают знания о традициях родного края, народных промыслах. Девочки рассказывают, что на уроках трудового обучения изучали, как украшались народные костюмы; мальчики поделились, что изготовили из природного материала свистульки с учителем трудового обучения.
Постепенно ученики переходят к изучению темы «Россия». Они узнают, как звучит полное название нашей страны, кто руководит, знакомятся с символами (флаг, герб, гимн), национальностями, проживающими в стране, получают знания об истории столицы, её достопримечательностях, изменении облика Москвы с времён Юрия Долгорукова до сегодняшних дней.
Очень ответственно отнеслись к этому разделу учащиеся 5 класса (Слайды или видео, фрагменты урока).
Учащимся с умеренной и выраженной интеллектуальной недостаточностью предлагается тот же материал, но в более упрощённой форме, некоторые моменты опускаются.
На уроках биологии углубляются знания обучающихся о неживой и живой природе. На более высоком уровне рассматриваются вопросы об охране природы. Охранять природу - значит охранять Родину.
У шестиклассников расширяются знания о полезных ископаемых страны, ребята узнают, какое значение имеют чёрные, цветные металлы, какие плодородные почвы («чудесная кладовая»).
В 7- 8 классах – расширяются знания о растениях и животных, значении культурных растений и домашних животных в укреплении материальной базы страны, ребята закрепляют знания о том, как использовались лекарственные растения в трудные для страны годы ВОВ. Учащиеся 7а класса отвечают часто: « Да мы уже всё знаем», У учащиеся 8 класса, особенно девочек, опережающее обучение. Они приходят на урок уже с записанной темой, вопросами, записями выводов, сами выделяют главные мысли. Значит, есть интерес к предмету?
Учащиеся 9 класса, познавая свой организм, учатся быть здоровыми, делают вывод, что здоровье – одна из важных ценностей человека, физкультура и спорт - занятия первостепенной важности. Страна заботится о здоровье человека, ведь участвовать в развитии страны должны крепкие и сильные люди.
Велика роль учителя в патриотическом воспитании школьников.
Я хочу закончить свой доклад словами Сухомлинского:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине
5