В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.
Целью патриотического воспитания является формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Данная цель достигается через решение нескольких задач:
Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города, края, страны. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своей группы, территории двора, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению. Воспитывать уважение к труду разных профессий. Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять. Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Методы патриотического воспитания дошкольников
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
• экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы, памятнику Лермонтову, памятнику горнякам;
• рассказ воспитателя;
• наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в городе;
Знакомство с символикой страны, края, города;
• беседы о родном городе, стране, ее истории;
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр;
• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
• ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);
• знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ;
• организация тематических выставок;
• участие в общественных и календарных праздниках;
• участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Данные вопросы необходимо включить в образовательный процесс как региональный компонент. Для этого необходимо составить план работы по региональному компоненту в соответствии с возрастом детей во всех группах детского сада.