СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Патриотическое воспитание гимназистов на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки по творчеству Пушкина - это ещё и уроки патриотизма, уроки любви к Родине

Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание гимназистов на уроках литературы"»

ПРИЛОЖЕНИ 5


Материалы к презентации


1. Прочитайте и сравните описание внешности Емельяна Пугачева из «Истории Пугачева» и 2 главы «Капитанской дочки».


«Емельян Пугачев … сорока лет отроду, смугл и худощав; волосы носил темно-русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое родимое пятно, а на груди знаки, оставшиеся после болезни, называемой черной немочью».


2. Ответьте на вопросы:

  1. Что совпадает в том и другом описании?

  2. Есть ли несовпадающие детали? Если есть, то чем вы можете объяснить несовпадения?

  3. В каком из описаний выражено отношение к персонажу? Какое это отношение? Какие слова помогают выразить это отношение?


Материалы к презентации


1. Прочитайте отрывок из «Истории Пугачева» А.С.Пушкина.

«
Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает

пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же».


  1. Ответьте на вопросы:

1. Обратите внимание на глаголы. О чем нам говорят названия действий, которые совершаются народом?

2. Сделайте вывод об отношении народа к Пугачеву.


Материалы к презентации


  1. Прочитайте данный отрывок из «Истории Пугачева» А.С.Пушкина.

    «Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхэ, - сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе Бог принес?» Вожатый мой мигнул многозначительно и ответил поговоркою: «В огороде летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?»
    - Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

- Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».


  1. Ответьте на вопросы:

1. Чем интересен разговор героев?
2. Для чего они используют иносказательную речь?

Материалы к презентации


  1. Прочитайте данные эпизоды из «Истории Пугачева» А.С.Пушкина.

    а)
    «Пугачев, в красном казацком платье, приехал верхом в сопровождении Хлопуши. При его появлении солдаты поставлены были на колени. Он сказал им: «Прощает вас бог и я, ваш государь Петр III, император. Вставайте!» Потом велел оборотить пушку и выпалить в степь. Ему представили капитана Камешкова и прапорщика Воронова. История должна сохранить сии смиренные имена. «Зачем вы шли на меня, на вашего государя?» - спросил победитель. – «Ты нам не государь, - отвечали пленники, - у нас в России государыня императрица Екатерина Алексеевна и государь цесаревич Павел Петрович, а ты вор и самозванец». Они тут же были повешены.»

    б) «Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили»


  2. Ответьте на вопросы:
    1. Что общего в этих эпизодах?
    2. Сравните, есть ли в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина подобные сцены? Ответ обоснуйте.


Материалы к презентации


  1. Прочитайте данный эпизод из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.

    «Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего – навсе только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»

  1. Ответьте на вопросы:
    1. Кому принадлежат эти слова?
    2. Объясните смысл данной сказки. С какой целью А.С.Пушкин включает этот эпизод в произведение?
    3. Как данная сказка отражает понимание Пугачевым своего места в крестьянской войне?