V Муниципальные Иоанновские чтения
Федоровского муниципального района
Саратовской области
Доклад
Тема: «Патриотическое воспитание молодежи
на основе духовно-нравственных и культурно-исторических традиций российского народа»
Автор:
учитель технологии, ОБЗР,
физической культуры
Ситарук О.В
Содержание
1.Введение
2.
«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».
Святитель Тихон Задонский
Введение
Цель: Патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание молодежи посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные нравственные и культурные ценности.
Господь нас изначально наделил внутренней защитой от всяких угроз. Если человек живет по Законам Божьим. Самая важная задача сейчас – найти тот язык, который способен передать современной молодежи Евангельские истины, чтобы молодой человек понимал, что что-то делать нельзя не потому что Церковь так определила, а потому что это разрушает человека. С раннего возраста человек должен понимать что есть вещи , которые уже нельзя никогда достичь в зрелом возрасте, оно никогда не вырастет в здоровое дерево.
На сегодняшний день в условиях реализации ФГОС и в связи с последними событиями чрезвычайно велика роль патриотического воспитания в духовном развитии личности. Основная цель образования - развитие личности, а патриотизм – это основная ценностная характеристика личности. Основная цель патриотического воспитания заключается в ориентации молодого поколения на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родин
1.Одной из самых актуальных тем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная тема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи. А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест гражданско-патриотического воспитания молодежи Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки. По мнению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, именно вера является стержнем нашего патриотизма. «Для того, чтобы Россия жила, чтобы она оставалась независимым, свободным, сильным государством, нужно, чтобы молодое поколение было проникнуто не просто идеей отвлеченного патриотизма, а реальной любовью к Отечеству»
В современном российском обществе, его ценностная переориентация, заставляет задуматься о возрождении духовных ценностей, нравственно-патриотического воспитания молодежи. Целью такого воспитания является гражданин, ответственный за жизнь своей страны, что является основой успеха государства.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание составляют основу личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную направленность, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Духовность –это не просто религиозность, это гармония с самим собой, это потребность познания и преобладание духовных ценностей над материальными. Духовное становление человека - это процесс саморазвития. Духовность - это основа нравственности.
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра.
Сегодня в России особенно важно развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания, ведь известно, что народ не сумевший сохранить свою духовно-нравственную основу, базисные ценности, обречен на уничтожение или растворение в иных цивилизациях, ее сохранивших. Русскому народу, в отличие от многих других, всегда удавалось сохранять свою духовность даже в условиях атеизма, что давало возможность возрождаться и подниматься на более высокую ступень и потому приоритетной задачей общества и государства является духовно-нравственное воспитание молодежи, которая через некоторое время встанет у руля правления, и будет принимать стратегические решения. Какими будут эти решения, во многом будет зависеть от осознания новым поколением основных ценностей России. В настоящее время в Российской Федерации очень многое делается для духовно-нравственного воспитания молодежи.
Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. Сегодня в обществе есть понимание приоритетности духовно – нравственного воспитания молодежи как важнейшего фактора возрождения российской государственности, национального достоинства и нравственного здоровья народа, необходимости способствовать формированию у молодых людей целостного мировоззрения, основой которого, традиционно для России, является культура Православия. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно – нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в молодежной среде – восстановление системы традиционных духовно – нравственных ценностей. Здесь как нельзя лучше подходят слова древнегреческого писателя и историка Плутарха: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Это происходит только от сердца к сердцу, как свеча от свечи.
Огромную роль в патриотическом воспитании молодежи играет школа. Задачи патриотического воспитания, реализуемые в образовательных учреждениях, определены в ряде нормативно-правовых актов Министерства образования и науки РФ к приоритетной задаче государства отнесено развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. В Стратегии подчеркнуто, что воспитательный процесс должен быть обновлен на основе отечественных традиций, среди которых – патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Последнее включает в себя:
– развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– формирование нравственной позиции; развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям;
– содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов и др.
Исходя из этого, в настоящее время в образовательных организациях создается и развивается воспитательная работа для формирования духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией.
Совместные усилия педагогов и молодого поколения направлены на создание всевозможных условий для становления духовно-нравственной сферы современной личности, от которой зависит будущее человеческого общества.
Формы и методы духовно-нравственного и в том числе патриотического воспитания которые используют педагоги школы в своей работе ориентируются на высокие современные требования, предъявляемые к качественному образованию выпускников. В Школах активными темпами внедряются разнообразные проекты, которые прививают знание и почтение традиций и обычаев как страны, так и Малой Родины и своего народа. Также одной задач школы в патриотическом воспитании является формирование у школьников ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации, чувства гражданского долга, чувства любви к Родине, уважения к ее истории, традициям, обычаям, культуре, нормам общественной жизни. Мероприятия, проводимые во внеурочное время, непосредственно влияют на патриотическое воспитание школьников. В ходе образовательных программ проходит множество классных часов, главными темами которых являются патриотическое воспитание подрастающего поколения, также ежегодно проводится месяц военнопатриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, огромный комплекс мероприятий проводится в преддверии 9 мая, 22 июня, Дня России, Дня Государственного флага и т.д.
В школах создаются музеи,залы в который также проводятся экскурсии, которые помогают школьникам изучать историю своей Малой Родины Наша школа ставит своей целью формирование у них активной жизненной позиции, патриотизма и подготовку учащихся к ответственному социальному служению, на основе ясно осознаваемых ими традиционных христианских ценностей, через реализацию следующих задач:
1. Воспитание свободной, физически здоровой, духовно богатой личности каждого ученика, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях;
2. Воспитание у учащихся стремления к высоким духовно-нравственным ценностям: гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека;
3. Создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, их творческих способностей, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.
4. Содействовать привлечению родителей к участию в воспитательном процессе.
5. Воспитание нравственной личности, руководящейся в своей деятельности такими христианскими ценностями, как смирение, терпение, милосердие, открытость и искренность, уважение к старшим, законопослушность.
«Память о наших предках и духовная связь с ними составляют богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих – прямое продолжение нравственных, культурных, духовных, исторических ценностей дедов и прадедов. Историческая память и духовный опыт поколений формируют у молодежи основы патриотизма и духовно-нравственных ценностей. Героизм наших воинов, их мужество, сила и вера в победу формировали ценности тогда – 80 лет назад. Эти ценности важны для нас и сегодня. Воспитание любви к Родине, уважение к ее истории и культуре – это задача, которую мы должны решать вместе с вами»
«Мы помним о страшных жертвах этой войны и храним молитвенную память о погибших. Нынешние чтения посвящаются осмыслению духовного опыта народа, прошедшего сквозь страшные испытания в годы Великой Отечественной войне. Но перелистывая героические страницы родной истории, мы не можем не замечать новых испытаний, пришедших на хранимую Богом страну нашу. Могущество и процветание Родины зависит от нашего духовного единства, от того, умеем ли мы хранить историческую память, готовы ли мы защищать наши традиционные ценности.
Работа по сохранению исторической памяти подрастающего поколения в нашей школе построена таким образом, что охватывает воспитательный и учебный процесс.
В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения в школе ведется обширная работа и во внеурочное время.
Знакомство учащихся в ходе выездных экскурсий с историческим прошлым в разных его проявлениях, безусловно, играет свою роль в формировании исторической памяти. Но какой бы увлекательной и интересной историческая информация ни была, для учащихся она остается только информацией, если не переживается ими, не проходит так называемую личностную примерку.
Поэтому считаем важным формирование внутренней мотивации для обращения к исторической памяти. Для формирования устойчивого интереса учащихся к историческому прошлому педагоги используют подход: «познавая историю - познаю себя». Наиболее успешным данная работа выглядит, если его исходным материалом служит история своего края, своей семьи. Именно подобные лично ориентированные проекты помогают воспринимать историю осмысленнее, личностно значимее.
Участие в конкурсе Память сильнее времени, показало , что в подготовке материала с огромным энтузиазмом включились не только сами дети, но и родители, бабушки и дедушки. Были пересмотрены десятки семейных фотографий, опрошены многие родственники, которые что-либо помнили о войне.
Мы даже и не подозревали, что можно узнать столько информации. Ребята по-другому взглянули на историю страны – они воочию увидели сопричастность каждого человека к истории своей страны и поняли, что историю творят не только политики или правители, но и простые граждане как их прабабушки и прадедушки. Сотрудничество детей и родителей, а также бабушек и дедушек, дало возможность пообщаться нескольким поколениям в семьях, проявив интерес и уважение к старшему поколению, прикоснуться к семейной памяти.
К 80 –летию Победы планируем создать Книгу Памяти куда будут вписаны имена родственников наших учащихся и их биографии участников Вов.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем». Вот и мы также хотим позаботиться о нашем будущем, о будущем наших детей.
В рамках «Декады военно-патриотического воспитания» для учащихся проводится большое количество Уроков Мужества посвященных военным подвигам.
В феврале традиционно проводится конкурс смотр песни и строя, посвященный Дню Защитников Отечества, игра «Зарница».
В преддверии праздника Великой Победы наша школа присоединяется к акции «Георгиевская ленточка». Обучающиеся и педагоги носят на груди георгиевские ленточки, как символ уважения к ветеранам и гордости за Великую Победу. Учащиеся вручали жителям поселка георгиевские ленточки, которые изготовили сами на мастер –классе. Подарив георгиевскую ленту, дети слышали слова благодарности! Ведь каждая подаренная лента – не просто красочный лоскуток, это символ истории и памяти.
Говоря о формировании исторической памяти как составляющей учебно-воспитательной деятельности школы, хочется отметить роль самих педагогов, прежде всего, как личностей, обладающих определенной культурой мышления, системой ценностей. Наши учителя профессионалы в определенной области знаний, но, прежде всего, это личности с определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями. Педагоги нашей школы несут в себе память о тех годах, а значит боевой подвиг останется запечатлён не только на страницах исследовательских работ, сочинений, в названиях улиц, на мемориальных досках, но и в душах и памяти воспитанников школы
– Сбережение памяти обеспечивается по-настоящему сохранением духовного опыта поколений. И этот опыт, в свою очередь, есть не что иное, как передача живой духовной традиции народа. Вот покуда, есть эта передача духовной традиции, народ действительно сохраняет огромную духовную силу, способную противостоять самым грозным опасностям. Будем бережно хранить память о прошлом и с надеждой устремляться в будущее, к новым победам и свершениям, – сказал патриарх Кирилл.
– Важно, чтобы молодежь воспитывалась на примере героев Великой Отечественной войны и тех, кто сегодня самоотверженно защищает нашу Родину, отстаивает интересы и суверенитет нашей страны, С сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном». Патриотическим ритуалом является поднятие флага России и исполнение Государственного гимна. Волонтерское движение. Волонтёрство - представляет собой необходимую составляющую гражданско-патриотического воспитания молодежи .
Заключение.
Для государства духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи является приоритетной задачей, потому что разрушение любой цивилизации начинается с разрушения ее духовности, с внедрения чуждых ей ценностей.
Патриотическое воспитание молодежи - это процесс воздействия на нее с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях своего народа, его героической борьбе, подвигах, талантах лучших сынов, знание символов государства, воспитание непримиримости к врагам своей Родины.
В нашем обществе становятся актуальными вопросы нравственного воспитания, возрождения таких духовных ценностей, как: чувство уважения и толерантности к культуре и религиям других народов, чувство высокого патриотического сознания, чувство гордости за свою страну и народ, чувство верности и готовности к выполнению гражданского долга.
Конечно же молодежь нельзя увлечь только разговорами о морали, нужны настоящие примеры из жизни. Необходимо с детства прививать любовь к родным людям, к языку, к литературе, истории и культуре своей страны. Каждое направление находит отражение во всей работе школы.
Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость. » А. С. Макаренко.
Вот почему сегодня необходимо возрождать духовно — нравственное самосознание народа, основываясь на многовековых традициях духовно — нравственного воспитания человека. Учет национальных ценностей в воспитании подрастающего поколения, опыт в духовно — нравственном становлении должны стать основой воспитания детей, для которых патриотические чувства и любовь к Родине- не пустые слова.
В заключение, считаю важным процитировать Епископа Городецкого и Ветлужского Августина :
Когда мы говорим сегодня о наших началах России, в каком мы сегодня находимся положении: экономическом, политическом, культурном, цивилизационном - мы сегодня должны в первую очередь обратиться к молодежи. Если сегодня мы не дадим молодежи правильных ориентиров: устойчивых, необратимых и
непоколебимых в пространстве и времени не только истории России - то у нас просто нет будущего. Желаю всем нам, что бы мы никогда не забывали о нашей Родине, о нашей Матери Земле, о наших предках, о нашем роде, что бы мы всегда об этом помнили.
Благодарю Вас за внимание!
Список использованной литературы