СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обощение по теме самообразования "Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Гаврилина Е.А. патр.восп.на уроках музыки»

Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности



«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, его человеческое достоинство – силой патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она может играть огромную роль в воспитании духовного мира детей и юношества.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально психологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.

Музыка - это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития обучающихся заключаются именно в музыке.

Работу на уроках музыки я строю, принимая за основу канал психологического влияния на человека, который выделяет следующие средства восприятия:

  • Аудиальный (лат. audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы. Это работа над песней, мелодией, словами. (фото с урока)

  • Визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись. Это создание обучающимися и учителем, дальнейшее применение на уроках и во внеурочной деятельности творческих проектов «История создания одной песни», , «Песни, опаленные войной». (мой сайт Проекты детей)

  • Кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы. Смотры песен и строя, инсенировки песен, маршировки и т.д.

Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Отличительная особенность программы по музыке Е.Д. Критской - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Эта программа основана и на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов, например таких как:

1.«Россия - Родина моя» – помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки, познакомиться с календарными обрядовыми песнями, народным фольклором, колядками.

2. «О России петь - что стремиться в храм» – дает понятие о храмовых

песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений – тропарей, стихир, молитвенных напевов, исполняемых хорами, хоровыми капеллами. Дети знакомятся с разными видами колокольных звонов, узнают их важность для православного народа. Звучит музыка на фоне иллюстраций древних икон, картин духовного содержания в учебниках.

3. «Музыка и изобразительное искусство» – рассматривает взаимодействие музыки и изобразительного искусства (живописи, скульптуры). Связь музыки с изобразительным искусством выражается в том, что музыка может вызывать в воображении зрительные образы и картины, вводит в мир творческого воображения, перехода от зрительных образов к музыкальным и наоборот, предусматривает множество творческих заданий, расширяет и углубляет нравственно - эстетические впечатления от музыки и живописи.

4. «Музыка и литература» – рассматривает взаимодействие музыки и литературы в различных жанрах вокальной музыки: песенном жанре, в жанре романса, оперном жанре. Учащиеся познакомятся с новым музыкальным жанром - вокализом, осознают многообразие и богатство связей музыки и литературы, связь музыки и литературы нерасторжима, оба эти искусства рождены жизнью и отражают жизненные события, чувства, переживания людей.

Из перечня этих разделов становится видно, как тесно переплетается музыка с различными видами искусства, и какой широкий эстетический и эмоциональный импульс получают дети на моих уроках.

Патриотическое воспитание невозможно без обращения к музыкальному фольклору. Фольклор даёт возможность детям глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее простым и доступным фольклорным материалом для обучающихся могут служить русские народные песни, прибаутки, частушки, а также обрядовые песни. На уроках ученики знакомятся с богатством и разнообразием жанров русских народных песен. О любви русского народа к природе, тяжёлой доли крестьян они узнают из простых протяжных песен. Былины и исторические песни знакомят ребят с образами русских богатырей и русских полководцев. Эти произведения воспитывают чувство гордости и любви к своей Родине, к своей истории.

Песни гражданской и Великой Отечественной войны это празднования огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость.

На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности — она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором. Песни военных лет — это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке, предающим бойцам силу и бодрость. Создателями песен были не только композиторы, но и сами фронтовики. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней.

В ноябре в нашей школе прошел фестиваль военно-патриотической песни, посвящённый 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Учениками 1 - 10 классов была представлена вокальная музыка разного исторического периода, которую объединяло одно самое важное качество – высокое духовное патриотическое начало. Каждый класс продемонстрировал не только свои вокальные способности, но и актёрское мастерство. Видеопрезентации с кадрами военных лет, плакаты, инсценировки сопровождали выступления школьников.

Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества — темы, ярко отраженные в песнях. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучению хоровому пению. Ученики с удовольствием исполняют песни о Родине, России, о героических подвигах защитников в годы ВОВ, о войне, народные песни.

Творческая работа, проводимая с обучающемся, является прежде всего интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей, и воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну.

В процессе наблюдения за детьми в дальнейших выступлениях с данным репертуаром, слушая их высказывания после концертов о том, какое воздействие оказало их выступление на зрителя, у детей отмечается проявление чувства гордости за подвиг народа, растёт эмоциональная отзывчивость на события общественной жизни.

Публичное выступление коллектива на концертах вызывает у детей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью. Дети испытывают подлинную радость от соприкосновения с историей своей страны и причастности к её традициям.

Присутствие детей на таких мероприятиях не может проходить для них бесследно. Находясь в торжественной обстановке, дети видят, как соблюдаются традиции в проведении ежегодных мероприятий. Участие в таких мероприятиях вызывает у детей огромное чувство ответственности, дети приобретают бесценный опыт, который также способствует развитию их гражданственности и национального самосознания.

Таким образом, патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день, очень актуально и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.




Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Патриотическое воспитание на уроках музыки

Патриотическое воспитание на уроках музыки

Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека .

Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека .

Аудиальный (лат. audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы. Это работа над песней, мелодией, словами.

Аудиальный (лат. audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы. Это работа над песней, мелодией, словами.

Творческие проекты Визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео, кино, фото.

Творческие проекты

Визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео, кино, фото.

Кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы.

Кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы.

Программа по музыке Программа основана на обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Программа по музыке

Программа основана на обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Россия - Родина моя

Россия - Родина моя

О России петь - что стремиться в храм

О России петь - что стремиться в храм

Музыка и изобразительное искусство  Музыка и литература

Музыка и изобразительное искусство Музыка и литература

Патриотическое воспитание невозможно без обращения к музыкальному фольклору

Патриотическое воспитание невозможно без обращения к музыкальному фольклору

Фестиваль военно-патриотической песни, посвящённый 75-летию Победы

Фестиваль военно-патриотической песни, посвящённый 75-летию Победы

Вывод Таким образом, патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день, очень актуально и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.

Вывод

Таким образом, патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день, очень актуально и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!