Патриотическое воспитание
на занятиях рисования.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Главной целью патриотического воспитания детей выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Надо помнить, что дети воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у них проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной.
Такие чувства могут возникнуть не сразу, даже после нескольких очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.
Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу – патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбу между народами и национальностями, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.
Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, загадками, народными играми. Подобное сочетание позволяет ребятам окунуться в глубину веков, более точно ощутить ту любовь к родному краю, красоту природы, которую стремились передать мастера в своих изделиях.
С давних пор педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов.
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививает любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к с Родине.
Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми я знакомлю детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
В учебном процессе воспитание патриотизма происходит практически на каждом занятии. Например, на занятиях по теме «Филимоновская роспись» мы говорим о родном крае, изучаем быт и культуру своего народа. Выполняя орнамент на рисунках, рассматриваем и обсуждаем значение каждого элемента. (Ровная линия – земля, квадрат – поле, точки в квадрате – засеянное поле, так же солнце – круг, вода – волнистая линия). В северных росписях огромное значение имеет цвет – преобладание красного символизирует тепло и солнце, которого там очень мало.
Известно, что природа – один из самых древних воспитателей человека, она формирует в людях наблюдательность, волю, развивает их эмоциональный мир. На занятиях идет процесс формирования бережного отношения к природе, любви и заботы о ней. Ребята рисуют разнообразные пейзажи с переменчивой погодой, отображая тем самым любовь к своей Родине.
Для того чтобы дети смогли показать свое личное отношение к окружающему миру, можно предложить им нарисовать плакат "Правила поведения в природе», посвященных охране природы.
Или показать «Красу земли родной» выполнить творческую работу на тему: «Люблю березку русскую» - ребята рисуют рисунки, выражают свое трепетное отношение к березе. (При выполнении задания можно включить музыку русских композиторов или прочитать стихотворения о природе).
Так же ни одно занятие не обходится без беседы, изучаем историю и культуру своего народа, чтобы выполнить задания на тематические сюжеты, такие как «Великая Отечественная война», «День космонавтики», «День Матери», «Масленица», «День Победы».
При изучении искусства и культуры русского народа нельзя обойти вниманием такую тему как российская государственная символика. Изучение геральдики, эмблематики древнерусского дворянства необходимо связать с символами современности. Учащиеся обязаны усвоить как должное, что подобно любому другому народу, россияне с уважением относятся как к современным, так и историческим символам своего Отечества.
Изучение произведений народного творчества, осознание талантливой самобытности российских народов, восхищение поделками мастеров разных направлений прикладного искусства также способствует формированию у учащихся чувства гордости своей страны, ее умельцами и проходит сквозной темой на протяжении всего периода изучения предмета «Изобразительного искусства».
Целью каждого урока является воспитание любви к родной стране, уважения к нашим символам и законам. На учебных занятиях детям прививаются желание и стремление знать историю нашей огромной страны, это способствует воспитанию патриотизма и гражданственности им, как будущим защитникам отечества.
Патриотизм заключается не только в знании истории своей страны и уважении к ее традициям, но и развитии каждого человека, как гармоничной личности. Чем больше в стране гармонично развитых людей, тем выше потенциал страны, лучше уровень жизни.