СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание школьников посредством туристско-краеведческой деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлен опыт работы по  патриотическому воспитанию посредством туристско-краеведческих экскурсий.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание школьников посредством туристско-краеведческой деятельности»

Кочнева Л. Г. учитель химии ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Августовка

http://www.antiplagiat.ru/index.aspx

Патриотизм – главная составляющая духовно-нравственного воспитания, фундамент здорового государства, основа его жизнеспособности. Патриотизм, как известно, это не природное, а социальное качество, и поэтому не наследуется биологически, а формируется, воспитывается.

Одной из важных задач патриотического воспитания является формирование понятия «Родина». Родина: большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина - как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей. Родина – как вечная ценность.

С чего начинается Родина? Родина для человека - это колыбельная, которую он слышал с самого рождения, это детские книжки про Колобка и Спящую царевну, это школьный портфель с пеналом и Букварем, это трещинки на асфальтовой дорожке, ведущей в школу, это запах воды родной реки, это голубизна и бездонность неба над бескрайней степью. Любовь к родине формируется в течение всей жизни и зависит во многом от воспитания патриотизма. Что такое патриотическое воспитание? Из каких моментов оно состоит? И что является его конечной целью? В словарях тема патриотизма рассматривается очень широко. С. И. Ожегова толкует это слово так: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Я же понимаю слово патриотизм, как сохранение в памяти человека и всего народа исторических событий, продолжение нравственного и культурного развития страны на примерах своих предков.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый ряд задач. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Безусловно, широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение, беседа, пример. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Но, стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. И здесь туризм - путешествия по малой родине, посещение знаковых для русского человека мест, знакомство с традициями своего народа не по учебникам, а на практике – является незаменимым средством.

Я покажу, что посредством туристических поездок решаются все поставленные задачи. Вот, посмотрите сами:

1) воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, селу;

2) формирование элементарных знаний о правах человека (родительские и детские всеобучи перед началом путешествия);

3) воспитание уважения к труду; (любое путешествие)

4) развитие интереса к русским традициям и промыслам; (Москва, Великий Устюг, Тальцы, Иркутск)

5) формирование бережного отношения к природе и всему живому (турпоходы, исток Иргиза, Байкал);

6) расширение представлений о городах России; (Сочи (Дагомыс, Адлер – Всероссийские фестивали), Лоо (2007 г. 20 человек), Лазаревское, Анапа

7) знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) «Краеведческий калейдоскоп»;

8) развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны (Москва, Волгоград, Санкт-Петербург, «Ломоносовский обоз – дорога в будущее»);

9) формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. (Абхазия, Казань, Бурятия)

С самых истоков туристического движения в нашей стране особое место занимает видение туризма как инструмента морального, нравственного и духовного воспитания молодежи. В советское время туризм стал не просто инструментом, а полноценным механизмом воспитания добропорядочных, любящих свою страну граждан. Существовали центры детских экскурсий и туризма, проводились экспедиции, например «Моя Родина – СССР», Куда только не ездили августовские школьники в те времена!

Сегодня туризм патриотической направленности является неотъемлемой частью различных городских тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания.

Конечно самые популярные города для экскурсий или туров - это Москва, Санкт-Петербург, Волгоград. Я с ребятами была в этих городах-героях несколько раз. Для детей здесь разработаны целые экскурсионные программы. Начинается знакомство с городом обзорной экскурсией, а затем, тематические, которые можно откорректировать с турфирмой по своему желанию.

«Эхо войны» (г. Москва): экскурсовод в военной форме расскажет о решающих сражениях Великой отечественной войны, известных полководцах и малоизвестных героях, о детях, сражавшихся за Родину, о прифронтовой Москве и о продолжении мирной жизни в городе. Во время экскурсии ребята посетят Театральную площадь, могилу Неизвестного солдата в Александровском саду, где возложат цветы, Красную площадь, на которой прошел Парад Победы в 1945 году, и парк памяти «Парк Победы» на Поклонной горе.

Авторская экскурсия «Пулковские высоты» (г. Санкт-Петербург): во время автобусной экскурсии идет военно-патриотический рассказ о начале войны, блокаде и личных семейных воспоминаниях. Первая остановка - мемориал на Пулковских высотах, откуда весь город виден, как на ладони. Здесь становится очевидно, почему так важно было защищать эти позиции, не щадя своей жизни. Именно здесь враг был остановлен, именно отсюда били по неприятелю орудия, снятые со знаменитого крейсера «Аврора». Далее ребята посещают Мемориал «Пулковский рубеж», где узнают о подвиге Зиновия Колобанова, далее - Монумент героическим защитникам Ленинграда, где можно возложить цветы, побывают в Парке Победы.

Но даже в небольших населенных пунктах есть свои достопримечательности: не только исторические и культурные памятники, но и природные объекты, поражающие своей красотой. Кроме того, в последние годы повсеместно успешно развиваются интерактивные экскурсии, дающие детям возможность окунуться в традиции своего народа, лично поучаствовать в гуляниях, посвященных Масленице, Коляде, Ивану Купале и т.д. Яна Пищулина, изложив возможности таких экскурсиям по родному краю, вошла в сотню лучших проектов по России, и благодаря этому стала участницей научно-познавательного проекта «Ломоносовский обоз – дорога в будущее». - Проехав по пути следования Михаила Ломоносова от Архангельска до Москвы, увидев все достопримечательности и промышленные предприятия русского севера, по-новому ощущаешь величие России, - делилась своими впечатлениями Яна.

Яна Пищулина и Игорь Жданов были со мной и в незабываемом путешествии на Байкал и далее по Бурятии до горячих источников Аршан, расположенных в Тункинской долине у подножия Тункинских гольцов на высоте 893 м над уровнем моря.

- Байкал - это озеро в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое по площади пресноводное озеро на континенте, - рассказывает Ольга Викторовна. А Яна с Игорем в это время вспоминают, что ехать до этой Восточной Сибири трое суток на поезде: Уфа, Челябинск, Курган, Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, Северобайкальск. Это вам не по учебнику изучать. И воду пресную из озера мы все пили, когда на катере шли на другой берег (самое узкое место 24 км.). А вы поднимались на высоту 728,4 м к камню Черского? Рядом с вершиной — обзорная площадка, с которой хорошо видны исток Ангары с Шаман-камнем, Сейчас Шаман-камень выступает из воды лишь на 1-1,5 м. (до строительства Иркутской ГЭС он возвышался более чем на 10 м.), а под водой находится массив 300 м. высотой. А нерпу вы видели? Она похожа на большую замшевую игрушку, так и хочется дотрагиваться до нее снова и снова. А какой вкусный байкальский омуль!

Все эти возможности следует рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края и страны, развивать в подростках эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности. Именно в ходе экскурсий, посещений музеев происходит знакомство с историей Родины, с искусством и тем самым зарождается гордость за своё Отечество, любовь к нему и, следовательно, патриотизм.

Одной из важнейших задач современной школы и является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных Факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Такое общение при систематической туристско-краеведческой деятельности осуществляется непрерывно.

Заключение

Обладая высокой социальной значимостью, внутренний детский экскурсионно-познавательный туризм является объектом пристального внимания каждого государства. Развитие данного направления, прежде всего, - вклад в развитие своих будущих граждан, их приверженности своему государству: его истории, культуре, традициям.

Посещая культурно-исторические места, человек проникается духом времени, в котором жили его предки, он начинает ощущать свою причастность к истории России и той местности, где он живет. Именно это способствует воспитанию у детей и подростков патриотизма и любви к своей Родине.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».