СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание современных школьников на примере подвигов святого Александра Невского

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе было написано в рамках Рождественских чтений 2020. Оно вместе с другими работами учителей Подмосковья опубликовано в сборнике: По итогам Рождественских чтений выпущен сборник: https://d3254422-65de-437d-b8d6-9235d114175a.filesusr.com/ugd/3d165c_1e3e91f2a33442e79a24a94612d5e422.pdf 

В данном сборнике Вы найдете много интересного.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание современных школьников на примере подвигов святого Александра Невского»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ПОДВИГОВ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

эссе

Гоманюк Татьяна Дмитриевна,

учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №10»,

Московская область, г.о. Реутов

E-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье представлен опыт педагога, учителя истории, на тему «Святой витязь земли русской». Имя благоверного князя Александра Невского наиболее почитаемо среди наших соотечественников: это его митрополит Кирилл назвал «Солнце земли Русской...» Таковым он остался в памяти народной и по сей день. Представлена необходимость патриотического воспитания, ведь в историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы. Этого придерживаемся в своей программе «Патриотическое воспитание современных школьников на примере подвигов святого Александра Невского», направленной на развитие у обучающихся навыков познавательной, учебной, исследовательской и проектной деятельности, умений общаться и взаимодействовать с коллегами, повышение уровня владения информационно коммуникационными технологиями.

Патриотизм – важнейшее гражданское качество личности и условие успешного развития любой нации. В то же время патриотизм – сложное и многомерное явление, оставившее противоречивый след в истории. В современных условиях информационного общества воспитание патриотизма требует учета таких психологических особенностей молодого поколения, с которыми мы не сталкивались в прошлом. Если этого не учитывать, то процесс патриотического воспитания принимает формальный характер, а результат оказывается нулевым. Ведь в историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы. Все это особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний.

Президент России Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект о патриотическом воспитании в школах. Глава государства подчеркнул, что воспитание юных россиян должно быть направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества…».

Мы, педагоги, понимаем, что социальный заказ современному учительству, как раз и заключается в том, чтобы, составляя план мероприятий по данной теме, учитывались психологические механизмы формирования патриотизма, подробно анализировалось содержание работы по воспитанию патриотизма у современных школьников, обязательно учитывались практические рекомендации других педагогов по выбору форм и методов работы. Особенно это актуально, когда в период пандемии, школы переходят на особый режим обучения. Здесь стоит воспользоваться опытом тех, кто уже опробовал инновационные формы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, через сетевую проектную деятельность, on-line презентации и газеты, Googl-карты, фото- и видеосервисы.

Меня многому научил и зажег во мне желание опробовать подобные формы сетевой проект «Святой витязь земли русской».

По мысли современного писателя Ю.М. Полякова, каждый человек «...проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я и, наконец, — в конечном счете раствориться в своем Отечестве». Приходит человек к пониманию патриотизма по-разному: один – через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий – через религиозную веру, четвертый - через образование. Одно остается несомненным и важным для патриотического воспитания – это сохранение памяти своих предков.

В дошкольные и школьные годы патриотизм формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения. Взрослея это чувство социализируется, возвышается и все более осознается, в процессе осуществления общественно полезной деятельности. На примере организации исследовательской деятельности обучающихся в нашей школе, можно проследить возможности проектной деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем.

Тема нынешних Рождественских чтений людям, интересующимся историей, интересна и близка вдвойне. Ведь имя благоверного князя Александра Невского наиболее почитаемо среди наших соотечественников: это его митрополит Кирилл назвал «Солнце земли Русской...» Таковым он остался в памяти народной и по сей день. Его образ незримо являлся путеводной звездой в годины тяжелых испытаний.

В своих исследовательских проектах, эссе, стихотворениях обучающиеся с 5 по 11 класс постараются ответить на такие проблемные вопросы, как «Что значит быть патриотом земли русской?», «Какие основные черты личности Александра Невского наиболее значимы для нас?», «В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХШ в. и какова роль Невского в нем?», «Какое значение имели военные победы Александра Невского?», «За что Александр Невский причислен к лику святых?», «Как увековечено имя Александра Невского в разных городах?», «Образ благоверного князя Александра Невского в иконописи», «Почему образ Александра Невского актуален в 21 веке?», «В чем проявляется патриотизм сегодня?» Именно поиск ответов на эти вопросы поможет сформировать, гражданскую зрелость участников, их устойчивую жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Выставки рисунков и фотовыставки мест, связанных с именем благоверного князя Александра Невского, позволят приобщиться к данной теме Рождественских чтений младшим и средним школьникам.

В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности записано: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Этой концепции мы и придерживаемся в своей программе «Патриотическое воспитание современных школьников на примере подвигов святого Александра Невского», направленной на развитие у обучающихся навыков познавательной, учебной, исследовательской и проектной деятельности, умений общаться и взаимодействовать с коллегами, повышение уровня владения информационно коммуникационными технологиями.

Список использованных источников

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2019. -23 с.

3. Круподерова К.Р. Организация единого информационно-творческого образовательного пространства студентов через сетевую проектную деятельность: учебное пособие / К.Р. Круподерова, А.В.Макеева. - Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - 68 с