ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ПОДВИГОВ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
эссе
Гоманюк Татьяна Дмитриевна,
учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №10»,
Московская область, г.о. Реутов
E-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье представлен опыт педагога, учителя истории, на тему «Святой витязь земли русской». Имя благоверного князя Александра Невского наиболее почитаемо среди наших соотечественников: это его митрополит Кирилл назвал «Солнце земли Русской...» Таковым он остался в памяти народной и по сей день. Представлена необходимость патриотического воспитания, ведь в историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы. Этого придерживаемся в своей программе «Патриотическое воспитание современных школьников на примере подвигов святого Александра Невского», направленной на развитие у обучающихся навыков познавательной, учебной, исследовательской и проектной деятельности, умений общаться и взаимодействовать с коллегами, повышение уровня владения информационно коммуникационными технологиями.
Патриотизм – важнейшее гражданское качество личности и условие успешного развития любой нации. В то же время патриотизм – сложное и многомерное явление, оставившее противоречивый след в истории. В современных условиях информационного общества воспитание патриотизма требует учета таких психологических особенностей молодого поколения, с которыми мы не сталкивались в прошлом. Если этого не учитывать, то процесс патриотического воспитания принимает формальный характер, а результат оказывается нулевым. Ведь в историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы. Все это особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний.
Президент России Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект о патриотическом воспитании в школах. Глава государства подчеркнул, что воспитание юных россиян должно быть направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества…».
Мы, педагоги, понимаем, что социальный заказ современному учительству, как раз и заключается в том, чтобы, составляя план мероприятий по данной теме, учитывались психологические механизмы формирования патриотизма, подробно анализировалось содержание работы по воспитанию патриотизма у современных школьников, обязательно учитывались практические рекомендации других педагогов по выбору форм и методов работы. Особенно это актуально, когда в период пандемии, школы переходят на особый режим обучения. Здесь стоит воспользоваться опытом тех, кто уже опробовал инновационные формы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, через сетевую проектную деятельность, on-line презентации и газеты, Googl-карты, фото- и видеосервисы.
Меня многому научил и зажег во мне желание опробовать подобные формы сетевой проект «Святой витязь земли русской».
По мысли современного писателя Ю.М. Полякова, каждый человек «...проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я и, наконец, — в конечном счете раствориться в своем Отечестве». Приходит человек к пониманию патриотизма по-разному: один – через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий – через религиозную веру, четвертый - через образование. Одно остается несомненным и важным для патриотического воспитания – это сохранение памяти своих предков.
В дошкольные и школьные годы патриотизм формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения. Взрослея это чувство социализируется, возвышается и все более осознается, в процессе осуществления общественно полезной деятельности. На примере организации исследовательской деятельности обучающихся в нашей школе, можно проследить возможности проектной деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем.
Тема нынешних Рождественских чтений людям, интересующимся историей, интересна и близка вдвойне. Ведь имя благоверного князя Александра Невского наиболее почитаемо среди наших соотечественников: это его митрополит Кирилл назвал «Солнце земли Русской...» Таковым он остался в памяти народной и по сей день. Его образ незримо являлся путеводной звездой в годины тяжелых испытаний.
В своих исследовательских проектах, эссе, стихотворениях обучающиеся с 5 по 11 класс постараются ответить на такие проблемные вопросы, как «Что значит быть патриотом земли русской?», «Какие основные черты личности Александра Невского наиболее значимы для нас?», «В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХШ в. и какова роль Невского в нем?», «Какое значение имели военные победы Александра Невского?», «За что Александр Невский причислен к лику святых?», «Как увековечено имя Александра Невского в разных городах?», «Образ благоверного князя Александра Невского в иконописи», «Почему образ Александра Невского актуален в 21 веке?», «В чем проявляется патриотизм сегодня?» Именно поиск ответов на эти вопросы поможет сформировать, гражданскую зрелость участников, их устойчивую жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Выставки рисунков и фотовыставки мест, связанных с именем благоверного князя Александра Невского, позволят приобщиться к данной теме Рождественских чтений младшим и средним школьникам.
В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности записано: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Этой концепции мы и придерживаемся в своей программе «Патриотическое воспитание современных школьников на примере подвигов святого Александра Невского», направленной на развитие у обучающихся навыков познавательной, учебной, исследовательской и проектной деятельности, умений общаться и взаимодействовать с коллегами, повышение уровня владения информационно коммуникационными технологиями.
Список использованных источников
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2019. -23 с.
3. Круподерова К.Р. Организация единого информационно-творческого образовательного пространства студентов через сетевую проектную деятельность: учебное пособие / К.Р. Круподерова, А.В.Макеева. - Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - 68 с