«Патриотическое воспитание в МКОУ Никольская СОШ»
Козина Валентина Васильевна
советник директора по воспитательной работе
и работе с общественными организациями,
МКОУ Никольская СОШ,
kozina_61@mail.ru
«… В человеке порядочном патриотизм есть не
что иное, как желание трудиться на пользу
своей страны, и происходит не от чего другого,
как от желания делать добро – сколько
возможно больше и сколько возможно лучше.»
Н.А. Добролюбов.[5]
Введение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание - это постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на создание у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МКОУ Никольская СОШ.
Целью программы является комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей; создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
В качестве основных задачвыступают:
создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов попатриотическому воспитанию;
разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.
В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Кроме этого снижение воспитательного воздействия; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации. Необходимо обеспечивать воспитание патриотизма во время проведения всех основных школьных мероприятий, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью, укрепляющей основы российской государственности. Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
раскрыть понимание истинного значения интернационализма;
- препятствовать широкому распространению в общественном сознании равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессии;
- проявиться устойчивой тенденции повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.
Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания Никольской средней школы остаются:
Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
Совершенствование деятельности администрации школы в области патриотического воспитания школьников.
3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотическоговоспитания школьников.
4. Координация деятельности детской школьной организации в интересах
патриотического воспитания школьников.
Оценка эффективности реализации Программы:
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведениюпатриотической работы с детьми и подростками;
формирование гражданской грамотности учащихся;
внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей школьников;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашегокрая;
- улучшение условий для формирования патриотических чувств.
Основная часть.
Воспитание подростков - это сложный и многогранный процесс, который включает в себя много направлений деятельности. Патриотическое воспитание является основой воспитательного процесса в современном обществе.
Воспитывая уважение к народным традициям, чувство уважения к старшему поколению, ветеранам войны и труда, милосердие, мы воспитываем высоконравственное поколение, будущее нашего общества.
В работе по патриотическому воспитанию используются разные формы и методы. Особенно ценной и часто используемой формой работы считается классный час, при подготовке которого учитываются интересы, способности и возможности всех учащихся. Общение с учащимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми ребятами, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией на обсуждаемые вопросы. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
Часто проводятся диспуты, ролевые и деловые игры, устные журналы, литературные и музыкальные гостиные.
Существующая в нашем районе традиция, эстафета «Слава», очень ценна своим воспитательным потенциалом. Это передача шкатулки с землёй с Мамаева Кургана из одной школы в другую, а вместе со шкатулкой передаётся дань уважения всем участникам Великой Отечественной войны. На каждом этапе организуется торжественный приём шкатулки, митинг, встреча с ветеранами, минута молчания. Она стартует из г. Боброва в январе и ко дню Защитника Отечества, побывав во всех школах района, возвращается в г. Бобров. Эта традиция не прерывалась никогда, и поэтому для ребят нашего района она имеет огромное воспитательное значение, осознание величайшего подвига нашего народа во время войны.
Мы основательно готовимся к эстафете «Слава». Ребята с волнением ждут встречи с гостями, слушают захватывающие рассказы о подвигах и буднях военного времени, а также напутствия старших товарищей.
Наша связь со старшим поколением носит не разовый, а регулярный характер. Встречи со старшими товарищами не кажутся нашим ребятам скучными, обязательными. Они с удовольствием и уважением общаются с ветеранами, оказывают посильную помощь в уборке дворов, усадеб, при посадке огорода, посещают одиноких пожилых людей и оказывают им моральную поддержку. Они черпают от них жизнелюбие, бодрость духа. Подобная деятельность привлекает внимание общественности к одиночеству пожилых людей, окружению их заботой и вниманием, воспитание у учащихся чувства милосердия, сострадания, осознания себя значимой личностью в социуме.
Пожилые одинокие люди отмечали, что нуждаются не столько в физической помощи, сколько в моральной поддержке и общении, и они это получили в полной мере от наших ребят. Никакие беседы о милосердии не окажут такого воздействия на ребёнка, как личный контакт с пожилыми людьми, осознание своей необходимости и важности в жизни другого человека.
Данная форма воспитательной работы позволяет видеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.
На воспитание любви к своей Родине также направлены такие мероприятия, как: краеведческие конференции, работа и экскурсии в школьный краеведческий музей, встречи с воинами-интернационалистами, участие в конкурсе «Я - гражданин России», конкурсы рисунков и фотографий о родной природе. В них мы принимаем самое активное участие.
Мы регулярно убираем территорию братской могилы в нашем селе.
Мы надеемся, что никто из учащихся нашей школы не позволит себе безнравственного поступка по отношению к пожилым людям, неуважительного отношения к людям старшего поколения. Все перечисленные мероприятия, формы и методы работы направлены на воспитание сознательности учащихся, их нравственной культуры и нравственной ответственности, чувства патриотизма.
Заключение.
В стремительном ритме XXI века граждане нашей страны погружены в работу, решение своих социальных и материальных проблем. Им некогда остановиться и задуматься: а может ни к чему столь стремительный ритм, столь быстрое течение времени, жизни? Ведь кроме забот и материальных проблем вокруг существуют проблемы куда более важные: духовное возрождение страны, экологическое благополучие планеты, эмоциональное и душевное равновесие твое и твоих близких.
У каждого человека, где бы он ни проживал, наступает момент, когда он вдруг понимает, что помимо его настоящих забот, есть и была его малая Родина. С ней его связывают родители, воспоминания о друзьях, о годах учебы. И хотелось бы, чтобы воспоминания эти были добрыми, чтобы каждому гражданину было чем гордиться, было чем поделиться с окружающими. А для того чтобы гордиться, нужно научиться это делать, важно хорошо знать свою историю.
Ведь только хорошо зная историческое прошлое и настоящее нашей Родины, мы обогатим её образ, созданный многими поколениями наших предков, чем - то новым, своим, не ломая и разрушая традиции, а продолжая и развивая их.
Самое дорогое и священное, что отец передаёт сыну, дед внуку, одно поколение другому, это - Память. Память о былом, об опыте прошлого, о людях, чьи героические подвиги являются гордостью нашего Отечества.
Литература:
Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т.4. - 676 с.
Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1995. - 238с.
Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. – сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. – (Развитие и воспитание дошкольника).
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Николай Добролюбов. Афоризмы и цитаты. - https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-nikolaya-dobrolyubova
приложение
| № п/п | Мероприятие | Сроки январь-февраль | Участники | Ответственные |
| 1 | «Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды» (беседа) | 01.02. | 1 класс | Коровина В.Н. |
| | 27 января – день полного освобождения города Ленинграда от блокады (1944) год» (круглый стол) | 02.02. | 2 класс | Жердева Е.А. |
| | «Блокадный Ленинград» (экскурс в прошлое) | 02.02 | 3,4 класс | Дрючкова Е.С. |
| | «Битва за Сталинград, прорыв блокады Ленинграда» (путешествие в прошлое)» | 03.02 | 6, 7 класс | Попова Т.В. |
| | «Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!» ко дню полного освобождения Ленинграда от фашистки блокады… литературная композиция) | 03.02. | 8 класс | Ломовцева Т.Н. |
| | «Сталинградская битва» (экскурс в прошлое) | 04.02 | 1 класс | Коровина В.Н. |
| | «Сталинградская битва» (экскурс в прошлое) | 04.02 | 3,4 класс | Дрючкова Е.С. |
| | «Битва за Сталинград» (путешествие в прошлое) | 02.02 | 5 класс | Жиличева Е. Г. |
| | «Сталинградская битва» (урок мужества) | 01.02 | 8-9 класс | Ломовцева Т.Н. Просветова О.А. |
| | Классный час «День вывода советских войск из Афганистана» (встреча с ветеранами Афганской войны) | 10.02 | 5 класс | Жиличева Е.Г. |
| | «День вывода советских войск из Афганистана» (устный журнал) | 12.02 | 6, 7 класс | Попова Т.В. |
| | «В жизни всегда есть место подвигу» (нравственная беседа) | 12.02 | 8 класс | Ломовцева Т.Н. |
| | Классный час, посвященный дню вывода советских войск из Афганистана. | 14.02 | 9 класс | Просветова О.А. |
| | «День защитника Отечества» (конкурсная программа) | 22.02 | 3,4 класс | Дрючкова Е.С. |
| | «Есть такая профессия - Родину защищать» (исследование) | 22.02 | 6, 7 класс | Попова Т.В. |
| | Классный час, посвященный Дню Защитника Отечества «Защитник Родины. Каким ему быть?» (игра) | 22.02 | 8 класс | Ломовцева Т.Н. |
| 2 | Урок мужества с военно-патриотическим клубом «Оберег» | 27.01 | 5-9 классы | Военно-патриотический клуб «Оберег», Меренков А.В. |
| 3 | Участие в районном конкурсе рисунков «Пусть не будет войны на планете» | с 01.02 по 15.02 | 3, 5, 7 классы | Жердева Е.А. Жиличева Е.Г. Попова Т.В. |
| Участие в районном фотоконкурсе «Они подарили нам победу!» | 17.01 по .15.02 | 7 класс | Козина В.В. |
| Участие в районном конкурсепатриотической песни «Я люблю свою землю» | 18.01 по 15.02. | Хор «Вдохновение» 5-8 классы | Просветова О.А. |
| 4 | Участие в районном конкурсе тематических выпусков школьных газет «Они ковали Победу…» | 18.01 до 18.02. | 7 класс | Жиличева Е.Г. |
| 5 | Торжественная линейка «Ты в памяти и сердце моем, Афганистан» | 15.02 | 1 -9 классы | Классные руководители |
| 6 | Эстафета «Слава» | 04.02 | 1-9 классы | Коровина В.Н. | | |
| 7 | Участие в районном творческом конкурсе «Есть такая профессия – Родину защищать» | 17.01 по 15.02 | 2, 5 класс | Дрючкова Е.С. Жердева Е.А. | | |
| 8 | Утренник «Праздник дедушек и пап» | 19.02 | Структурное подразделение -детский сад | Мозалевская О.С. | | |
| 9 | Участие в районном конкурсе социальных проектов «Я гражданин России» | 18.01 | 8 класс | Коровина В.Н. Попова Т.В. Просветова О.А. | | |
| № п/п | | Сроки апрель-май | | | | |
| 1 | Классный час «Их подвиг в веках» | 12.04 | 1 | Коровина В.Н. | | |
| | Классный час «Герои войны» | 12.04 | 2 | Жердева Е.А | | |
| | Классный час «Бессмертный подвиг» | 12.04 | 3, 4 | Дрючкова Е.С. | | |
| | Классный час «Память жива» | 19.04 | 5 | Жиличева Е.Г. | | |
| | Классный час «Дети войны» | 19.04 | 6, 7 | Попова Т.В | | |
| | Классный час «Мы помним, мы гордимся» | 26.04 | 8 класс | Ломовцева Т.Н. | | |
| | Классный час «Уроки Победы» | 26.04 | 9 класс | Просветова О.А. | | |
| 2 | Участие в акции «Эстафета Победы», посвященной 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне | 06.05 | 1-9 классы | Меренков А.В. | | |
| | Участие в XIII международной акции "Читаем детям о Великой Отечественной войне" | 06.05 | Структурное подразделение -детский сад | Мозалевская О.С. | | |
| | Участие в акции "Сад Памяти!" | До 30.05 | 8 класс | Ломовцева Т.Н. | | |
| 3 | Участие в муниципальной военно-спортивной эстафете «Память», посвященной памяти учителя физкультуры, талантливого тренера, войну-афганцу, достойно выполнившем свой интернациональный долг, Плетневу И.А. | 05.05 | 8-9 классы | Меренков А.В. | | |
| 4 | Организация Муниципального детского творческого конкурса «О войне и о Победе» | с 04.05. по 25.05. | 1-9 классы | Классные руководители | | |
№ п/п | | Срокисентябрь -ноябрь | Класс | Ответственные | |
1 | Классный час «Проведение военного парада на Красной площади в 1941 году» (устный журнал) | 18 октября | 2, 3 классы | Жердева Е.А. Коровина В.Н. | |
Классный час «День военного разведчика» | 18 октября | 1,4 классы | Дрючкова Е.С. | |
Классный час «Морским судам быть» (беседа, конкурс рисунков) | 25 октября | 5 класс | Меренков А.В. | |
Классный час «День памяти жертв политических репрессий» | 21 октября | 6 классы | Жиличева Е.Г. | |
Классный час «Комсомольцы-добровольцы» | 20 октября | 7,8 класс | Попова Т.В. | |
Классный час «День народного единства» | 26 октября | 9 класс | Ломовцева Т.Н. | |
2 | Экскурсия в школьный краеведческий музей | 19 октября | 1-6 классы | Классные руководители | |
3 | Посещение сельской библиотеки | 8 октября | 5-9 классы | Классные руководители | |
4 | Разговоры о важном «День народного единства» | 28 октября | 1-9 классы | Классные руководители | |
5 | Участие в муниципальном этапе областной краеведческой конференции обучающихся "Петр I и Воронежский край" | 7 октября | 8 класс | Попова Т.В. | |
Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса видеоэкскурсий "Юный экскурсовод России" (2022-2023 у.г.) | 19 ноября | Мозалевская А. 8 класс | Попова Т.В | |
6 | Муниципальный литературно-патриотический праздник «Белые журавли» | 21.10 | 3,6,9 | Жердева Е.А. Вышлова О.И. | |
7 | Музейный урок «Операция «Малый Сатурн» в рамках акции «Дорогами Победы». | 22.09 | 9 класс | Козина В.В. | |
8 | Участие в едином уроке мужества «Малый Сатурн. Нет будущего без прошлого!». | 23.09 | 1-9 | Классные руководители | |
9 | День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России (беседа+презентация) | 8.11 | 5-8 классы | Козина В.В. | |
10 | Видеоуроки о Дне начала Нюрнбергского процесса. | 20.11. | 7,8 класс | Козина В.В. | |
11 | Участие во Всероссийской акции «Письмо солдату". | ноябрь | 1-9 классы | Козина В.В. Классные руководители | |
Участие в Дне солидарности в борьбе с терроризмом, связанная с трагическими событиями 2004 года в г. Беслан. | 3.09 | 1-9 | Классные руководители | |
Участие в акции "Капля жизни" | 5.09 | 1-9 | Классные руководителя | |
участие в областной патриотической акции "Венок памяти". | 5.09 | 1-9 | Классные руководители | |