Патриотическое воспитание в начальной школе через изучение адыгейского языка.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Проблема патриотического воспитания обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.
В то же время современная ситуация оценивается как нестабильная. Это связано с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи, ее отчуждением от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам.
Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, нежелание ее участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения – всё это угрожает национальной безопасности страны.
Патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики.
Сегодня жизнеспособность общества зависит от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета, который вырабатывается в приобщении к традициям и многовековой культуре собственного народа, в опыте патриотического воспитания. На уроках адыгейского языка мы придаем большое значение формированию патриотических и духовно-нравственных ценностей у детей.
Новый стандарт начального образования призван возродить воспитание личности. И не малую в этом играет национально-региональный компонент, то есть в нашей школе «адыгейский язык». Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Требования к личностным качествам включают в себя ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.
Формирование гражданской идентичности личности становится одной из ключевых задач образования в социокультурной модернизации Адыгеи и способствует реализации роли образования как важнейшего социального института, во многом определяющего достойную жизнь граждан России нашей большой родны и Адыгеи – малой родины, конкурентоспособностьи процветание нашей страны и республики.
Формирование гражданской идентичности относят к личностным качествам. Развитие, обучение, социализация и воспитание взаимопроникаемы. И естественно, без формирования определенных ценностно-смысловых установок невозможно воспитать гражданина страны. Становление ценностей происходит и во время достижения надпредметных и предметных результатов.
Большой воспитательный потенциал всегда несли в себе гуманитарные предметы: литература, история, иностранный язык, адыгейский язык наряду с русским языком и литературным чтением входят в предметную область «Филология».
Наша начальная школа работает по программе для русскоязычной школы А.Ю.Каратабан «Изучаю адыгейский язык». В данный комплекс заложен огромный воспитательный потенциал. Главной концепцией программы является развитие индивидуальности в диалоге культур. Одна из основных задач обучения адыгейскому языку в начальной школе направлена на формирование у учащихся гражданской идентичности, чувств патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей. Всё это соответствует ФГОС второго поколения начального общего образования.
Содержание воспитательного аспекта составляют те средства, благодаря которым достигаются планируемые результаты. К используемым средствам в воспитании гражданской идентичности в рамках программы А.Ю.Каратабан Адыгейский язык для русскоязычных школ относятся тексты (монологи, диалоги, художественные тексты, стихи, песни, фольклор, пословицы, поговорки), дающие элементарные представления о моральных правилах и нормах нравственного поведения, формирующие представления о дружбе, доброте, взаимоотношениях в семье, классе, школе. Тексты, воспитывающие любовь к природе и животному миру России и Адыгеи, а также способствующие воспитанию ценностного отношения к своей малой родине, народу, России, уважительное отношение к родному языку. Тексты, способствующие осознанию своей культуры через контекст культуры адыгейского народа.
Другие средства, способствующие формированию гражданской идентичности, представленные в УМК, — это упражнения, задания, с помощью которых формируются представления о своей стране и республике. Раздел «Моя малая и большая Родина» поясняет особенности межкультурного общения с точки зрения нравственно-эстетических норм. Упражнения под разделом «Ныбджэгъуныгъэр. Дружба» побуждают к творческой деятельности и развитию «чувства локтя», ощущение причастности к другой жизни, к маленькому социуму.
Сказочные персонажи, сопровождающие образовательный процесс по программе « Изучаем адыгейский язык 1-4», на примере своих поступков и черт характеров учат различать хорошее и плохое. И эти персонажи чередуются — учащиеся обязательно встречаются с героями русских и адыгейских народных сказок или детских книг русских и адыгейских писателей после встречи с героями былин нартского эпоса.
Кроме средств, представленных в программе адыгейского языка, залогом успешной реализации воспитательного аспекта, в частности формирования гражданской идентичности, являются используемые технологии и сам учитель.
На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, выбора тех технологий, когда образовательный процесс будет более эффективным за счет реализации творческого потенциала ученика, предоставленной свободы выбора (тем, средств и пр.), за счет повышения мотивации к изучению адыгейского языка.
Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания является и чтение на адыгейском языке. Путь воспитания при чтении – путь
опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений, формированию мировоззрения. Не менее важно аудирование как источник информации, средство воспитания в том числе. Использование видеоресурсов повышает интерес к содержанию предмета, способствует лучшему усвоению материала, так как затрагивается эмоциональная сфера. По последним данным научных исследований, 70% детей являются визуалами.
Эффективность воспитания в процессе чтения и аудирования, демонстрации видеоматериалов зависит не только от правильного подбора материала, от продуманных приемов организации, но и от возможности применять содержание прочитанного, услышанного, увиденного
в практической деятельности учащегося. Чтобы воспринятый материал стал действительно орудием воспитания, полезно проведениев начальной школе предметных недель, представление проектов, написание сочинений, ролевых игр, настольно-печатных дидактических, игр-драматизаций. Проектная деятельность, игра, драматизация – это те технологии, которые хорошо знакомы детям начальной школы, так как они вчера этим занимались в дошкольных учреждениях.
Таким образом, процесс воспитания – это не особый процесс, проходящий только на уроках. Воспитание, формирование личности гражданина, его мировоззрения осуществляется непосредственно и в урочной, и во внеурочной деятельности.
Большинство тем адыгейского языка затрагивают напрямую или косвенно нравственный аспект воспитания. Учебный предмет «Адыгейский язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому адыгейский язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов. Возможная интеграция предметного содержания дает возможность во внеурочной деятельности продолжать решать задачи, которые перед собой поставил учитель. И одну из главных задач изучения адыгейского языка занимает патриотическое воспитание.
Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться, прежде всего, через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на адыгейском языке – это межкультурное взаимодействие. Будет ли интересным это взаимодействие, когда ребенок ещё мало знает о себе, о своей семье, школе, городе, стране, о своей культуре? Важно донести до учащегося, что эти знания и любовь к своей стране сделают его интересным, духовно богатым человеком и гражданином.