2. Подготовка учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности | 5 минут | Психологически настроить на предстоящий урок Актуализировать ранее изученный материал. | Актуализирует В начале урока прозвучала знакомая музыка. Как она называется и кто автор? Как называется полное произведение, частью которого является этот хор? Что такое кантата? ( Слайд 3) Демонстрирует показ картины Е.Корина «Александр Невский» Слайд 4 Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока. Кто он, Александр. Невский? Какими качествами должен обладать такой человек? Можно ли назвать его патриотом? Каких людей называют патриотами? | Предполагаемые ответы Хор «Вставайте, люди русские» Композитор С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский» КАНТАТА - крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром Включаются в беседу. Отвечают на вопросы. Воин, защитник земли Русской, великий полководец и русский князь. Смелость, сила,отвага, бесстрашие, решительность. Да. Людей, которые любят свою Родину, гордятся достижениями и культурой своей страны, готовы защищать её от врагов. | Познавательные Коммуникативные Личностные Предметные: узнавать знакомые музыкальные произведения Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения различного образного содержания |
3. Мотивация к учебной деятельности | | Мотивировать к учебной деятельности учащихся. Создать проблемную ситуацию, сформулировать тему, цель урока | Ребята, вы хотели бы познакомиться с другими примерами патриотизма в русской музыке? А что вы хотели бы узнать? Вспомните фамилию композитора, который является основоположником русской классической музыки? | Предполагаемые ответы в творчестве каких композиторов, есть произведения, прославляющие отважных защитников РОДИНЫ. М. И. Глинка | |
4. Постановка цели урока. | 3минуты | сформулировать тему, цель урока | Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Давайте сформулируем тему урока | Делают предположение о теме урока О патриотизме в музыке С. С. Прокофьева, М. И. Глинки. Тема урока: «Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки». Слайд 5 | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Личностные: представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России |
4. Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности) 4.1 Слушание 4.2 Вокально – хоровая работа | 14 минут | Формирование у учащихся знаний О героико – патриотических музыкальных примерах в русской классической музыки. развитие эмоциональной отзывчивости к музыке Развитее вокально – хоровых навыков | Предлагает рассмотреть иллюстрации (учебник, стр.20) И ответить на вопрос учителя. «Что изображено на этих репродукциях?» Слайд 6 Какие чувства передают эти репродукции? Какую музыку вы сочинили бы к этим картинам? Слушание: «Я пойду по полю белому». Слайд 6 Предлагает послушать музыкальный фрагмент записать в тетрадь прилагательные, которые передают характер и настроение этой музыкальной композиции Какие слова вы записали? Какой образ передаёт нам эта музыка? К какому народному жанру близка музыка этой части? Определите состав исполнителей. Как вы думаете, у солиста мужской или женский, высокий голос или низкий? Как называется такой тембр? Проводит вокально – хоровую работу. Исполнение мелодию «Я пойду по полю белому» Организует совместное коллективное исполнение Предлагает обсудить исполнение. Понравилось вам ваше исполнение? | Работают с учебником Отвечают на вопрос, поставленный в учебнике Участвуют в беседе с учителем. Отвечают на вопросы с опорой на изображения репродукций. Поле боя, погибшие воины, женщина ищет погибших родных: мужа, брата, сына Печаль, горе, тоску, безнадёжность. Медленная, печальная, красивая Записывают в тетрадь прилагательные. Печальные, грустные, плачущая Печальный, трагический, страдающий. Песня - плачь Солист, симфонический оркестр. Женский, низкий Меццо- сопрано Выполняют вокально-хоровые упражнения на развитие дыхания, дикции Принимают учебную задачу. Включаются в творческую деятельность. Анализируют свое исполнение. |
Предметные: эмоционально воспринимать художественные и далее музыкальные произведения и высказывать мнение о их содержании Коммуникативные: активно слушать музыкальные произведения, обсуждать услышанное; использование речь для регуляции своего действия; вести диалог; Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя .Познавательные: осуществлять анализ музыки с выделением существенных признаков сравнивать музыкальные и художественные образы. Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения различного образного содержания
Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности. Регулятивные: уметь проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями); |
6. Этап подведения итогов учебного занятия; | 10 минут | Развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение. | Предлагает поработать с таблицами (раздаточный материал) Сравнить образы картин и музыки С.С.Прокофьева. Заполнить таблицу, работая по парам. Организует совместную проверку заполнения таблиц. Включает обучающихся в систему вопросов: Можно ли назвать этот образ патриотическим? Почему? Предлагает прослушать и проиграть руками «Патриотическую песню» М.И.Глинки. (Слайд 8) Почему глинка назвал это произведение «Патриотическая песня»? На какую песню она похожа? | Сравнивают образы картин и музыки С. С. Прокофьева Заполняют таблицы Работают в парах Проверяют результаты своей работы Предполагаемые ответы обучающихся: Да Ведь у женщины погибли близкие люди, которые защищали Родину. Выполняют пластическое интонирование музыкального произведения. Торжественная, гордая, энергичная На гимн. |
Предметные: размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми Регулятивные: выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам Познавательные: осуществлять анализ музыки с выделением существенных признаков; сравнивать музыкальные и художественные образы. Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения различного образного содержания |
8. Рефлексия | 5 минут | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов. | Предлагает поучаствовать в игре «Да-нет» 1.Мы слушали сегодня музыку П.И.Чайковского? 2.Патриоты - это люди, которые любят и гордятся своей Родиной и готовы её защищать? 4.Солист-это музыкант, который исполняет произведение один? 5. Меццо- сопрано - мужской певческий голос. | Участвуют в игре «Да – нет». нет да да нет | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу. Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуции.. |