СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание на уроках музыки несёт в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках музыки»

Воспитание патриотизма школьников на уроках музыки.

«Нрaвcтвeннocть – внутрeнниe духoвныe кaчecтвa, кoтoрыми рукoвoдcтвуeтcя чeлoвeк, этичecкиe нoрмы; прaвилa пoвeдeния, oпрeдeляeмыe этими кaчecтвaми.»

(Словарь С.И.Ожегова)



Патриотизм (греч. - соотечественник, отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Проблема воспитания аксиологических качеств и в частности патриотизма, гражданственности привлекала пристальное внимание мыслителей-философов, политических деятелей, писателей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активной деятельной самореализации на благо Отечества.

Россия – страна, имеющая большие духовно-нравственные традиции, которые прошли многовековой путь формирования и эти нравственные традиции требуют своего возрождения. В рамках складывания практики социализации и воспитания выделяется одна из основных целей – воспитание достойного гражданина общества. В достижении этой цели одно из первых мест принадлежит воспитанию у школьников патриотических чувств.

В педагогических исследованиях по проблеме патриотического воспитания раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на боевых и трудовых традициях советского народа и др.). Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.Л.Сухомлинского, в которых он подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к будничному, повседневному труду для общества как к патриотической деятельности. Причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства и литературы, отношения к ним ребенка является основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь, уважение к старшим. Цель урока музыки заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитания у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни. Для реализации поставленной цели на уроках музыки важно отметить, что значение музыки в воспитании ценностных качеств младших школьников велико. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека.

Младший школьный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Младшие школьники очень эмоциональны, их психическая деятельность окрашена эмоциями. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они непосредственны в выражении радости или горя, печали, неудовольствия.

Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны. Они лучше, быстрее запоминают и сохраняют в памяти конкретные события, лица, предметы, чем описания и определения.

В эти годы происходит формирование и закрепление новой системы отношения к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности, то есть закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Для воспитания патриотических качеств существенное значение имеет использование приемов сравнения при слушании-восприятии музыки, рассматривании картин, литературных произведений и побуждении их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к ним. Постановка вопросов, направленных на выяснение того, что услышали дети в том или ином произведении, какая музыкальная мысль обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

Патриотическое воспитание на уроках музыки осуществляется через:

  • изучение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора (музыка разных народов), духовной музыки (молитва, кант), произведений композиторов-классиков;

  • знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

  • изучение основных жанров фольклорных сочинений.

Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества. Знакомятся с произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события Родной страны. Большое удовольствие дети получают от просмотров кинофильмов о войне, а подвигах героев, о жизни народа в прошлом.

Далее я предлагаю вашему вниманию сводную таблицу используемых произведений при хоровом исполнении и при слушании музыки. Патриотическое воспитание на уроках музыки несёт в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания, и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!