Воспитательный час на тему: «Патриотизм как качество личности»
Цель:
- формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию студентов;
- формировать общечеловеческие ценности, качества интеллигентности, профессионализма.
Оформление: Цитаты с высказываниями знаменитостей о Родине, патриотизме; книги.
Цитаты:
- Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. ( Д. Н.Ушаков. «Толковый словарь русского языка».)
- Я не смею думать, у нас было немного патриотов; но не мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас, уверять, что мы во всем лучше; но русский должен, по крайней мере, знать себе цену свою. (Н.М.Карамзин)
Ход урока
Преподаватель
Уважаемые студенты! Сегодня мы проводим классный час на тему: «Патриотизм как качество личности». Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Ведущий 1
Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Ведущий 2
Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма. Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
Преподаватель
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений, теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Ведущий 1
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Ведущий 1
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения». Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле, перед страной.
Ведущий 2
Формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.
Государственные символы в патриотическом воспитании студентов - важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности молодежи, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества, целенаправленное формирование у воспитанников патриотических чувств, уважительное отношение к национальным символам – Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам.
Ведущий 1
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Обращаясь к теме героического прошлого Родины, традиционно мы проводим выставки рисунков посвященных периоду Великой Отечественной войны. Так, 8 сентября прошла выставка рисунков посвященная 73-й годовщине освобождения Донбасса.
Цель этой выставки, показать и напомнить всем:
- бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;
- примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях — предмет для гордости и подражания;
- примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!) жизни.
Ведущий 2
Мы живём в реальном мире, в информационном веке, педагоги должны научить детей смотреть выпуски новостей как местного уровня, так и масштаба страны.
Патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям различной национальности.
Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как падение нравственности, «потеря поколения», чувству иждивенчества и направлено против социального безразличия, роста преступности.
Преподаватель
Мы стремимся к тому, чтобы у Вас появились желание и необходимость познать себя, ответить на вечные вопросы: кто я, откуда мы и куда идём, что берём от прошлого, во имя чего живём, что передадим потомкам. Мы ввели себе еще одну традицию – смотреть как социальные фильмы, так и комедии, лишь бы они учили добру. Обсуждения и дебаты приводят к высказыванию сокровенных мыслей, раскрытию таящихся в глубинах душ.
Ведущий 1
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Ведущий 2
1.С чего начинается Родина?
Человек рождается, чтобы жить, и главное место его в жизни занимает семья, работа, служения Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа - такие простые, теплые человеческие ценности становятся основной настоящей любви в Родине.
Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Ведущий 1
Патриотизм, Родина.
Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином, котором он состоит.
Патриотизм- любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. ( Д. Н.Ушаков. «Толковый словарь русского языка».)
Патриотизм-нравственность и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Философский словарь.)
Ведущий 2
2. Гордитесь ли вы своей страной?
В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю, это всё равно, что придавать анафеме своих родителей.
Я люблю свою страну такой, какая она и есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.
Ведущий 1
Националист – один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде. Сейчас появилась множество неонацистских партий и движений. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости нанести порядок силой, для чего создают боевые отряды. И чем меньше у человека внутренний культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Необходимо повышать национальное самосознание.
Все люди под одним небом живут. ( Восточная поговорка)
Величие нации не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом. (В.Гюго.)
Ведущий 2
3. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
В настоящее время в нашей армии много острых вопросов, а главное – это военный конфликт с Украиной, не признанность нашей республики, постоянно срывающиеся Минские договоренности, тем не менее, мы все живем надеждой на светлое будущее нашей страны.
5. Кто такой патриот современной республики.
Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?
Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он- патриот; или тот, кто считает службу армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную професию, завести семью, обустроить собственный быт? Все это напоминает Шекспира: «Быть или не быть?»
Преподаватнль
Наш урок подходит к концу, надеюсь, что он был полезн для всех нас, участников диалога. Послушайте в заключение стихотворение:
Храни огонь родного очага
И не позарься на огни чужие-
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага !
Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземном чистым,
Что для тебя другие обрели,
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелянное поле,
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
Анкета
№ п/п | Вопрос | Ответ ДА | Ответ НЕТ | Итого |
1. | С чего начинается Родина: | | | |
* | Считаете ли вы себя патриотом? | | | |
* | Любите ли вы свою Родину? | | | |
* | Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? | | | |
2. | Гордитесь ли вы своей страной: | | | |
* | Испытываете ли горечь за поражения и ошибки? | | | |
* | Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? | | | |
* | Устраивает ли вас гимн нашей страны? | | | |
3. | Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой: | | | |
* | Нужны ли стране профессиональные военные? | | | |
* | Вы за или против службы в армии? | | | |
* | Если будет необходимость вы вступите в ряды армии? | | | |
4. | Кто такой патриот современной республики: | | | |
* | Нужно ли патриотическое воспитание ? | | | |
* | Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека? | | | |
* | Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей? | | | |
* | Читаете ли вы периодические издания, книги не по учебной программе? | | | |
Используемая литература
Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики
infourok.ru›…patrioticheskoe-vospitanie…lichnosti…
nsportal.ru›…2014/12/08…patrioticheskikh…lichnosti
nsportal.ru›Школа›Внеклассная работа›…-patrioticheskikh
gmkol.ucoz.ua›Патриотизм
ТОРЕЗСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
ИМ. А.Г.СТАХАНОВА
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
_____ Панфилова О.К.
__________________
Воспитательный час на тему: «Патриотизм как качество личности»
Разработала мастер п/о
Гурьева С.И.
Торез, 2016