Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 44
«Патриотизм русского народа в
Великой Отечественной войне 1912 года»
(к 210-летию)
Выполнили учащиеся 4 класса.
Руководитель:
Архипкина Н.К.
г. Иваново
2022 г.
Актуальность темы
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к снижению духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской истории, культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Термин «патриотизм» в переводе с греческого языка означает «земля отцов», «родина». Чувство патриотизма зародилось в глубокой древности как следствие сложившихся вековых традиций. Это привязанность человека к той земле, на которой он долгое время обитал, где находятся могилы его предков. Патриот - это человек, любящий отечество, преданный своему государству, стремящийся служить интересам гражданского общества.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Тема проекта
«Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года» ( к 210-летию Отечественной войны 1812 года)
Объект исследования
Великая Отечественная война 1812 года
Предмет:
История, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство
Тип проекта:
информационный, творческий, групповой, среднесрочный.
Методы:
Наблюдение, беседа, анализ, дискуссия, обсуждение
Формы работы:
Коллективная, групповая, индивидуальная, защита проекта в форме «Устного журнала»
Цель:
Познакомить учащихся с историческими событиями 1812 года.
Показать огромную роль русского народа во имя спасения Отечества.
Развивать творческие способности и эмоциональную сферу детей.
Стимулировать интерес к духовному богатству России, к стремлению сохранять и приумножать традиции прошлого
Формировать активную жизненную позицию, исследовательские умения и навыки через включение учащихся в проектную деятельность
Задачи:
Формулирование понятия «Отечественная война»;
Развитие нравственных качеств личности (любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое своей страны);
Формирование навыки коммуникативного характера (умение слушать и слышать, в тактичной форме выражать свою точку зрения);
Развитие интереса к исследовательской и творческой работе
Проблема проекта
Отечественная война 1812 г. - одно из самых выдающихся событий в истории нашей Родины. Героическая борьба всего русского народа против Наполеона привела его армию к поражению. Защищали свое Отечество все: от мала до велика, от простого крестьянина да генерала и полководца. Победой в этой войне русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины.
Работа над проектом «Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года» должна внести свой посильный вклад в формирование у учащихся активной жизненной позиции, воспитание любви к Родине, чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое своей страны
Сроки реализации проекта
Сентябрь 2022г. – ноябрь 2022г.
Участники проекта
Учащиеся 4 «Г» класса, родители, классный руководитель
Оборудование:
Мультимедийная установка;
Экран;
Раздаточный дидактический материал для групповой работы;
Мини-макеты родов войск русской армии 1812 года;
Словари С.И.Ожегова, В.И.Даля;
Художественная литература по теме: А.О.Ишимова «История России для детей», М.Ю.Лермонтов «Бородино», С.Я.Востриков «Наш край в истории Отечества»;
Слайды репродукций картин:
В.В.Верещагин «Не замай! Дай подойти»;
В.В.Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах»;
С.В.Герасимов «Кутузов на Бородинском поле»;
Ф.А.Рубо «Фрагмент панорамы «Бородинская битва»;
А.Д.Кившенко «Военный совет в Филях»;
М.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»;
В.Васнецов «После побоища»;
А.И.Верхвадзе «Ранение генерала Багратиона на Бородинском поле» и др.
Литература:
С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
В.И.Даль «Словарь русского языка»
А.О.Ишимова «История России для детей»
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
С.Я.Востриков «Наш край в истории Отечества»
В.Баделин «Земля Иванов» (историко-литературные очерки)
«Я познаю мир» (История)
«История России в картинках, рассказах и путешествиях»
А.В.Шестаков «История Отечества в литературе»
И.А.Крылов «Волк на псарне»
Основные этапы проекта:
Организационно-подготовительный этап:
Выбор темы проекта;
Определение цели и задач;
Составление плана реализации проекта;
Построение алгоритма деятельности;
Формирование проектных групп;
Планирование деятельности..
Технологический этап:
Самостоятельный сбор информации и обсуждение её в группах;
Изготовление объёмных фигур солдат различных родов войск в войне 1812 года;
Коррекция своей деятельности;
Контроль и самооценка работы.
Презентация проекта в форме устного журнала:
1 группа – I рубрика журнала «Патриотизм русских воинов в Бородинском сражении».
2 группа – II рубрика журнала «Всем миром» на защиту Отечества.
3 группа – III рубрика журнала «Отражение в искусстве подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Информационные ресурсы учителя и ученика:
Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М.: «Русский язык» - 1990г.;
Даль В.И. «Словарь русского языка» М.: «Терра» - 1994г.;
Ишимова А.О. «История России для детей» М.: «Монолог» - 1993г.;
Востриков С.Я. «Наш край в истории Отечества»;
Баделин В. «Земля Иванов» (Историко-литературные очерки);
«Я познаю мир» М.: «АСТ» - 2008г.;
«История России в картинках, рассказах, путешествиях – 2000г.;
Шестаков А.В. «История Отечества в литературе» - 1991г.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
И.А.Крылов «Волк на псарне»
Приложение №1
Франция в эпоху наполеоновской империи.
Соотношение сил России и Франции перед началом войны.
Войны, которые вела Франция в эрах наполеоновской империи, носили захватнический характер. В результате этих войн было утверждено французское господство почти по всей Западной Европе, исключая Англию и Швецию. Перед Наполеоном открывались заманчивые перспективы установления для французской буржуазии мирового господства.
«Через пять лет я буду господином мира, - говорил Наполеон, - остаётся одна Россия, но я раздавлю её».
Непосредственно для вторжения в Россию Наполеон сформировал «Великую армию», имевшую 610 тыс. человек при 1372 орудиях. В эту армию, кроме французов, входили австрийские, прусские, саксонские, голландские, испанские, португальские войска и войска других народов Западной Европы, попавших в зависимое положение от Франции.
План военных действий Наполеона состоял в том, чтобы нанести русским войскам сокрушительное поражение в приграничном сражении и заставить Россию заключить позорный для неё мир.
12 июня 1812 года наполеоновская армия в количестве свыше 600 тыс. человек начала переправу через р.Неман и, без объявления войны, выступила на территорию России.
Русская армия насчитывала всего 240 тыс. человек.
Приложение №2
Состав русской армии.
Русские гусары были отличными всадниками, лихо рубили саблями, метко стреляли.
Самыми знаменитыми наездниками были казаки. Они с детства садились на коней. И поэтому казак на коне ловок и быстр в разведке, победоносен в атаке, бесстрашен и стремителен в преследовании врага.
Русские пехотинцы были стойки в обороне, решительны в атаке. Главное их оружие – ружьё со штыком.
Артиллеристы отличались бесстрашием, никогда не отдавали врагу своих орудий.
Уланы – конные воины, вооружённые саблями, пистолетами, а главное – пиками.
Драгуны – одинаково умело действовали как в конном, так и в пешем строю. Назывались они драгунами потому, что на знамени у них непременно изображался дракон.
Гренадеры отличались от пехотинцев не только физической силой и храбростью, но и тем, что в сумках у них находилось грозное оружие – гранаты. В ответственный момент боя гренадер должен был зажечь фитиль гранаты, метнуть её в неприятеля и тут же поддержать огневой удар штыковым.
В каждом полку были свои барабанщики, которые подбадривали солдат чёткой барабанной дробью во время атаки, а в самые опасные моменты боя оставляли свои инструменты и брались за оружие.
Русские солдаты горячо и сильно любили свою родину – Россию и в боях за неё не жалели своих жизней.
Приложение №3
Бородинское сражение.
26 августа. Над Бородинским полем медленно плывёт тихая ночь. Полководцы обдумали свои планы, расставили армии.
У Наполеона было 135 000 солдат.
У Кутузова 120 000 солдат (из них 10 000 ополченцев, которые ранее не участвовали в сражениях).
Туман ещё клубился над рекой Колочь, когда французы, скрытые утренней мглой, внезапной атакой овладели селом Бородино и двинулись в расположение русской позиции.
Им навстречу русский генерал Барклай де Толли послал полки егерей. Они прижали французов к берегу реки, часть перекололи, другую часть погнали обратно за Колочь. Под пушечным огнём русские сапёры взорвали мост, и больше здесь противник не смог пройти.
Атака на село Бородино должна была отвлечь внимание русских от главного удара французов на флеши (т.е. прочное укрепление в форме тупого угла) у деревни Семёновской.
На флеши посыпался град ядер из 102 французских орудий. Под их прикрытием маршал Даву развёртывал пехотный корпус для атаки.
Притаившись за бруствером (т.е. земляной насыпью на наружной стороне окопа), ждали противника русские артиллеристы.
В это же время Наполеон начал свою первую атаку на курганную высоту.
На ней была сооружена батарея из 18 орудий. Батарея была окружена земляной насыпью высотой более 2 метров, окружена широким рвом глубиной в 2 метра. Вокруг высоты расположился пехотный корпус генерала Раевского, и потому батарею назвали «батареей Раевского».
Около 250 000 солдат двух армий шли колонна на колонну, шеренга на шеренгу, сталкивались грудь с грудью.
8 раз атаковали французы. Флеши переходили из рук в руки. Наступил очень опасный для русских момент сражения. Маршалы донесли Наполеону, что они захватили флеши, что русские отходят.
В это время, чтобы спасти положение, русская конница перешла севернее села Бородино реку Войну и появились в тылу противника.
Наполеон немедленно остановил наступление и в тревоге сам поехал на левый фланг, чтобы спасти положение.
А Кутузов за это время подвёл к опасному флангу своей армии резервы.
Французский император оглядел поле боя и понял: русские никогда не отпустят – они готовы стоять насмерть. Наполеон приказал отвести войска с Бородинского поля.
Мужество солдат и офицеров в бородинском бою.
Мужество и отвагу проявила русская армия.
Генерал Пётр Иванович Багратион, видя как сгущаются массы войск противника, вскочил на коня и сам повёл кавалерию в контратаку. Вот как об этом пишет Александра Осиповна Ишимова в книге «История России для детей»: «Между тем бой на левом крыле более и более разгорался. французы стреляли здесь из четырёхсот пушек, наши – из трёхсот. Множество французов пошли на наши укрепления. Смотря, как один из полков, под жесточайшими выстрелами, спокойно продвигался вперёд, взяв ружья под курок, приказал нашим ударить в штыки. Завязался отчаянный бой: бились штыками, тесаками, прикладами. Князь Багратион был сильно ранен в ногу, хотел скрыть это от войска, но кровь потекла из раны, зрение его помрачилось, он чуть не упал с лошади. Уезжая с битвы, он беспрестанно оборачивался и посылал к Коновницыну, который принял после него начальство, узнать, чем кончилось дело».
Невозможно перечислить всех, кто геройски сражался на Бородинском поле. Их был тысячи… тысячи… тысячи. Генералы, полковники, рядовые.
Девятнадцатилетний артиллерист Владимир Павлов точно пристрелялся по вражеским батареям и его ядра взорвали 11 зарядных ящиков врага. От этих сокрушительных взрывов сотнями гибли французы, опрокидывались вверх колёсами орудия.
В рукопашном бою француз замахнулся на майора Пушкина, ещё миг – и погибнет офицер; но доли секунды было достаточно солдату Афанасию Стрелкову, чтобы заслонить своей грудью офицера. Солдат Стрелков погиб, а майор Пушкин, собрав свой батальон, повёл его в атаку.
Затихла 10-часовая битва.
Впервые после боя не несли Наполеону трофейные (захваченные у противника в ходе боя) знамёна, не вели пленных, не слышно победных кликов. В ходе сражения французы оставили на поле боя убитыми и ранеными 58 000 солдат и 49 генералов.
Но и русская армия потеряла 44 000 солдат и 23 генерала. Кутузов понимал, что нельзя давать новое сражение.
1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили в крестьянской избе собрался военный совет, на котором русские военачальники во главе с Кутузовым решали, как быть: одни настаивали на продолжении сражения под Москвой, другие предлагали отступить. Последнее слово было за главнокомандующим.
«Приказываю отступить, - произнес он в полной тишине, - с потерею Москвы не потеряна Россия».
Приложение №4.
Армейские партизанские отряды.
В те дни, когда французская армия вступила на улицы Москвы, армейский отряд Дениса Давыдова нанёс свой первый удар по отряду врага, который грабил деревню Токаревку. Французский отряд был разбит, около 100 французов взято в плен.
Так начались боевые действия армейских партизан. Один за другим уходили в тыл врага армейские отряды: капитана Сеславина, полковника Кудашева, генерала Дорохова и многих других.
Среди бесстрашных партизанских командиров отличался капитан Александр Самойлович Фигнер. Фигнер был образованным офицером, хорошо знал военное дело, в совершенстве владел французским, немецким, итальянским и польским языками. Пользуясь этим, он, под видом иностранца, бывал в занятой французами Москве, выведывал военные тайны.
Однажды сильный кавалерийский отряд противника прижал партизан к непроходимому болоту, и французские офицеры были уверены, что русские у них в руках. Ночью Фигнер, прыгая с шестом с кочки на кочку, перебрался через болото, пришёл в деревню, позвал на помощь крестьян, и те быстро настелили через трясину мостки из жердей, по которым все партизаны вышли на сухое поле.
Утром французы долго обстреливали пустое болото, потом штурмовали его, утопая в грязи, пока не убедились, что отряд легендарного Фигнера бесследно исчез. В ближайшую же ночь Фигнер атаковал с тыла и перебил своих преследователей.
Приложение №5.
Крестьянские партизанские отряды.
Удары армейских партизанских отрядов не были бы так грозны, если б не поднялись на партизанскую, народную войну крестьяне России. С каждым днём всё новые тысячи крестьян добровольно объединялись в партизанские отряды, давали клятву не щадить жизни в боях за родную землю.
Самых храбрых и смекалистых выбирали крестьяне командирами отрядов.
Староста села Герасим Курин организовал шеститысячный отряд и смело вступал в бои с крупными отрядами противника. Ему помогал Егор Стулов.
Даже женщины вступали в схватку с врагом. Храбростью, решительностью прославилась крестьянка Василиса Кожина. Умело командуя своим отрядом, немало вреда причинила она захватчикам.
Приложение №6.
Московское ополчение.
На защиту Родины поднялся весь народ. Началась запись добровольцев в ополчение. По определению С.И.Ожегова «Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии, на добровольных началах».
Вот отрывок из приказа М.И.Кутузова от 30 августа 1812 года по армиям о распределении московского ополчения.
«Московское ополчение, восчувствовав всю важность настоящего положения, яко верные сыны отечества, представили себя в ряды с нашими храбрыми войсками.… Оных слишком 14 000 распределены в 1-ю и 2-ю Западные армии. Всем чинам и лицам принимать воинов ополчения не яко солдат…, но яко на время представившихся на защиту отечества. А посему воины ополчения Московского одежд своих не переменяют, бород не бреют и, одним словом, остаются в прежнем состоянии, которые по исполнении сей священной обязанности возвратятся в свои дома».
(М.И.Кутузов, сб.документов, т.IV. ч.1, М., 1954, стр.181)
В эти суровые дни наши земляки не остались в стороне от общей беды. В ополчение шли даже старики и подростки. Например, во Владимирском полку значились Осип Иванов 66 лет и 13-летний Григорий Пакумов. Крестьяне отдавали на борьбу с врагом всё, что могло дать их скудное хозяйство: муку, деньги, холст, одежду.
В Васильевской вотчине Шуйского уезда для ополчения собрали 500 рублей. Отдать такую сумму – значит пожертвовать из своего хозяйства многим.
Для содержания ополчения крестьяне добровольно собирали продовольствие, изготовляли оружие, делали подводы, ремонтировали дороги.
Ополченцы, вместе с регулярными частями, превратились в грозную силу.
Французская армия в боях с партизанами потеряла 30 000 солдат и офицеров. Наполеон понял, что надо оставлять Москву. Нельзя зимовать в сожжённой столице, окружённой партизанами.
Приложение №7
1812 год в русской поэзии и литературе.
Память о войне 1812 года воплотилась в строки художественных произведений многих писателей и поэтов. Среди них В.А.Жуковский, Ф.Н.Глинка, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, А.О.Ишимова и многие другие. Замечательная басня И.А.Крылова «Волк на псарне» посвящена событиям 1812 года, когда Наполеон послал своего посла к Кутузову с предложением перемирия. Он получил отказ. Кутузов прочёл басню своим солдатам после победоносного сражения под селом Красное.
«А потому обычай мой
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой…
И тут же выпустил на волка гончих стаю!»
Гвардейцы, пехотинцы, артиллеристы рукоплескали своему полководцу и автору этих мудрых строк.
М.Ю.Лермонтов в своём произведении «Бородино» показал всю мощь и силу русских воинов в бородинском сражении:
«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойца колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»
Приложение №8
Отражение Отечественной войны 1812 года в скульптуре
На площади Победы, что рядом с Поклонной горой, стоит величественная триумфальная арка. В 1814 году, когда победоносная русская армия возвращалась из долгих походов на Родину, для торжественной встречи воинов-героев у тверской заставы была воздвигнута деревянная арка. В 1826 году, в царствование императора Николая I, решено было заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта поручили известному архитектору О.И.Бове. 20 сентября 1934 года состоялось открытие памятника, простоявшего у тверской заставы более ста лет.
18 октября 1962 года, в дни празднования 150-летия Отечественной войны 1812 года, в Москве был открыт музей-панорама «Бородинская битва». В экспозиции музея представлены живописи, графики, скульптуры, раскрывающие героизм русской армии и народа. Автор панорамы выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо. Панорама – особый вид изобразительного искусства. В ней живописное полотно сочетается с предметным планом – макетом местности. Живописное полотно панорамы «Бородинская битва» имеет в длину по окружности 115 метров, в высоту – 15 метров. На нём изображён кульминационный момент сражения. Художник запечатлел на панораме непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в этой битве.
Отечественная война 1812 года оставила огромный след в русской истории, литературе, архитектуре, музыке.
Издавна на Руси в честь победы русского оружия строили храмы и возводили монастыри. 25 декабря 1812 года Александр I подписал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя». Храм строился долго. Его освящение состоялось 26 мая 1883 года.
Приложение №9
Отражение Отечественной войны 1812 года в живописи.
Тема народной войны против завоевателей в 1812 году всегда привлекала пристальный интерес и внимание передовых деятелей искусства. Одним из них был В.В.Верещагин. На картине «Не замай! Дай подойти» изображён затаившийся в заснеженном лесу партизанский отряд. На первом плане показа вожак отряда, староста одной из деревень Можайского уезда Семён Архипович, предания о котором художник услышал во время одной из своих поездок по России.
К теме народной войны обращался и И.М.Прянишников, картина которого «Эпизод из 1812 года». Наряду с регулярной армией и партизанами «врагами» Великой Армии в России стали суровые климатические условия и голод. А.де Коленкур писал: «Почти все шли пешком; император, который ехал в своём экипаже вслед за гвардией, два-три раза в день выходил из экипажа и, по общему примеру, в течение некоторого времени шёл пешком, опираясь на кого-нибудь из своих адъютантов. Дорога и придорожная полоса с обеих сторон были усеяны трупами раненых, погибших от голода, холода и нужды. Даже на поле битвы никогда нельзя было видеть таких ужасов…».
Героизм русских воинов нашёл отражение в работах палехских художников нашей Ивановской области. Сюжеты шкатулок напоминают нам о Бородинском сражении, партизанском сопротивлении, мужестве ополченцев. Глядя на исторические сюжеты, перед нами предстаёт образ русского героя-освободителя.
Приложение №10
Отражение Отечественной войны 1812 года в устном народном творчестве.
У русского народа много исторических пословиц, поговорок. Их можно назвать исторической памятью народа. В них живут воспоминания о героических событиях и фактах истории русского государства.
Вот простые, незамысловатые, но очень верные, меткие стихотворные произведения, сложенные солдатами, крестьянами.
Солдатская песня 1812г.
Добрых людей да званых гостей,
С честью у нас встречают
И в передний угол сажают.
И незваных нахалов
Грабителей бусурманов
С бесчестьем прогоняют
И кулаком провожают.
ХОТЬ МОСКВА В РУКАХ ФРАНЦУЗОВ
(Сложена в лагере Кутузова при Тарутине)
Хоть Москва в руках французов,
Это, братцы, не беда:
Наш фельдмаршал князь Кутузов,
Их на смерть впустил сюда!
Вспомним, братцы, что поляки
Встарь бывали также в ней;
Но не жирны кулебяки –
Ели кошек и мышей!
Свету целому известно,
Как платили мы долги;
И теперь получат честно
За Москву платёж враги.
Побывает в столице – слава,
Но умеем мы отмщать:
Знает крепко то Варшава,
И Париж то будет знать.
6