СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Патриотизм в творчестве С.А. Есенина на примере произведения «Бабушкины сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен в рамках областной конференции по патриотическому воспитанию в 2019 г.

Предусматривает презентацию, аудиозапись для сопровождения чтения наизусть.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Патриотизм в творчестве С.А. Есенина на примере произведения «Бабушкины сказки»»

1.

ФИО (полностью)

Конобеевская Екатерина Алексеевна

2.

Место работы

МОУ «Павловская СОШ»

3.

Должность

учитель начальных классов

4.

Предмет

литературное чтение

5.

Класс

3 класс

6.

Тема и номер урока в теме

«Патриотизм в творчестве С.А. Есенина», «Бабушкины сказки», 3 урок по теме;

7.

Предметная программа и ее автор

Начальная школа XXI, Виноградова Н.Б.

8.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомить учащихся с творчеством С.А. Есенина;

  • продолжить учить определять тему и идею произведений с целью составления обложки книги;

  • продолжить формировать умение работать в паре.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине через любовь к природе, фольклор;

  • выражать своё отношение к картинам природы, описанным в произведениях авторов.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;

  • развивать монологическую речь.

9.

Учебные задачи


  • анализировать прочитанное (объяснять значения слов, находить рифмующиеся слова, определять средства выразительности);

  • определять тему, идею и жанр произведения;

  • учиться работать с литературными терминами;

  • учиться работать со словарём и др. источниками информации.

10.

Учебные умения:

  • определять тему и жанр произведения;

  • выражать своё отношение к прочитанному;


11.

Тип урока

Комбинированный

12.

Необходимое оборудование

  • интерактивная доска;

  • компьютер учителя;

  • презентация к уроку;

  • аудиозапись произведения в прочтении С. Безрукова «Бабушкины сказки»;

  • аудиозапись с музыкальным произведением для прочтения поэзии С.А. Есенина;

  • карточки с фактами биографии для кластера;

























13. Структура и ход урока.

Этап

урока


Решаемая задача

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


Деятельность ученика

Название используемых ЭОР

Вре-мя

(в мин)

I

Организа-

ционный

момент

1 задача: создать у уча-щихся положительный настрой на урок.


Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Организует приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас много гостей. Улыбнитесь им и друг другу.

Принимают положительный на-строй на урок.


1 мин

II




























Актуализация полученных знаний

2 задача: : выявить имеющиеся знания уча-щихся и определить их границы (фронтальная работа)






































2 задача: выявить имеющиеся знания уча-щихся и определить их границы (фронтальная работа, составление кластера)



















2. Создание ситуации для выявления полученных знаний:

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведением уже знакомого вам поэта.

- Послушайте стихотворение Николая Брауна и вы узнаете, о творчестве какого поэта пойдет речь

.

В этом имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…



- Кто этот поэт?

- Что вы можете сказать о его внешности?

- Вы очень верно всё подметили.

- «Какой чистый и какой русский поэт», - так писал о нём М. Горький.

- Почему Горький так красиво сказал о нём?



Есенин – поэт России. Он взял у её природы даже характерные черты своей внешности: золото волос – у российских нив, чарующую синеву глаз – у бездонных озёр.





- Давайте послушаем ребят, которые готовили стихи С.А. Есенина о Родине, насладимся красотой его поэзии.











Предлагает назвать несколько фактов биографии. Организует контроль:

- Давайте вспомним некоторые факты биографии.

- Где родился поэт?

  • в селе Константиново Рязанской области (близ реки Оки); именно эти пейзажи вдохновят будущего поэта;

- Что знаем о семье?

  • родился в простой крестьянской семье,

  • родители были бедны, поэтому отправились на заработки в город;

- Кто занимался воспитанием будущего поэта?

  • Серёжа был отдан на воспитание деду (отцу матери), который «…пел мне песни старые, такие тягучие и заунывные…»;

  • А это бабушка Серёжи Есенина.

- Какую роль она сыграла в жизни поэта мы узнаем, выслушав сообщения.

  • Принимают учебную задачу.







  • Слушают чтение стихо-творения Н. Брауна наизусть, определяют, о ком в нём говорится.









Сергей Есенин.

Молодой, красивый, умный, мечтательный, задумчивый…



Писал о России, красоте природы.








Чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина («Я покинул родимый дом», «Нивы сжаты», «Берёза», «Еду, тихо, слышны звоны», «…Если крикнет рать святая:», «Но и тогда, когда во всей планете…»)


  • Принимают учебную задачу - называют факты, составляют кластер на доске.


















Сообщение о бабушке поэта (Егор и Варвара).





















Интерактивная доска:

1,2 слайд: портрет поэта,

цитата Горького.

3 слайд:

«Душа моя – поле безбрежное. Все, что я пишу, я пишу о Родине…» - так говорил о себе поэт.



Музыкальное сопровождение.

























2 мин















2 мин











6 мин







3 мин



















2 мин


III

Постанов-ка

темы и целей урока

4 задача: определение темы урока (фронталь-ная работа);


Создание диалога для выявления темы и целей урока.

- Именно ей в 1915 г. посвятил поэт свое произведение.

- Откройте с. 55 учебника, прочитайте название.

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока.

  • Отвечают на поставлен-ные вопросы, соотнося текущую тему с произведением урока. Определяют тему и цели урока.





- «Бабушкины сказки»;

- определить тему и идею произведения;

- составить обложку для книги- произведения;

- научиться выразительно читать стихотворение;







4 слайды:

тема и цели урока;

4 мин

IV

Основной этап

5 задача: слушание нового произведения и проверка первичного восприятия текста (фронтальная работа);

  1. Первичное восприятие текста с помощью аудиозаписи в исполнении артиста С. Безрукова, организация первичного восприятия.

- Послушаем произведение в исполнении артиста России С. Безрукова. Во время про-слушивания постарайтесь представить себе картины, описанные автором в произ-ведении.

- Понравилось ли вам оно?

- Чем?

- Какие картины вы представили?

- Соответствуют ли ваши картины иллюст-рации в учебнике?

- Подходит ли иллюстрация к этому произ-ведению?

- Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)

- Действительно ли это стихотворение? Докажите.

- Напомните, что такое рифма?

- Проговорите жанр произведения, он по-надобится для составления обложки, какой фигурой обозначим?





  • Осуществляют прослуши-вание произведения с целью представления картины, описан-ной автором; отвечают на простые вопросы учителя;

- Да, тёплое, уютное.

  • работают с иллюстрацией учебника с целью соотнесения с темой произведения;

  • соблюдают простейшие нормы речевого этикета;



- Есть рифма.


- Созвучная концовка строк.


- Стихотворение. Обозначим треугольником.

Аудиозапись сти-хотворения «Ба-бушкинв сказки» в исполнении

С. Безрукова.

7 мин

V

Физкульт-минутка

6 задача: дать возмож-ность физически рассла-биться

Создаёт ситуацию для отдыха, вовлекая ребёнка для проведения физкультминутки.

- Давайте немного отдохнем и потренируемся определять рифму.

  • Выполнение задания учащимися, вспоминая правило о том, что является «рифмой»:

Задание: если называю рифму –руки вверх,

не рифма – руки на пояс;

(Материал для физкультминутки – салазки, сказки; дышим, камыши; дышим, не слышим; лениво, кругом; в тишине, в огне; ложь и грусть, гурьбой, домой; вернусь, Русь)


3 мин

IV

Основной этап (продол-жение)

7 задача: выявить эмоци-онально окрашенную лек-сику (фронтальная работа, работа в парах).











2. Чтение стихотворения с целью выявления слов, значения которых неизвестно.

- Прочитайте стихотворение вполголоса.

- При чтении подчеркните непонятные слова, попробуйте подобрать синонимы к ним.







- Как лучше? А почему автор использовал такую лексику?



- Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

  • Осуществляют прочтение вполголоса, подчёркивают лек-сику с неясным значением, под-бирают синонимичные обо-роты;:

задворки – часть крестьянского дома, место за двором;

разухабистая гурьба – весёлая молодая толпа;

опостылеть – надоесть;

салазки – деревянные ручные санки;

галдеть – громко разговаривать;

-Это слова разговорного стиля речи, просторечные слова. Они создают картину крестьянского быта.

Он всё подмечает, точно описы-вает детали деревенского быта. С большим уважением относит-ся к русскому народному фольк-лору.






5 слайд:

лексика к стихотворению;







6 мин











8 задача: осуществить анализ произведения с целью составления об-ложки книги (фрон-тальная работа, рабо-та в парах).












  1. Создание диалога с целью выявления темы и идеи произведения. Составление обложки.

- Не забываем о цели – Составление обложки.

- Проговорим ее элементы. Что нам известно, чего не хватает.



- В какое время дети садились слушать сказки?

- Прочитайте, какие сказки рассказывала бабушка?

- Почему дети притворялись, что не слышат, как их мама зовёт спать?



Захватывающие истории увлекали ребят, скучная крестьянская жизнь расцветала яркими красками. В воображении дети уносились в далёкие сраны, где происходили чудеса, а добро всегда побеждало зло.



- Как долго они могли слушать бабушкины сказки? Найдите подтверждение в тексте.

- Что вы можете сказать об отношении бабушки к внукам?

- Почему вы так решили? Докажите.

- О чем произведение? Определите тему стихотворения.

- Какой цвет понадобится для обозначения темы?

- Определите идею. Хотел показать, как рассказы стариков оказывали большое влияние на крестьянских детей. Как они учились различать добро и зло, усваивали нравственные идеалы, в волшебной форме знакомились с прошлым своей страны.

- Какая ещё тема отражена в произведении, если учесть идею?

- Какой цвет понадобится для обозначения темы?

- Составьте обложку в парах.

ОБЛОЖКА ГОТОВА.

  • Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы по содержанию.

  • Проговаривают известные и неизвестные составляющие обложки (автор, название, жанр, тема).


- В зимний вечер.


- Про Ивана-дурака.



- Слушали, затаив дыхание, - были вовлечены в сказку, хотели дослушать до конца.















- «Что ж сидеть-то до зари?»



- Любила внучат, сказки рассказывала, «развлекала» таким образом.

- Тема: дети, детство.



- Жёлтый.



- Хотел выразить любовь к родному человеку.











- Тема: Родина.



- Красный.

  • Удерживают учебную за-дачу. Завершают составление обложки.
































Слайд № 6:

тема, идея.

10 мин


Основной этап (продол-жение), резерв

9 задача: научиться выразительно читать стихотворение (работа в парах/ группах)????.


  1. Выразительное чтение стихо-творения, 1 этап – подготовка:

а) Самостоятельное чтение первой строфы.

- Подумайте над тем, как меняется настроение, тон и темп стихотворения.

- Прочитайте первое четверостишие вслух.

- Какие слова хочется выделить голосом? Подчеркните их (логические ударения).

б) Чтение следующей строфы.

- Как меняются настроение, тон, темп стихотворения?

- Прочитайте четверостишие ещё раз, выделяя голосом слова (логическое ударение).

в) Чтение следующего четверостишия.

- Как теперь меняется настроение?

- Прочитайте четверостишие.

- Любил ли С.А. Есенин сказки?

- Подчеркните главные, важные слова.

- Выразительно прочитайте четверостишие вслух.

г) Самостоятельное чтение четвертого четверостишия.

- Как меняется настроение? - Расставьте логические ударения.

- Прочитайте четверостишие вслух.

д) Самостоятельное чтение пятого четверостишия.

2.Выразительное чтение, 2 этап - самостоятельное чтение.

Наблюдает за работой учеников. Проверка.

  • Учащиеся работают с текстом стихотворения, под-чёркивают логические ударения.







1-2 строки – веселье;

3-4 строки – усталость.




Усталость сменяется успокоенностью, желанием слушать бабушкины сказки.







Желание дослушать до конца, сопереживая героям.











Разочарование, возмущение






  • Осуществляют самостоя-тельное прочтение.


Наблюдает за работой учеников.

Проверка.


---

V

Рефлексия

10 задача: выяснить, достиг ли урок цели

7. Просит оценить учащихся работу на уроке, опираясь на предметные ре-зультаты, метапредметные и лич-ностные.

- С каким произведением С.А. Есенина мы сегодня познакомились?

- Возникло ли у кого-то желание самостоятельно прочитать другие стихи Есенина?

- Оцените свою работу на уроке.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся.

Вместе с ним Россиею живём! Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Потому что в его стихах отражается душа России.

Спасибо за работу на уроке!

  • Выполняют рефлексию, отвечая на простые вопросы, опираясь на слайд № 7, проводят самооценку.

Электронная доска:

7 слайд –

Сегодня на уроке:

- мне понравилось…

-я задумался (лась)…

-мне показалось важ-ным…

- хочу сказать спаси-бо…

2 мин

VII

Домашнее задание


- Выразительное чтение стихотворения, с.72-73;

- Ответить на вопросы к произведению.

- с.44-45 (РТ).
















Задачи урока:

- напомнить учащимся о том, что такое художественный вымысел в литературе; показать, что человек, обладающий фантазией, может создавать в своём воображении самые необычные, фантастические образы, целый мир;

- анализируя данное произведение, обратить внимание учащихся на название рассказа, на то, что автора волнует тема вымысла, неправды;

- поработать со смысловыми нюансами близких по значению слов;

- показать причины и следствия фантазии и неправды на примере данного литературного произведения;

- развивать навык выразительного, осознанного чтения целыми словами; развивать умение логически и доказательно выстраивать свой ответ;

- расширять и уточнять словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;

- прививать интерес к чтению; умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Страна Вообразилия-

Такую мы все знаем.

И с Николаем Носовым

Там снова побываем.

Неправда и фантазия.

Как их нам распознать?

Для этого и будем

Сегодня мы читать.

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока. Что сегодня будем делать? Над чем будем работать?  (Выявлять отличие фантазии от неправды.)

- Сегодня нам так же предстоит оценить поступки и характер героев произведения Николая Носова «Фантазёры».

3. Работа по теме урока:

1) – На прошлом уроке вы начали читать рассказ Н. Носова «Фантазёры», а дома завершили чтение.

- Поделитесь впечатлениями от прочитанного

2) – С кем вы познакомились в этом рассказе?

- Сегодня они у нас в гостях (работа с иллюстрациями на доске: кто где).

- Кто такие Мишутка и Стасик? (наши ровесники)

- Что они любили делать? (фантазировать)

(на магнитную доску помещается табличка «фантазия»)

- На что были похожи их фантазии? Как они их сами называли?

- Найдите ответ на этот вопрос, прочитав 1 абзац. (небылицы, сорев-

                                                                                      нование во вранье)

- Что такое небылица?

- Подберите синонимы к слову «враньё».

(на магнитную доску помещаются слова  «небылица»,

«враньё», «ложь», «обман», «неправда» и

таблички с трактовками этих понятий)

- Что же получается, что враньё и фантазия – это одно  и  то же?

- Как вы думаете?  (фантазия – это выдумка, никому не приносящая

                                   вреда. Это творческое воображение.

                                  Враньё – плохой поступок, который может

                                       принести вред. Эти таблички помещаются  на

                                        доску.)

- Но ведь мальчишки фантазировали?!

3) – Докажите, что истории, рассказанные мишуткой и Стасиком – это фантазии. Прочитайте некоторые из них.

- Найдите в тексте слова Стасика, которые подтверждают ваши выводы и предположения. (с.112 – А чего стыдно? Мы же никого не

                                                 обманываем… Просто выдумываем,

                                                  будто сказки рассказываем.)

4) – Какой ещё персонаж присутствует в этом рассказе?  (Игорь)

- Кто он?

- Как он отнёсся к игре Мишутки и Стасика? Найдите это и прочитайте. ( с.112 – Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Наш-

                       ли занятие!)

- Как вы понимаете значение слова «презрительно»?

- Тогда зачем же Игорь стал играть с мальчиками?

- Легко ли Игорю было что-то выдумать?

- Как нам это показал автор? Прочитайте это. (многоточия и

                                                                                 междометия: «А-а…»,

                                                                                  «Э- э-э», «Угу» и т.д.)

- Какие же истории он всё-таки рассказал? Прочитайте. (с.113)

- Что вы можете сказать об этих историях, особенно о последней?

Динамическая пауза:

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

5) – Давайте охарактеризуем поступки всех героев. Отгадайте шифровку, это поможет вам понять замысел автора – Н. Носова (с какой точки зрения будем характеризовать).

в

у

м

ы

с

 е

 л

3

4

9

6

5

16

11

3,6,9,6,5,16,11  - вымысел

4,9,6,5,16,11     - умысел

- Какие слова получились? Знаете ли вы значения этих слов?

Вымысел – то, что создано воображением, фантазией.

Умысел – заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.

(таблички с этими словами помещаются на

магнитную доску)

- Чьи поступки можно назвать вымыслом, а чьи умыслом? Обоснуйте свой ответ.

- Как вы думаете, почему Н.Носов назвал свой рассказ «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики»?

- Можно ли по именам, по тому, как называет мальчиков Н.Носов понять, как автор к ним относится?

- Вот как сам автор говорил об этом рассказе, о его героях.

( чтение плаката на доске )

  • Работа по составлению характеристики (словесного портрета с чертами характера, поступками) Мишутки, Стасика, Игоря.

6) – Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?

- А бывает ли так, что ложь идёт во благо; что ложь несёт в себе что-то хорошее?

- Бывает ли «ложь во спасение»?

- А была ли такая ложь у Мишутки и Стасика? (Да. С.115 - о

                                                                                   мороженом для

                                                                                   Иры)

(беседа с учащимися)

- А каков же замысел Н.Носова? Что он думает на этот счёт? Поняли ли вы это, прочитав данное произведение? (выдумка и фантазия не

                                                                            должны приносить

                                                                             людям зло)

7) Творческое задание (работа в паре).

- Перед вами на парте набор карточек со словами. С ними вы работали на уроке. Поделите слова на 2 группы: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.

Объясните своё решение.

                      1                                                           2

               Врать                                                  сочинять

               Обманывать                                       выдумывать

               Лгать                                                  изобретать

               Клеветать                                           фантазировать

- Дайте общее название каждой группе. Вспомните, о чём мы говорили на уроке.

                Умысел                                              Вымысел

- Как вы понимаете значение слова «клевета»?  (порочащая кого-

                                                                                    либо ложь)

- Как гласит русская пословица, «Клевета –что уголь: не обожжёт, так замарает».

- Кого из героев отнесём к 1 группе? (Игорь)

- Кого ко 2 группе? (Мишу и Стасика)

4.Итог урока:

- Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему?  (даны на доске)

  • Горькая правда лучше красивой лжи.

  • Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

  • Выдумку можно простить, ложь – никогда.

  • Раз соврал – навек лгуном стал.

- Как вы думаете, что хотел сказать Николай Носов этим произведением детям?

- Какая мысль, на ваш взгляд, здесь главная?

- Хочется ли вам прочитать это произведение ещё раз?

- А кому бы вы хотели прочитать это произведение?

  • - Николай Николаевич Носов любил мальчишек-фантазёров, написал о них много произведений, но он всегда надеялся, что фантазия и выдумка никогда не перейдут в ложь, в клевету, во что-то нехорошее, злое. Он мечтал, что мальчишки-фантазёры, когда вырастут, создадут много хорошего и полезного в жизни.



7