СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриоты россии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Патриоты россии»

Тема: Патриоты России

Цели: познакомить учащихся с понятиями «патриот», «па­триотизм», со значением народного ополчения; формировать представления о патриотизме.

Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участ­вовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, на доске даты, презентация, толковый словарь.

Ход урока

  1. Организационный момент

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Начинается полезный,

Интересный наш урок.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Улыбнитесь друг другу,

Улыбнитесь нашим гостям

Всем удачного дня. Садитесь!

II. Актуализация опорных знаний

1. Разминка

- Соотнесите дату и событие.( Даты на доске)

Дата

Событие

1147 г. 1237 г. 1380 г. 1480 г.

Первое упоминание о Москве в летописи Вторжение на Русь ордынцев Куликовская битва Конец зависимости Руси от Золотой Орды


2. Блицопрос

• В каком веке на Русь напали степные кочевники? XIIIв.)

• Имя хана, возглавившего первый поход на Русь. (Мамай.)

• Какой русский город оказался первым на пути монголов? (Рязань.)

• Почему монголам удалось завоевать русские земли? (Русь состояла из множества княжеств, княжества враждовали между собой, не было единого правителя.)

• Чем запомнился Иван Калита? (При нем центром Руси стала Москва.)

• А какой вклад внес Дмитрий Донской? (Донской сумел на­нести сокрушительный удар ордынцам в Куликовской битве, перестал платить дань, после этого началось освобождение русских земель.)

• При каком князе Русь полностью освободилась от Орды? (При Иване III.)

3. Работа в парах.

На столах карточки, дети выполняют задания на карточках.


4. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Расскажите об Иване Федорове и его типографии.

Карточка 2

Перечислите русские учебники ХVII в. и их авторов.

Карточка 3

Каково значение начала книгопечатания в России?

Карточка 4

Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги?

III. Самоопределение к деятельности.


Прослушивание песни «С чего начинается Родина?»

Звучит песня «С чего начинается Родина?» из кинофильма «Щит и меч» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).

– Какие чувства вы испытываете, слушая эту песню?

– Что такое Родина? C чего начинается Родина? Что значит любить Родину? Какие пословицы о Родине вы знаете?

– Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.

– Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?

– Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке

IV. Открытие нового знания

  1. Работа над кроссвордом.

– Для того чтобы узнать какая тема нашего урока, вы должны разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Предприятие, где производят набор и печатание изделий.(типография)

2. Название первой печатной книги в Руси. (апостол)

3. Название металлических букв. (литера)

4. Фамилия первопечатника на Руси. (Федоров)

5. Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток. (шрифт)

6. Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве. (Грозный)

7. Фамилия немецкого первопечатника. (Гутенберг)

Читаем слово на заштрихованной строчке.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Па­триоты России».)

Сегодня мы познакомимся с еще одной героической страни­цей истории нашего Отечества.


2. Работа со словарем

— Что означает слово «патриот»? Где можем узнать? (В словаре.) В словаре русского языка С.И. Ожегова дается толкование слова «патриот» — это человек, одушевленный патриотизмом, патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя инте­ресов своей Родины.

Патриотичный человек — тот, кто любит свое Отечество, пре­дан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

2. Работа по учебнику

 Сегодня мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России. Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем». Прочитайте текст в учебнике 
(с. 87) и ответьте на вопрос: почему начало XVII века называют тяжелыми годами, то есть лихолетьем?

Демонстрирует схему:

(Чтение статьи учебника, ответ на поставленный вопрос.

- Почему начало XVII века называют тяжелыми годами, то есть лихолетьем?


Опорные слова: опустел престол, беспорядки, предательство

бояр, народные волнения, иноземные захватчики.)


Умер царь Фёдор Иванович, опустел престол. Начался беспорядок. Полякам при поддержке бояр изменников удалось захватить Москву. Все эти причины повлияли на лихолетье в России.

3.Рассказ с элементами беседы.

- После смерти Ивана Грозного и его сыновей прекратился их царский род. За короткий срок сменилось несколько царей. Воспользовавшись Смутой, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. России угрожала потеря независимости. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. Что надо было сделать русским людям, чтобы победить врага?

(Встать на защиту своей Родины).



4.Работа с учебником.

– Прочитайте в учебнике на стр. 87-88 про Кузьму Минина.

Беседа по прочитанному.

- Про кого ещё вы узнали из этой статьи?

- Кто встал во главе собравшейся рати?

- Кем он был?

- К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин?

5. Сообщение о Кузьме Минине.



6. Работа с учебником.

- Как вы думаете, кто одержал победу и почему? Узнать ответ на этот вопрос мы можем, дочитав статью учебника на стр. 88 – 89.

А) Беседа по прочитанному.

- Когда народное ополчение подошло к Москве?

- С кем произошел бой около Москвы?

- Чем закончилась эта схватка?

- Кто одержал победу?

- Что происходило с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай – городе?

- Почему Минина и Пожарского называют патриотами России?

- Какого числа была освобождена окончательно Москва?

- Кто был избран на царство в 1613 году?

- В Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение для борьбы с врагами.

- Что такое народное ополчение?



Б) Прочитайте текст стр. 87-89.



Работа в парах.

- Ребята, я предлагаю вам мысленно перенестись на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени. На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей.

До нас дошли документы того времени в плохом состоянии. Ваша задача, расшифровать отрывок из этой грамоты.

Отрывок из грамоты:

«Гибнет…. от поляков, а …. есть основание. Не забудьте, что пока крепок….., то и….. крепко; не будет корня, на чем оно будет держаться?»

(Слова для справок: Россия, Москва, Новгород, столица, Киев, Лондон, империя, корень, дерево)



- Молодцы! А теперь представьте, что от Вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примите решение, первое или второе?

-Почему выбрали именно этот вариант?

Те, кто из вас выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому принадлежат выбранные вами слова.

- У детей карточки с отрывками предложений последующих действий Минина:

Первым показал пример…

Принес все деньги и украшения жены…

Все нижегородцы несли деньги, дорогую одежду, меха, посуду…

И богатые, и бедные.

- В такой обстановке даже городские нищие, просившие милостыню на пропитание, не могли остаться в стороне. Они тоже хотели помочь. Но у них ничего не было. И все-таки они что-то отдавали на общее дело.

- Как вы думаете, что это было?

Оказывается, нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое, что у них было. Таким образом были собраны необходимые средства.


Можно ли Минина и Пожарского назвать патриотами России?


- Скажите ,ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

- Что такое 4 ноября для русского народа?

Почему праздник носит название День народного единства? Что означает название праздника?

- Освобождение Москвы от иноземных захватчиков было всенародным делом. В едином порыве объединились все патриоты страны. Поэтому мы отмечаем 4 ноября как День народного единства, который чтили наши предки.



Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)

3. Работа с картой

Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей стра­ны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили патриотизм.

— Рассмотрите карту на с. 92—93 учебника. Прочитайте назва­ние народов, населявших Сибирь.

(Ученики работают по карте.)

— Чем испокон веков занимались люди, населявшие эти тер­ритории? Это вы узнаете, когда прочитаете статью «Здрав­ствуй, Сибирь-матушка!» и подготовите ответы на вопросы.

(Вопросы на доске или на карточках.)

1. Кто прокладывал дорогу в Сибирь?

2. Почему казаки отправились в Сибирь?

3. Кого называли землепроходцами?

(Самостоятельная работа с текстом на с. 90—91 учебника, от­веты на вопросы.)

Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России — мыс Дежнева. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабаро­ва — Хабаровск. История присоединения Сибири к России — это история героических подвигов русских землепроходцев, про­мышленных и служилых людей. На протяжении всего XVII в. они осваивали и заселяли просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совер­шали великие географические открытия. Началось все с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали.


VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполняя задание 1 на с. 30, сформулируйте определение понятия «народное ополчение». (Народное ополчение — это добровольцы, готовые постоять за родную землю.)

— Кого мы называем патриотом? Запишите ответ на с. 31. (Патриот — человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству.)

— Выполняя задание 4 на с. 31, подчеркните нужное для рас­сказа о России начала XVII в. (Народное ополчение, борьба за независимость, Кузьма Минин, Нижний Новгород, Китай-город, 1612 г., Дмитрий Пожарский.)

— Когда в России стали править цари из рода Романовых? (В 1613 г.)

- Подсчитайте, сколько лет царской династии.

2. Викторина

1. Почему престол опустел? (У царя Федора не было детей. Цар­ская корона несколько раз переходила из рук в руки.)

2. Как полякам удалось войти в Москву? (При поддержке бояр-изменников они укрылись за стенами Кремля и Китай-города.)

3. Кто призвал русских людей постоять за родную землю? (Торговый человек Кузьма Минин.)

4. В каком городе это произошло? (В Нижнем Новгороде.)

5. Что создали для борьбы с врагами? (Народное ополчение.)

6. Где брали средства для вооружения? (Русские люди отдава­ли, что могли .Первым сделал взнос Кузьма Минин.)

7. Кого пригласили возглавить народное ополчение? (Во гла­ве собравшейся рати встал талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский.)

8. Только ли из Нижнего Новгорода был народ? (Люди шли и из других городов.)

9. Когда народное ополчение двинулось к Москве? (Это было в 1612 г.)

10. С кем произошел бой около Москвы? (С польским войском, которое спешило на помощь к своим соотечественникам.)

11. Чем закончилась эта схватка? (Русские разбили польское войско.)

12. Что стало с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-горо­де? (Они оказались в безвыходном положении.)

13. Что предложили им русские люди? (Сдаться.)

14. Какой ответ дали поляки? (Поляки ответили отказом.)

15. Чем все закончилось? (Вскоре враги сложили оружие.)

16. Как отблагодарил русский народ своих патриотов? (Спу­стя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник.)

17. На чьи деньги он был поставлен? (Деньги собирала вся страна.)

18. Кто был избран на престол в 1613 г.? (Михаил Федорович Романов.)

19. Можно ли К. Минина и Д. Пожарского назвать патриотами России? Почему? (Ученики читают вопросы рубрики «Обсудим!» на с. 89 учеб­ника, высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения.)

VII. Подведение итогов урока

В годы Великой Отечественной войны воинов вдохновляли подвиги Д.Пожарского и К.Минина, А.Невского и Дм.Донского. В разные условия попадали русские солдаты на войне. Им приходилось в одиночку вступать в битву с врагом, и силы им давали подвиги предков и родная земля.

Ты воюй, солдат, воюй,

Ты воюй, солдат, толково

Там, где ты сейчас стоишь,

Там и поле Куликово.

М. Матусовский

И действительно, солдаты героически сражались за каждую пядь родной земли, отдавали жизни за свободу и независимость Родины.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами

ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

VIII. Рефлексия

— Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность. (Ответы детей.)

— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал...»

— Кого можно поблагодарить за урок?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 87—91 учебника.

2. Выполнить задание 2 на с. 30 рабочей тетради.

3. Привести примеры патриотизма в наше время.

4. Написать сочинение-рассуждение: «Могу ли я себя назвать патриотом России?»

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!