СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паукообразные: знакомые и незнакомые

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке используется групповая форма работы с классом

Просмотр содержимого документа
«Паукообразные: знакомые и незнакомые»

20.11.2018

Открытый урок по теме «Паукообразные: знакомые и незнакомые». 8 класс.


Заранее распределяем по группам: раздаём картинки (паукообразные, ракообразные, насекомые, клещи).


Ребята, давайте, поприветствуем друг друга: поднимите правую руку те, кто сегодня пришёл в школу с хорошим настроением, поднимите левую руку те, кто не выспался. Давайте, сейчас поприветствуем наших гостей: поднимите обе руки и похлопайте.



Ребята, мы не просто так вас рассадили по группам: паукообразные, ракообразные, насекомые, клещи. Все эти животные относятся к типу Членистоногие. Их делят на три класса. О том, почему всех этих животных мы относим к Типу Членистоногие и на какие три класса, по каким признакам их разделили на эти классы, вы узнаете из стихотворения. У каждого есть листочек со стихотворением, прочитайте и за 1 минуту самостоятельно выделите признаки типа и признаки каждого класса, а потом за 1 минуту придите к одному мнению в группе и заполните карточку №1 (Общие признаки типа Членистоногих: 1). Членистые конечности. 2). Сегментированное тело. 3). Хитиновый покров.

И обобщающую таблицу№1.



Признаки

Классы

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Части тела

Головогрудь и брюшко

Головогрудь и брюшко

Голова, грудь и брюшко

Кол-во ходи-льных ног

10

8

6

Количество усов

2 пара

нет

1 пара


В царстве животных –

Самый многочисленный тип,

Очень давно на планете возник.

Их наружный хитиновый скелет

Защитит от многих бед.

Членистое строение ножек,

Для них главный признак, быть может.

Удивительное тело, ведь оно

У них на сегменты поделено.

Отделов – три, бывает два.

Только у насекомых –

Брюшко, грудь и голова.

Можно их разделить на классы,

А различить совсем не трудно:

Усов две пары, ножек много (десять!) –

Характеристика ракообразных готова.

Три пары ног, усов – одна

И крылья есть у насекомых большинства.

Очень любопытен паукообразных класс,

Чем любопытен он для нас?

Четыре пары ног и без усов,

Опутать сетью может он.



Ребята, а посмотрите внимательно в учебнике на стр. 84-85 картинки с изображением клещей. А клещей к какому классу отнесём?

Итак, вы, наверное, догадались, что мы поговорим о паукообразных. Тема нашего урока «Паукообразные: знакомые и незнакомые». Вы сегодня расширите свой кругозор о разнообразии класса паукообразных, из распространении и значении в природе и жизни человека.

игра «Правда-ложь»: даётся 3 утверждения, обсуждают в группе.

Обсуждение. Действительно, на брюшке у пауков ног нет, они превращены в паутинные бородавки – это органы образования паутинного вещества. При застывании оно образует ловчую сеть.

Посмотрите фрагмент кинофильма о паутине.

Все пауки – хищники. А ещё как пауки могут использовать паутину?

Иногда паутина используется и как летательный аппарат. Летчики встречали пауков на паутинке на высоте 3 км, а за 5-6 часов пауки могут улететь на расстояние более чем 200 км.Есть примеры, когда человек использовал достижения пауков. Например, индейцы Южной Америки используют метательное оружие бола – ремень на конце которого костяной шар. Таким способом ловят добычу пауки мастофоры. На передней ноге которых длинная клейкая нить, он размахивает ею, пока к ней не прилипнет добыча, затем её утаскивает и поедает.

Паутина очень прочна, например у паука-ткача длина окружности сети около 6 м, а маленькая ловчая сеть глифесиса площадью 50 см². Паучья нить прочнее нити тутового шелкопряда, нагрузка на разрыв нити 40-261 кг на 1 мм² в сечении. Стальная нить такого диаметра гораздо слабее. За один приём самка паука-крестовика может дать до 45 м волокна. В 1899 году из паутины мадагаскарского крупного паука получили нить для ткани на дирижабль, было получено около 5 м.


Яд многих пауков опасен для человека, так с 1927 по 1972 г. от укусов сиднейского паука погибло 20 человек.


Обсуждение.

Но больше всех о клещах знает Костя. Он сейчас нам расскажет о них.

А мы вам хотим каждому раздать памятки

Первая помощь и профилактика клещевого энцефалита.

Перед выходом в лес наденьте головной убор, застегните рукава, заправьте рубашку в брюки, штанины брюк заправьте в носки.

Осмотры всей поверхности тела каждые 20 минут. 

Клещи после присасывания к коже не сразу начинают питаться кровью, поэтому при быстром их обнаружении и удалении уменьшается риск быть зараженным возбудителями инфекций, которые находятся в клеще.

После укуса появляется местное воспаление, нередко с нагноением и зудом.

При укусе клеша необходимо в течение 14 дней (утром и вечером) измерять температуру и в случае ее повышения обратиться к врачу.

Обсуждение. Тарантул. О нём нам расскажет Лиза Фадеева.

Крупные пауки, живущие в норках. Раньше считали, что укус тарантула очень опасен. В средние века с ним связывали некоторые эпидемические заболевания, распространенные, в частности, в Италии, в окрестностях Таранта, откуда и пошло название этих пауков.

В качестве «лечения» рекомендовалось танцевать до упаду. Уверяли, что укушенный, доплясавшись чуть ли не до потери сознания, засыпает, а просыпается здоровым.

Укус тарантула довольно болезнен и может вызвать лихорадочное состояние, но не более.

А я предлагаю вам немного размяться.

Давайте попробуем потанцевать под мелодию тарантеллы. Вы ходите по кругу друг за другом, как только музыка замолкает, вы останавливаетесь и замираете. Я задаю вам вопрос, ответом на который будет цифра. Вы должны её отгадать и сгруппироваться, например, по три, по четыре и т.д.

- Сколько пар ходячих ног у паукообразных? (у ракообразных? у насекомых?)

(играет тарантелла)

А мы послушаем выступление Светы о каракурте.






Послушаем Гордея.



  • Скорпион — непревзойденный ночной охотник, чьей сенсорной системе могли бы позавидовать современные сейсмографы и приборы ночного видения. С помощью чувствительных нервных окончаний на трихоботриях — специальных волосках на клешнях — он отслеживает любые мельчайшие колебания земной поверхности или воздуха. Удивительным образом, он может уловить взмахи крыльев мотылька, шаги многоножки или паука с расстояния в 20-50 см и молниеносно поразить ее своим жалом, захватывая клешнями в тиски.

  • Для ночной охоты скорпионам достаточно слабого отблеска света звезд. Ученым известно, что зрением обладают не только глаза членистоногого, но и клетки панциря — они могут различать объекты в ультрафиолетовом диапазоне. Это помогает им находить источники света под землей, ведь 95% своей жизни они проводят в норах

  • Многолетний процесс эволюции жизни в пустыне привел к тому, что скорпионам не нужно пить воду — вся необходимая влага поступает в их организм из пищи, а без пищи членистоногое может жить до двух лет. Пищевая система устроена таким образом, что 70% съедаемого идет на восстановление тела животных.

  • В силу строения ротового отверстия, скорпионы не могут поглощать твердую пищу. Им приходится разрывать ее клещами и челюстями на мелкие кусочки, впрыскивать на нее пищеварительные ферменты и затем всасывать получившуюся кашицу через узкую ротовую щель. Такая система питанияполучила название “внешнего пищеварения”.


Среди людей бытует мнение, что скорпион, окруженный горящими углями, оканчивает жизнь самоубийством. Так ли это? – Нет. Скорпионы не восприимчивы к собственному яду. Он впадает в оцепенение и может просто изжариться.



Если учащиеся согласны с утверждением, то поднимают руку, если нет, то не поднимают:

  • Тело пауков покрыто хитиновым покровом.

  • Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

  • Имеют 4 пары ног.

  • На голове есть усики.

  • Пауки – хищники.

Оцените работу каждого в группе. Заполните таблицу и оставьте на парте.

На столе лежат листочки, вы можете их подписывать, а можете - нет. Но хотелось, чтобы вы написали, что бы вы хотели узнать о членистоногих на следующих уроках.

Д.З.: стр. 81, 84-85


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!