СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПДД - история светофора

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПДД - история светофора»

5 августа - Международный день светофора. Этот прибор заслуживает того, чтобы люди праздновали дату его появления. Сложно представить себе дорожное движение без трехцветного «регулировщика». Работая круглые сутки, он полностью оправдывает свое название – «несущий свет» (φορός в переводе с греческого - «несущий»).

Как появился первый в мире светофор

В ту пору, когда люди еще не придумали светофор, пешеходы нередко оказывались под копытами лошадей. Автомобилей не существовало, а ДТП уже были.

Первым додумался регулировать движение на дороге при помощи прибора один англичанин - Джон Пик Найт. Он был сотрудником железнодорожной компании, поэтому немудрено, что ему пришла в голову идея создать устройство по аналогии с семафором. Изобретение Найта установили в Лондоне 10 декабря 1868 года, возле здания Британского Парламента.

Это было крупное сооружение с двумя семафорными стрелками на 6-метровом столбе. Горизонтальная стрелка означала остановку, а приподнятая разрешала движение. В темное время суток вместо стрелок использовали красный и зеленый газовые фонари. Сигналы менялись полисменом с помощью ручного привода.

Прослужил светофор недолго. В начале 1869 года у него взорвался фонарь, травмировав полицейского. Из-за этого случая англичане на десятки лет отказались от использования светофора.

Еще немного о старейших моделях

Более совершенную модель, в отличие от найтовского варианта, разработал в 1910 году Эрнст Сиррин в Чикаго. Устройство было автоматическим и регулировало движение при помощи надписей «Stоp» и «Prоceed», которые указывали, когда останавливаться, а когда ехать. Однако прибор обладал существенным минусом – не имел подсветки, становясь бесполезным в темное время суток.

Первый электрический светофор тоже создали в США. В 1912 году житель штата Юта Лестер Вайр разработал устройство с сигналами красного и зеленого цвета.

В 1914 году в Кливленде установили четыре электрических светофора, сконструированных инженером Джеймсом Хогом. Эти образцы, кроме световых сигналов, издавали еще и звуковые. Управляли ими дежурные полицейские, которые находились в специально построенной вблизи перекрестка будке.

В 1920 году в США на улицах Нью-Йорка и Детройта появились трехцветные светофоры, изобретенные Джоном Ф. Харрисом и Уильямом Поттсом.

Светофор в СССР

Самый первый светофор в СССР появился в Ленинграде 15 января 1930 года на пересечении Невского и Литейного проспектов.

В Москве новинка появилась 30 декабря того же года. В качестве эксперимента электрический светофор установили на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост. Внешне он напоминал современные, но управлялся вручную. Двумя годами позже «регулировщик» поставили на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная. К концу 1933 года тестирование успешно завершилось, и светофоры стали устанавливать повсеместно.

Один из самых любопытных образцов советского светофора – в виде циферблата. По круглой пластине, отмеченной тремя цветами, ходила стрелка. Она указывала на цвет и преимущество в движении. Но такой светофор оказался неудобным в использовании, поэтому от него скоро отказались. Во второй половине 30-х годов уже все светофоры были в классическом исполнении – секционные.

Сложные легкие светофоры

За последние 12 лет в Москве сменилось около 20 видов светофоров. Сейчас большинство светофоров плоские, с тонкой микросхемой. В то время как ламповый предшественник мог весить около 30–40 кг, новейшая модель – легкая и удобная в эксплуатации.

Не смотря на вес, само устройство называют сложным. Почему? Потому что выполняет множество функций. В основе любого современного светофорного объекта – контроллер. Это он при помощи датчиков регулирует горение сигнала. В часы пик время для пропуска транспорта – максимальное. Днем, когда дороги менее загружены, светофор переходит на другую программу, а ночью он может переводиться в режим желтого мигания. Это все делается автоматически.

Пешеходный светофор тоже непрост – у него есть и звуковое сопровождение, чтобы слабовидящий человек мог ориентироваться на дороге. В столице появился даже «танцующий» пешеходный светофор. Значок в виде человека на красном сигнале танцует, развлекая людей, ожидающих зеленый свет. Причем это не просто значок, это проекция изображения реальных людей, которые в этот самый момент пляшут в специальной кабине рядом с пешеходным переходом. Если в кабине никого нет, светофор работает в обычном режиме. Такой «танцующий» сигнал можно увидеть рядом с цирком Никулина на Цветном бульваре или поблизости от парка «Сокольники» в дни городских праздников. Зайти в кабину и потанцевать может любой желающий.

Одно из лучших качеств современных светофоров в том, что их сигналы яркие, они заметны издалека. Все благодаря светодиодной матрице. На многих приборах в столице установлена и дополнительная подсветка, а на консолях – светодиодная лента, которая дублирует сигнал светофора.

Кажется, что на сегодняшний день светофоры настолько совершенны, что лучше быть и не может. Тем не менее, изобретатели постоянно ищут новые варианты. Кто знает, возможно, уже через несколько лет появится еще что-нибудь необычное.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!