СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Печатная работа по теме "Методическое обеспечение образования детей с ОВЗ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Печатная работа по теме "Методическое обеспечение образования детей с ОВЗ"»

Методическое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рябцева Ю.В.

Зам.председателя ППк, учитель истории и обществознания.

Пшехожева Н.Н.

Зам.директора по УВР, учитель английского языка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Эколого-биологический лицей №35», г.Майкоп.



Аннотация. В статье говориться об особенностях работы с детьми ОВЗ: методические рекомендации по обеспечению равных возможностей в качественном освоении общеобразовательной программы, получение дополнительных возможностей для организации индивидуальной образовательной траектории. Использование информационных технологий. Работа с детьми ОВЗ на уроках английского языка ( советы молодым педагогам; из опыта работы Пшехожевой Н.Н.) Работа с родителями обучающихся с ОВЗ.

Ключевые слова. ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), коррекционная работа, инклюзивное образование, социальная адаптация, тьютор.

С 1 сентября 2016 года я являюсь заместителем ППк нашего лицея. Хочу поделиться опытом работы в этом направлении.

В Законе «Об образовании» сказано, обучающиеся, с ограниченными возможностями здоровья - физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий .

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы образовательных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.

Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Необходимо тщательно отбирать и  комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.


Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки;

Поэтапное формирование умственных действий;

Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале);

Создание доброжелательной атмосферы на уроке;

Авансирование успеха;

Обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности;

Связь предметного содержания с жизнью;

Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства);

Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.

Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Использование информационных технологий.

Еще можно сказать об использовании презентаций и фрагментов презентации по ходу занятия, они позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно поместить необходимый материал, цифровые фотографии, тексты, видео; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

Работа с детьми с ОВЗ на уроках английского языка (советы молодым педагогам из опыта работы)

«Каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья, способности к освоению образовательных программ, имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особых условиях».

Опираясь на ФГОС мы понимаем, что не важно сколько учеников в классе и сколько из них детей с ОВЗ, наша задача научить каждого ребенка.

Я хочу поделиться некоторыми приемами, которые использую в работе с детьми с ОВЗ. (Я не буду описывать все приемы, только самые эффективные на мой взгляд)

Итак, при обучении всем аспектам иностранного языка мы должны четко понимать к какому результату идем. При подготовке к уроку я обязательно определяю планируемый результат не только для всего класса, но и для каждого ребенка с ОВЗ. Ни один ученик не должен уйти с урока, не запомнив нужного материала или не приобретя навыка.

На ваш успех могут влиять даже такие мелочи, как место где сидит ребенок и, где стоите вы. Я всегда максимальное количество времени стараюсь находиться возле учеников, требующих индивидуальный подход.

Совершенно бессмысленно надеяться, что если вы дадите карточку для индивидуальной работы, или упражнение из учебника, то ученик будет сидеть и выполнять задание, а главное извлекать информацию.

Особенности работы с детьми с ОВЗ при обучении чтению:

Каждый урок примерно по 1 минуте уделяем индивидуальному чтению. Возможно во время самостоятельной работы класса, при повторении домашней работы и т.д.

Выбираем материал для чтения «от простого к сложному». Очень часто тексты из учебника не подходят, необходим адаптированный материал. Надо настроить себя, что несколько уроков можно будет отрабатывать одни и те же слова, одно и то же правило.

Грамматические конструкции отрабатываем во всех типах карточек, но постоянно находимся рядом для концентрации внимания ребенка

Особенности работы с детьми с ОВЗ при обучении письму:

При написании словарных диктантов можно дать возможность оставить опору перед глазами.

При составлении предложений оставлять схемы, опорные слова.

«Заполни пропуски», «Дополни предложение», «Поставь слова в правильном порядке» и т.д.

Особенности работы с детьми с ОВЗ при обучении аудированию:

Карточка с картинками о том, что слышат дети. Картинки в виде кадров. Учитель по ходу текста указывает на нужную картинку. Тем самым для ребенка создается ситуация успеха, исчезает страх не понять услышанного.

Карточка с текстом. Но текст не весь, а с заклеенными словами, предложениями. Закрываем слова, которые хорошо слышны и знакомы.

Самым сложным может оказаться обучение говорению.

Дети часто перед классом не могут сказать ничего, часто замыкаются. Поэтому на этом этапе важно создать комфортную среду. Ни в коем случае не просить ребенка с ОВЗ отвечать у доски перед классом.

Итак, если учитель будет четко определять планируемый результат и идти к нему, то максимальный успех гарантирован.

Работа с родителями.

Особое внимание при работе с детьми ОВЗ отводится работе с родителями.  Самой оптимальной формой работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, с этой целью использую беседу.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся цель: подробное обсуждение состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в обучении. Наиболее эффективно совместное обсуждение с родителями хода занятия и результатов работы с их ребенком; различные виды продуктивной деятельности, просмотр занятий родителем, занятия совместно с ребенком.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Примечания:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования  и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.

  1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.

3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 Коняева Н.П.

5. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2014. – 199 с. – (Коррекционная педагогика).

6. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с. – (Библиотека психолога).

7.Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: метод. пособие / А.В.Роготнева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 135 с.

8.Рудик  О.С. Как помочь аутичному ребёнку: метод. пособие: книга для родителей / О.С.Рудик. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2017. – 207 с.

 

 

 

 

 

 










































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!