СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Печорин в «кругу честны́х контрабандистов». («Тамань»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: заинтересовать учащихся романтическим сюжетом повести «Тамань»; обратить внимание на необычность композиции повести и её роль в раскрытии характера главного героя; путем анализа эпизодов, поступков героев углубить представление о Печорине как о смелом, деятельном и решительном человеке, но без цели и смысла жизни; выделить особенности художественного мастерства писателя в повести «Тамань».  

Просмотр содержимого документа
«Печорин в «кругу честны́х контрабандистов». («Тамань»).»

Печорин в «кругу честны́х контрабандистов»  («Тамань»)

Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)

Цели :  заинтересовать учащихся романтическим сюжетом повести «Тамань»; обратить внимание на необычность композиции повести и её роль в раскрытии характера главного героя; путем анализа эпизодов, поступков героев углубить представление о Печорине как о смелом, деятельном и решительном человеке, но без цели и смысла жизни ; выделить особенности художественного мастерства писателя в повести «Тамань».

Цели : заинтересовать учащихся романтическим сюжетом повести «Тамань»; обратить внимание на необычность композиции повести и её роль в раскрытии характера главного героя; путем анализа эпизодов, поступков героев углубить представление о Печорине как о смелом, деятельном и решительном человеке, но без цели и смысла жизни ; выделить особенности художественного мастерства писателя в повести «Тамань».

I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина». Вопрос: Как в предисловии раскрывается отношение автора к своему герою? «Тамань» – первая повесть из «Журнала Печорина». Лермонтов подчёркивает искренность главного героя, который «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Журнал проясняет многое непонятное в характере и поведении героя.

I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».

Вопрос: Как в предисловии раскрывается отношение автора к своему герою?

«Тамань» – первая повесть из «Журнала Печорина». Лермонтов подчёркивает искренность главного героя, который «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Журнал проясняет многое непонятное в характере и поведении героя.

II. Краткий пересказ сюжета «Тамани».  Сюжет повести определяется характером героя, его огромным желанием найти «ключ этой загадки». Вопросы: 1. Что интересного в повести? 2. Как она построена? 3. В чём смысл столкновения Печорина с контрабандистами? 4. Что показалось Печорину странным и загадочным в поведении и характере хозяев?

II. Краткий пересказ сюжета «Тамани».

Сюжет повести определяется характером героя, его огромным желанием найти «ключ этой загадки».

Вопросы:

1. Что интересного в повести?

2. Как она построена?

3. В чём смысл столкновения Печорина с контрабандистами?

4. Что показалось Печорину странным и загадочным в поведении и характере хозяев?

III. Анализ эпизодов  (по группам): 1-я группа . «Сцена в лодке». (Чем объясняется поведение девушки в лодке? Какие черты характера Печорина проявились в этой сцене?) 2-я группа . «Прощание Янко со слепым мальчиком». (Что выделяет автор во внешности Янко? Какие черты характера поэтизирует автор? Как передает горе слепого? Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»?)

III. Анализ эпизодов (по группам):

1-я группа . «Сцена в лодке». (Чем объясняется поведение девушки в лодке? Какие черты характера Печорина проявились в этой сцене?)

2-я группа . «Прощание Янко со слепым мальчиком». (Что выделяет автор во внешности Янко? Какие черты характера поэтизирует автор? Как передает горе слепого? Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»?)

Прекрасная «ундина» – натура сильная и самоотверженная, способная к риску. Доказательство – её борьба в лодке. Лермонтов подчеркивает ловкость и смелость Янко, его любовь к воле и свободе и в то же время говорит о его равнодушии и чёрствости по отношению к слепому мальчику.

Прекрасная «ундина» – натура сильная и самоотверженная, способная к риску. Доказательство – её борьба в лодке.

Лермонтов подчеркивает ловкость и смелость Янко, его любовь к воле и свободе и в то же время говорит о его равнодушии и чёрствости по отношению к слепому мальчику.

IV. Беседа о главном герое. Вопросы: 1. Что заставило Печорина «вмешаться» в события, стать их участником? 2. Как раскрывается его характер в приключении в Тамани? 3. Счастлив ли герой? 4. В чём он винит себя? 5. Почему называет «круг честны́х контрабандистов» «мирным»?

IV. Беседа о главном герое.

Вопросы:

1. Что заставило Печорина «вмешаться» в события, стать их участником?

2. Как раскрывается его характер в приключении в Тамани?

3. Счастлив ли герой?

4. В чём он винит себя?

5. Почему называет «круг честны́х контрабандистов» «мирным»?

Печорин – активная, деятельная натура, бесстрашная и настойчивая. Но его действия, ум, наблюдательность, энергия приносят только несчастье. Когда тайна контрабандистов была раскрыта, «обнажилась бесцельность решительных действий Печорина» (Н. И. Громов) . «Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив» (З. Я. Рез) .

Печорин – активная, деятельная натура, бесстрашная и настойчивая. Но его действия, ум, наблюдательность, энергия приносят только несчастье. Когда тайна контрабандистов была раскрыта, «обнажилась бесцельность решительных действий Печорина» (Н. И. Громов) . «Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив» (З. Я. Рез) .

V. Мастерство Лермонтова. З. Я. Рез выделяет в повести «Тамань»: 1. Мастерство построения повести (напряжённость развития действия, обусловленность его характером героя, чёткость и стройность композиции, отсутствие второстепенных деталей, насыщенность действия). 2. Многообразие способов создания образов персонажей. 3. Характер и роль пейзажа в «Тамани». 4. Лаконизм, ясность и простота стиля в описаниях. 5. Яркая индивидуализация речи персонажа.

V. Мастерство Лермонтова.

З. Я. Рез выделяет в повести «Тамань»:

1. Мастерство построения повести (напряжённость развития действия, обусловленность его характером героя, чёткость и стройность композиции, отсутствие второстепенных деталей, насыщенность действия).

2. Многообразие способов создания образов персонажей.

3. Характер и роль пейзажа в «Тамани».

4. Лаконизм, ясность и простота стиля в описаниях.

5. Яркая индивидуализация речи персонажа.

Домашнее задание. Чтение повести «Княжна Мэри». Отношение Печорина к дворянскому кругу.  

Домашнее задание.

Чтение повести «Княжна Мэри». Отношение Печорина к дворянскому кругу.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!