Анализ педагогической ситуации
ФИО студента: Ульянкина В.К., Батова А.И.
Проблема, отраженная в педагогической ситуации: Отсутствие мотивации к выполнению домашнего задания
Задачи по решению данной проблемы:
Выявить причины отказа ребенка от выполнения домашнего задания;
Повысить мотивацию ученика к учебной деятельности и выполнению домашнего задания;
Сформировать навыки организации учебной деятельности и самоконтроля;
Снизить уровень тревожности и негативных эмоций, связанных с учебой.
Варианты решения проблемы:
Беседа с ребенком: спокойно и доброжелательно поговорить с ребенком, выяснить, почему он не хочет делать домашнее задание. Важно выслушать его точку зрения и не перебивать. Можно задать ребёнку вопросы, например: «Что тебе трудно сделать?», «Что самое неприятное в домашней работе?», «Что у тебя отлично получается, когда ты делаешь уроки?»
Составить расписание: ребёнок должен знать, когда будет делать домашнее задание. Лучше, если это происходит каждый день в одно и то же время.
Составление буклета для родителей: родители должны поддерживать благоприятную атмосферу для ребенка и следовать советам в буклете, такие как: поддержка, составление расписания, поощрение.
Консультация с психологом: обратиться к школьному психологу для проведения диагностики и выявления возможных психологических проблем.
Прогнозирование развития ситуации с учетом предложенных вариантов решения проблемы:
Позитивный сценарий: если удастся выявить и устранить причины отказа ребенка от выполнения домашнего задания, повысить его мотивацию, сформировать навыки организации учебной деятельности и наладить конструктивное взаимодействие между ребенком, родителями и учителем, то можно ожидать улучшения успеваемости, повышения интереса к учебе и снижения конфликтности в семье.
Негативный сценарий: если не удастся выявить причины проблемы или если выбранные методы окажутся неэффективными, то можно ожидать дальнейшего снижения успеваемости, ухудшения взаимоотношений с родителями и учителем, развития негативного отношения к учебе.
Рекомендации для родителей (законных представителей) по указанной педагогической проблеме:
Использование буклета «Если ребенок не хочет выполнять домашнее задание» с полезными советами для родителей.
Домашние задания ребёнок должен выполнять сам. Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что заданий любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.
Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.
Не оценивайте ребёнка только по урокам. Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.
Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.
Если первоначальные усилия не приносят желаемого результата, то можете обратиться за помощью к специалистам. Главное — не оставаться один на один с проблемой и искать профессиональную помощь, если это необходимо. Специалисты, к которым вы можете обратиться: детскому или семейному психологу, учителю.
Оставайтесь спокойным: ваше поведение послужит для ребенка примером.
Во время занятий всегда находитесь в поле зрения ребенка;
Поощряйте ребенка словом, взглядом, лаской, стимулируйте материальными предметами. При этом радуйтесь успехам ребенка, но не захваливайте;
Нарисуйте вместе с ребенком «Дневник достижений» и повесьте его на видном месте. Подводя итоги дня, обсудите, что получилось сегодня хорошо и как он себя при этом вел. В соответствии с этим наклейте или нарисуйте, например, звездочки или смайлики.
Буклет для родителей
Если ребенок не хочет выполнять домашние задания
Полезные советы
Уважаемые родители, предлагаем вам ряд полезных советов, которые помогут Вам преодолеть трудности в поведении вашего ребенка и облегчит выполнение домашних заданий.
Избегайте слово «нельзя» (оно преимущественно имеет обратный эффект);
Определите для ребенка рамки поведения (что можно делать всегда; что можно при определенных условиях);
Для скорейшего и спокойного засыпания можно использовать утяжеленное одеяло. Вес его не более 15 % от веса самого ребенка
Используйте тактильный контакт: обнять, погладить, прикоснуться;
Соблюдайте режим дня, обеспечивайте достаточное время для отдыха и сна;
Предлагать разнообразные игры и менять их;
предоставлять возможность выбора;
Если ребенок не справляется с определенным упражнением, предложить ему аналогичное, но полегче;
Чтобы придать уверенности ребенку и поднять его самооценку предлагать ряд заданий, в которых ребенок успешнее;
Согласуйте с ребенком время, когда он будет заниматься. Учитывайте его биоритмы и предпочтения;
Не перегружайте ребенка дополнительными занятиями и секциями;
Разбивайте большие задания на несколько маленьких, делайте перерывы. Например, после каждых 20 минут работы – 5 минут отдыха;
Обеспечьте тихое и удобное место для работы. Уберите все отвлекающие факторы (телевизор, телефон, игрушки);
Обеспечьте хорошее освещение и удобную мебель;
Задавайте открытые вопросы: «Что тебе сегодня задали?», «Что было самым сложным?», «Что тебе понравилось больше всего?»