СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагог дополнительного образования детей и его роль в современной системе образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

С принятием  нового Закона РФ «Об образовании» в 1992г. изменился статус работников внешкольных учреждений – они  были переименованы в педагогов дополнительного образования детей и, соответственно, стали пользоваться  всеми правами педагогических работников РФ, а также изменились требования к их деятельности.

В перечне педагогических профессий до  1998г. отсутствовал государственный стандарт подготовки специальных кадров для системы дополнительного образования детей. Предполагалось, что в этой системе может работать любой человек, имеющий специальное образование и некоторые педагогические способности. В 1998г. Министерство общего и профессионального образования РФ (приказ №397 от 10. 04.98) ввело специальность «педагогика дополнительного образования». Были разработаны «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 (педагогика дополнительного образования)». Эту специальность могут давать учреждения среднего профессионального образования. На сегодняшний день  ежегодно такую специальность получают  всего лишь несколько сотен выпускников педагогических колледжей по всей России, что не меняет кардинальным образом проблему кадрового обеспечения  системы дополнительного образования. В этой системе сегодня могут работать специалисты различных областей искусства, науки, техники; люди, развившие своё увлечение до профессионального уровня; выпускники педагогических вузов. Значительную часть педагогических кадров составляют те люди, которые  сами прошли эту школу, затем получили специальное образование и возвратились в свои дворцы, дома, центры, клубы в новом качестве – педагога, педагога-организатора.

Просмотр содержимого документа
«Педагог дополнительного образования детей и его роль в современной системе образования»

МКОУ Землянская СОШ






«Педагог дополнительного образования детей и его роль в современной системе образования»







Автор: педагог дополнительного

образования Псарев А.А.

















1. Содержание деятельности педагога дополнительного образования детей.

2. Педагогическое мастерство и профессионализм педагога.

3.Педагог как менеджер.

1.С принятием нового Закона РФ «Об образовании» в 1992г. изменился статус работников внешкольных учреждений – они были переименованы в педагогов дополнительного образования детей и, соответственно, стали пользоваться всеми правами педагогических работников РФ, а также изменились требования к их деятельности.

В перечне педагогических профессий до 1998г. отсутствовал государственный стандарт подготовки специальных кадров для системы дополнительного образования детей. Предполагалось, что в этой системе может работать любой человек, имеющий специальное образование и некоторые педагогические способности. В 1998г. Министерство общего и профессионального образования РФ (приказ №397 от 10. 04.98) ввело специальность «педагогика дополнительного образования». Были разработаны «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 (педагогика дополнительного образования)». Эту специальность могут давать учреждения среднего профессионального образования. На сегодняшний день ежегодно такую специальность получают всего лишь несколько сотен выпускников педагогических колледжей по всей России, что не меняет кардинальным образом проблему кадрового обеспечения системы дополнительного образования. В этой системе сегодня могут работать специалисты различных областей искусства, науки, техники; люди, развившие своё увлечение до профессионального уровня; выпускники педагогических вузов. Значительную часть педагогических кадров составляют те люди, которые сами прошли эту школу, затем получили специальное образование и возвратились в свои дворцы, дома, центры, клубы в новом качестве – педагога, педагога-организатора.

Для того чтобы понять специфику деятельности педагога дополнительного образования детей необходимо ещё раз вспомнить основные ориентиры содержания дополнительного образования детей:

- нндивидуализация, выращивание свободной, самобытной личности;

- опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребёнка;

- развивающее и реабилитирующее образование;

- развитие самодеятельности детей;

- раскрытие личных интересов и склонностей;

- построение пространства саморазвития.

Выделенные ориентиры являются, собственно, теми смысловыми рамками, которые задают содержание, структуру, механизмы, предмет, средства и результаты педагогической деятельности в дополнительном образовании детей.

Каким образом должна быть построена деятельность педагога, чтобы он действительно был способен создавать условия для построения ребёнком собственной индивидуальной траектории развития? Как должна быть организована педагогическая деятельность в условиях, когда активность и самостоятельность ребёнка становятся ведущими в образовательном процессе? Какие права и ограничения у педагога, вторгающегося в зону свободного самоопределения ребёнка?

Педагог дополнительного образования имеет дело, прежде всего, с живым интересом ребёнка, его добровольным выбором какой-либо деятельности, но освоение этой деятельности не может произойти автоматически, стихийно, само по себе и вне ощущения радости, счастья и уверенности в своих силах.. Так А.С.Макаренко подчёркивал, что чувство радости является истинным стимулом человеческой жизни, но ещё более значима для человека – «завтрашняя радость… В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы,…. Нужно организовать саму радость, вызвать её к жизни и поставить как реальность,… нужно настойчиво претворять простые виды радости в более сложные».

Во исполнение этого педагог дополнительного образования соединяет в своей деятельности процессы:

- создания адекватных внешних условий, среды общения, творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития детей;

- организации детского сообщества, скреплённого совместной деятельностью и общением;

- обеспечения внутренних условий (потребностей, способностей, установок) для развития каждым своего «Я» через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, защиты и самоосуществления.

Все эти процессы очень тесно переплетены, взаимообусловлены, продолжая, дополняя и, оказывая влияние друг на друга.

Итак, педагог должен профессионально владеть способностью организовывать соответствующую возрасту своих подопечных психологически и педагогически целесообразную деятельность.

Что это значит?

Как уже было отмечено, дети приходят в УДО чаще всего по добровольному и свободному выбору, стремясь найти предмет удовлетворения своего «хочу» (заметим, кстати, что это может быть и не собственная потребность, а желание родителей, влияние друзей и пр.) - специфического психического состояния человека, именуемого «потребность».

В реальности ситуация осложняется тем, что ребёнок часто сам не может чётко осознать, чего он, собственно говоря хочет. В этом случае педагог предлагает свой выбор – предмет, поле предстоящей деятельности, сферу общения; останется ребёнок в группе, закрепится в ней – значит появилась мотивация и можно говорить о том, что родились предпосылки новой деятельности.

Сегодня необходимо помнить ещё и о том, что при наличии потребности и положительной предметной ориентации деятельность развивается как социально негативная (учатся восточным единоборствам, чтобы стать лидерами, которых все боятся; овладевают компьютерными технологиями, чтобы стать хакерами и т.д.). Педагогу необходимо так менять способы деятельности, систему действий и целей, чтобы произошла перестройка мотивации.

Далее, не менее важно то, на каком уровне осмысления произошла мотивация: операционно-репродуктивном, пассивном по своей природе, или осознанном, творчески активном. Очень часто включение в деятельность детей в УДО происходит на уровне простого действия, исполнения внешнего влияния. Иногда решающим оказывается стремление ребёнка находиться в приятной, комфортной среде общения, в спокойной доброжелательной среде, без особых требований и норм. Всё это составляет достаточно типичное основание в мотивации дополнительного образования у детей от дошкольного до подросткового и юношеского возраста.

Корректируется данная ситуация целенаправленным созданием условий, углубляющих участие детей в основных звеньях деятельности: планировании, организации, обсуждении результатов, что серьёзно расширяет пространство для реализации себя в деятельности, для достижения успеха, творческого развития.

Именно таким путём реализуется заложенная природой потребность человека самореализации, определении своего «Я» в глазах сверстников и других людей.

Известный американский психолог Абрахам Маслоу определил, как высшие уровни роста потребностей:

- потребность в самоуважении (в достижении успеха, в престиже, в одобрении и т.д.);

- потребность в самоактуализации (реализации собственных возможностей и способностей).

Потребность в самореализации А.Маслоу называет высшей духовной потребностью личности, направленной на реализацию человеком своих сил и способностей, на постоянный рост своих возможностей, на повышение качества своей деятельности. Именно эта потребность личности стимулирует её творчество.

Итак, в повседневной практике педагог дополнительного образования профессионально организует «встречу» ребёнка с его же собственным выбором и развивает этот выбор от ступеньки простого «хочу» , через этап «хочу и могу», до ступени самостоятельного целеполагания, интегрирующего все эмоциональные, рациональные и волевые оттенки «хочу», «знаю, чего хочу», «умею», «уверен, что могу» и т.д.

При этом такой «встрече» внутренне присущ конфликтный характер, поскольку ребёнок в какой-то ситуации оказывается неспособным сразу адекватно реагировать на происходящее. Ситуация как бы превосходит его возможности, и он испытывает неуверенность, опасения, переживает о том, как его оценят другие, предполагает, что это совсем ему не надо. Поэтому педагог не может ограничиваться созданием условий для реализации интересов ребёнка, удовлетворения его потребности в предметной деятельности. Главное, он поддерживает каждого ребёнка в процессе осуществления им траектории собственного образования. Смысл этой поддержки состоит в том, чтобы организовать новую для ребёнка деятельность и взаимодействие в этой деятельности. Нередко педагог концентрирует внимание исключительно на том, что должен знать ребёнок и чему должен научиться, но недостаточно проникает в суть объективных отношений ребёнка к происходящему с ним в процессе деятельности. Часто даже очень высокий интерес ребёнка к происходящему начинает утрачиваться отнюдь не потому, что предмет неинтересен, а потому, что овладеть им ребёнку очень трудно. Педагоги часто призывают ребёнка проявить волю, усидчивость ит.д., но при этом забывают, что все эти качества у него лишь формируются. Мало научить ребёнка трудиться, важно научить его радоваться труду. Не результатам труда, а именно процессу познания, поиска и освоения.

Ребёнок в стремлении к своему интересу активен, но не всегда успешен. Если педагог концентрирует внимание ребёнка постоянно на неуспешности, то он рискует погасить эмоции, которые всегда сопровождают любопытство и любознательность – эмоции предвосхищения удачи, радости. Наблюдения показывают, что дети обращаются к взрослым не только за тем, чтобы они помогли им обучиться какой-то нужной деятельности, но и за подкреплением собственной уверенности в том, что эта деятельность на самом деле окажется им по плечу. Однако, если эта поддержка не подтверждается реальными позитивными результатами деятельности, то её одной может оказаться недостаточно. Поэтому психологически неоправданно лишать ребёнка возможности, двигаясь по пути познания и овладения предметом, получать пусть небольшие, но реальные, очевидные результаты собственной успешности. Ребёнок, поддерживаемый педагогом, не только осваивает саму способность делать выбор, но и накапливает опыт образовывать себя, развивать себя в рамках выбора, осуществляя при этом самоуправление (самоконтроль, саморегуляцию, самоорганизацию) собственной деятельности. Из всего этого следует, что педагогическая деятельность в дополнительном образовании отличается особой гибкостью, мобильностью, так как эта деятельность максимально приближена к человеку и, строить её равнодушно, формально нельзя.

Нельзя также не брать во внимание значимость детского коллектива, группы в процессе развития личности каждого ребёнка. Группа – один из субъектов педагогического процесса, наряду с педагогом и ребёнком. Как субъект группа участвует, влияет в той или иной степени на все аспекты взаимодействия участников деятельности и общения. Есть мнение группы, оценки группы, её настроение поведение, групповые мотивы и цели деятельности. Сила и глубина их влияния на человека может быть даже значительнее организованного педагогического воздействия.

В подростковом возрасте особенно интенсивно осваиваются нормы человеческих отношений, развивающаяся личность наиболее восприимчива к влиянию социума, поскольку стремиться самоутвердиться в системе тех сложных, противоречивых общественных отношений, которые функционируют вокруг неё. Для подростка очень важна самооценка и принятие её другими, то есть общественное признание. И для малыша и для подростка связующим звеном между отдельным человеком и обществом является группа – семья, класс, дворовая компания, команда, любое иное объединение на основе совместной деятельности или общего занятия. Группы могут возникать стихийно, но могут быть созданы и специально. Специально созданной является и группа детского творческого объединения. Специальная педагогическая организация группы подразумевает и то, что педагог формирует группу, а значит, задаёт направленность внутренним отношениям друг к другу, к выполняемой деятельности, преобладающему типу внешнего поведения, мотивам совместной деятельности, стилю общения. Комплектование группы – это только начало на пути её становления как действительно педагогически организованного объединения, сопричастного к управлению образовательным процессом и воспитательному воздействию на личность человека.

Отличительной особенностью групп системы дополнительного образования детей является то, что они чаще всего разновозрастные и предельно разнообразны в проявлениях индивидуальности. Надо отметить, что у педагога есть значительное преимущество перед школьным учителем в том плане, что у него обучаются дети, объединённые интересной для них творческой деятельностью, что является благоприятным фактором их формирования и развития. Но не все педагоги осознают это преимущество и пользуются им. Причин тут несколько:

- многие педагоги не имеют педагогического образования и, главной целью своей деятельности они считают профессиональную подготовку; им зачастую просто не понятны педагогические, воспитательные аспекты деятельности детского объединения, они не осознают необходимость формирования детского коллектива и его роль в развитии личности ребёнка;

- хорошо владея методикой профильной подготовки, педагог не имеет опыта работы и, соответственно, навыков работы с детским коллективом;

- общение в условиях детского объединения ограничено во времени и не хватает времени на воспитательную работу.

В практике дополнительного образования создание коллектива очень важно и педагог дополнительного образования должен быть не только педагогом, но и руководителем, лидером детского коллектива. А для этого он должен обладать рядом качеств:

- быть профессионалом в своём деле, быть образцом для ребёнка в выбранном им виде творческой деятельности;

- быть личностью способной помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;

- быть воспитателем, который может оказать значительное позитивное влияние на формирование личности воспитанника;

- быть лидером детского коллектива, среда которого способствует эффективному социальному становлению подростка.

Как педагог может способствовать созданию сплочённого детского коллектива?

Во-первых, он может создать доброжелательную, комфортную атмосферу, в которой каждый ребёнок ощущает себя значимым, нужным, Встречать детей с улыбкой, каждому уделить внимание.

Во-вторых, через создание ситуации успеха, чтобы каждый ребёнок мог самоутвердиться в среде сверстников, а для этого надо помнить золотое правило: никогда не сравнивать одного ученика с другим, результаты труда ученика сравнивать с его же прошлыми результатами, всегда отмечая положительный сдвиг.

В-третьих, через использование различных форм массовой работы, в которых каждый ребёнок приобретает социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях, то есть используя для их проведения методику КТД.

В-четвёртых, через создание в детском объединении органов самоуправления, способных реально влиять на содержание деятельности.

Таким образом, педагог является своеобразным лидером и уравновешивающим фактором в поддержке определённого уровня отношений в группе, планирования совместной деятельности, самоорганизации детского сообщества. Всё это предъявляет особые требования к содержанию педагогической деятельности, её мотивам и стилю, профессионализму и компетентности педагога.


2.К сожалению, можно уверенно констатировать, что современные педагогические вузы учат специальности, а не профессии, забыв, что первоначальный смысл слова педагог – «веду дитя», воспитываю, помогаю ему найти свою дорогу в жизни.

Педагогическое образование ориентировано преимущественно на изучение стандартного набора учебных дисциплин, инструктивных методик и стереотипов поведения. С таким «багажом» выпускнику педагогического вуза трудно адаптироваться в учреждении дополнительного образования детей к выполнению деятельности, целью которой является развитие индивидуальности, её мотивов к творчеству и познанию.

Дипломированный специалист готов на демонстрацию своей информированности, эрудиции, умелости, ориентирован на общение с аудиторией, в которой учащийся – объект, призванный усваивать, запоминать, накапливать. Владея в той или иной степени чертами традиционного ритуального педагогического мышления и поведения, такой специалист не знаком с природой сотворчества, взаимного обмена деятельностью и общением с другим субъектом – обучающимся.

Для того, чтобы понять в чём особенности профессии «педагог дополнительного образования детей», в чём заключается его педагогическое мастерство, необходимо рассмотреть такие понятия, как «профессия», «профессионализм», «компетентность» и сделать акценты на том, что имеет принципиальное значение в профессиональном становлении педагога учреждений дополнительного образования детей.

Профессия (от латинского professio – официально указанное занятие, специальность ) – род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода ( БСЭ. – Т.21. – С.155).

В словаре В. Даля выделен другой важный, но уже устаревший аспект

: «Профессия – промысел, всякое сословное занятие». В популярном словаре С. И. Ожегова написано столь же лаконично: «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности» и далее – «Человек , владеющий профессией (занимающийся каким-либо делом как специалист, а не любитель) называется профессионалом».

Каждое из названных определений акцентирует внимание на той или иной качественной стороне профессии, но всех их объединяет выделение обязательной и постоянной связки человек – деятельность.

Для конкретного человека профессия – это целенаправленная деятельность, посредством которой он участвует в жизни общества, реализует себя как личность и которая служит для него главным источником материальных средств к существованию

Для выполнения профессиональной деятельности человек должен иметь соответствующие способности, обладать необходимым набором знаний и навыков, достичь определённого уровня профессионализма. Профессионализм, в соответствии с Толковым словарём С.М.Ожегова, - хорошее владение своей профессией.

.

Педагогический профессионализм состоит из следующих основных компонентов:

- общекультурный (уровень общей культуры педагога),

- психолого-педагогический,

- предметно-технологический.

Эти общеизвестные компоненты составляют самый общий «каркас» педагогического профессионализма. За его пределами осталось то, что называют «труд души» и его результаты. Речь не о том, чтобы добавить к перечисленным компонентам ещё несколько, а о связующем звене между ними – педагогической профессиональной рефлексии.

Педагогическая профессиональная рефлексия – процесс самопознания своего «Я», своих возможностей и собственного педагогического опыта и тех требований, которые предъявляет выбранная профессия. Педагогу, как и любому человеку, свойственно размышлять, переживать, оценивать себя, своё дело со стороны, но не ради самого процесса рефлексии, а для того, чтобы сознательно влиять на свою профессиональную деятельность, управлять своим профессионализмом.

Содержанием педагогической профессиональной рефлексии являются следующие ключевые особенности профессиональной готовности педагога дополнительного образования детей:

- самообоснование им своих действий, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации и с позиций своего педагогического идеала;

- непрерывный инновационный поиск в педагогической практике (в том числе и собственной );

- постоянный самоанализ и самооценка своего личностного и профессионального поведения, ответственность за принимаемые решения;

- целеполагание на основе авторской модели образования, внесение авторских элементов в содержание, методы и формы педагогической деятельности;

- совместное с ребёнком, группой осмысление элементов содержания образования (поддержка, содействие, сотрудничество в самоопределении), отказ от монолога и деклараций, схематизма, единообразия;

- установка на приоритет интересов и запросов детей над внешне заданными стандартами, нормативами, стереотипами, ибо «педагог есть организатор деятельности детей» (Л.С. Выготский).

Часто в качестве синонима слова «профессионализм» используется термин «компетентность». Несмотря на их действительную близость, отличия всё-таки имеются.

Компетентный в широком смысле – это знающий, осведомлённый в какой- либо области, в узком смысле – обладающий правом авторитетного суждения как специалист высокого уровня в определённом круге вопросов.

В некоторых энциклопедических источниках компетентность определяется как обладание обширными знаниями, позволяющими авторитетно судить о чём-либо, формулировать и высказывать своё собственное мнение.

Чтобы считаться компетентным необходимо:

Изучать:

- уметь извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

- уметь решать проблемы;

- самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

- запрашивать различные базы данных;

- опрашивать окружение;

- консультироваться у экспертов;

- получать информацию, уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

- организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

- критически относиться к тому или иному аспекту развития общества;

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать позицию в дискуссиях и формулировать своё мнение;

- видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит

обучение и работа;

- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, окружающей средой;

- уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

- уметь сотрудничать и работать в группе;

- принимать решения,

- улаживать разногласия и конфликты;

- уметь договариваться;

- уметь работать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

- включаться в проект;

- нести ответственность;

- входить в коллектив и вносить свой вклад;

- доказывать солидарность;

- уметь организовать свою работу;

- уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации

- доказывать гибкость в ситуации быстрых изменений;

- показывать стойкость перед трудностями;

- уметь находить новые решения.

Из всего этого следует, что быть компетентным – это значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

Наличие компетентности у человека означает то, что он состоялся в профессиональной деятельности и общении, в своём личностном и индивидуальном самоопределении. В реальной жизни чаще встречаются люди, состоявшиеся в одном или нескольких видах профессиональной компетентности. Человек может быть блестящим специалистом в своей области, но быть одновременно некоммуникабельным, неспособным работать в группе, не иметь желания к саморазвитию.

Одной из ведущих характеристик дополнительного образования, несомненно, является приоритет личностного самоопределения, самоорганизации и саморазвития ребёнка, обретения им смысла деятельности, учения, жизни. Целевая установка на развитие в каждом ребёнке способности быть личностью – суть образования человека.

Следовательно, деятельность педагога дополнительного образования не может сводиться к трансформации предметных знаний и специализированных умений, нравственных, эстетических и других нормативов, идеалов, ценностей. Необходимо инновационное обучение, суть которого в продуктивной и творческой деятельности педагога и ребёнка, педагога и группы детей, в которой педагог:

- становится организатором образования, уважающего личность каждого обучающегося;

- выступает помощником становления личности каждого ребёнка, используя многообразные формы взаимодействия, совместной деятельности, межличностных отношений и общения;

- утверждает сотрудничество и взаимодействие демократического характера;

- решительно отказывается от подавляющей роли оценок, тестирований в учении и воспитании, стимулируя становление самосознания, самооценки, инициативы.

Процесс освоения педагогами системного управления развитием личности в процессе инновационного обучения предполагает не только профессиональное совершенствование, но и собственно личностное развитие (саморазвитие). Самым сложным является процесс обретения или, точнее, продуманного создания своего стиля педагога «поддерживателя», грамотно обеспечивающего ребёнку право свободного выбора и его успешную самореализацию.

Этот процесс не может опираться только на интуицию (хотя значение её нельзя отрицать), на спонтанно накапливаемый педагогический опыт, на метод проб и ошибок и проходить самопроизвольно. Здесь необходимы усилия: по формированию аналитического и проектно-конструкторского мышления; по развитию диалогичного стиля коммуникативной и интеллектуальной деятельности, по освоению актуальных способов межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение программ и проектов, и по осознанному становлению управленческой личностной позиции в обучении педагогическому менеджменту.

Компетентность педагога как субъекта управления индивидуальными образовательными процессами характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством его ценностных установок и психолого-педагогической подготовки. В свою очередь, уровень профессиональной компетентности педагога обуславливает педагогическое мастерство.

В «Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 (педагогика дополнительного образования)» так раскрываются основные аспекты понятия «педагогическое мастерство»: профессиональные знания, умения, навыки; педагогическая техника; мастерство педагога в управлении собой; техника использования необходимого оборудования в педагогической деятельности; культура речи педагога; организация педагогического взаимодействия; мастерство педагогического общения; педагогический такт; педагогическое разрешение конфликтов: мастерство педагога в управлении образовательным процессом; психолого-педагогический анализ и оценка эффективности учебного занятия и воспитательного мероприятия

Общепринятых определений педагогического мастерства, его сущности и составляющих элементов нет. Одни авторы сходятся во мнении, что педагогическое мастерство – это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личностных качеств учителя (А.И. Щербаков). Другие считают важным только наличие знания закономерностей воспитания детей (Ю.П. Азаров). Раскрывая структурные составляющие мастерства, Ю.П. Азаров отмечает: «Взаимодействие чувства и техники приводит к целостному образному эмоциональному воздействию педагога на личность, на коллектив. И в этом единстве – сила мастерства. Преодоление разрыва между чувствами и техникой – верный путь к мастерству».

Иногда авторы определяют мастерство как овладение профессиональными знаниями, навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать ситуацию (объект и условия деятельности), формулировать профессиональные задачи, исходя из этой ситуации, и успешно решать их в соответствии с поставленными целями (Н.В. Кузьмина).

Сущность педагогического мастерства определяется и как «социально-психологическая система», которую можно характеризовать как субъективное проявление учителя-воспитателя, удовлетворяющее эталонным требованиям профессиональной деятельности. В структуру педагогического мастерства в этом случае входят: психологическая и этико-педагогическая эрудиция, профессиональные способности, педагогическая техника, профессионально необходимые качества личности (В.Г. Куценко).

Н.Н. Тарасевич отмечает, что «следует рассматривать сущность педагогического мастерства в комплексе свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности».

Для практики дополнительного образования детей интерес представляет определение структуры педагогического мастерства, данное этим автором. В соответствии с её определением в структуру входит взаимосвязь таких компонентов:

- педагогической направленности личности педагога;

- профессионально-педагогических знаний;

- способностей к педагогической деятельности;

- педагогических умений и техники.

Мастерство в любой сфере общественной деятельности, и в педагогической в том числе, ассоциируется главным образом с искусством, что означает умелость и лёгкость в выполнении обязательных действий, красоту и высокий уровень их исполнения, наличие чего-то своего, неповторимого, оригинального, нового (авторского).

Поэтому в структуру профессионального мастерства педагога дополнительного образования следует ещё включить такие качества:

- устойчивость мотивации педагогической деятельности;

- поисково-исследовательские способности;

- установки на саморазвитие (совершенствование, преобразование) в педагогической деятельности;

- опыт инновационного проектирования педагогической деятельности;

- наличие индивидуального педагогического стиля.

Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования детей зависит не только от знания предмета, но в большей степени – от уровня развития его педагогической рефлексии. Высшего уровня мастерства достигают только те педагоги, которые способны грамотно анализировать и организовывать свою собственную деятельность, своё взаимоотношение (взаимодействие) с коллегами и с детьми – обучающимися.

Несмотря на имеющуюся дискуссионность вопроса о составляющих элементах мастерства педагога, практически общепризнано к ним относят сравнительно самостоятельные проявления:

- мастерство передачи знаний, обучения, формирования опыта деятельности;

- организаторское мастерство в управлении индивидуальной и групповой деятельностью детей;

- мастерство убеждения, личностного и профессионального влияния и воздействия;

- умелое владение педагогической техникой.

Основы педагогического мастерства представляют собой необходимый, обязательный фундамент профессиональной деятельности. Условно – это точка отсчёта, начало на пути обретения профессионализма. Именно эти основы предполагается усвоить будущему педагогу в процессе получения им педагогического образования от начального до высшего уровня (педагогический класс школы, педагогическое училище, колледж, педагогический университет).

Содержательным компонентом основ мастерства является то, без чего в принципе деятельность человека не состоится как педагогическая:

- общие, универсальные знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, нормы эмоционально-волевого отношения к миру, которыми должен овладеть любой специалист;

- специальные элементы содержания педагогического образования (профессиональные педагогические знания, система профессиональных умений и навыков, виды опыта педагогической работы, творческой педагогической деятельности, проявления профессионально значимых личностных качеств).

К основам мастерства педагога дополнительного образования детей с необходимостью присоединяются особенные элементы, идентичные специфике содержания данного типа образования (все аспекты профессионального осуществления педагогической поддержки в целостной системе образования личности ребёнка).

Компоненты профессионального мастерства педагога, в зависимости от способа приобретения, разделяют на два уровня:

1-й – усвоенные в процессе подготовки к профессиональной деятельности;

2-й – освоенные в процессе самостоятельной профессиональной педагогической деятельности.

В практике дополнительного образования детей между этими двумя уровнями нет жёсткой зависимости. Сегодня можно констатировать среди работающих специалистов учреждений дополнительного образования детей преобладание тех, кто не имеет профессионального педагогического образования. На этапе рождения «рождения» находится становление системы специального профессионального образования по подготовке педагога дополнительного образования детей. Поэтому для основного контингента работающих специалистов в этой сфере освоение педагогического мастерства проходит сложно, длительно, в процессе повседневной практической деятельности. Часто это приводит к тому, что собственная система педагогической деятельности так и не складывается или останавливается на допрофессиональном уровне (исполнительско-репродуктивном).

Основы педагогического мастерства, реализуемые в практической деятельности, - начало проявления профессионализма. Уровень мастерства педагога – это результат профессиональной деятельности и развития данной личности. Критериями мастерства педагогической деятельности могут служить:

- стимулирование и мотивация индивидуального развития (саморазвития);

- организация образовательной деятельности ребёнка (самообразования);

- организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности (инновационное проектирование и его результаты).

Таким образом, педагогическое мастерство выражает, прежде всего, высокий уровень развития педагогической деятельности. Вместе с тем на эффективность педагогического процесса влияет личность педагога в целом, его опыт педагогического управления и руководства.

3.Педагогическое управление состоит в постановке задач, организации их решения, в контроле за процессом и оценке результатов их решения каждым участником группы.

Педагогическое руководство – это ещё и обеспечение, поддержка желания решать задачу, участвовать в её решении, добиваться результата и отвечать за него.

Педагогическое руководство и управление тесно переплетаются. Следует помнить при этом, что «управляя людьми, нельзя сделать их ни ответственными, ни компетентными, но не исключено, что можно добиться этого, если ими руководить» (Лоуренс Дж. Питер).

Педагог, как руководитель и организатор деятельности детей, вправе называться менеджером. (Менеджер – профессионально подготовленный человек, способный успешно работать с людьми, эффективно управлять). В своей деятельности педагог дополнительного образования детей проходит весь цикл менеджмента – создавая и реализуя свою образовательную программу, осуществляя планирование, определение условий, организацию, мотивацию, руководство.

Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования как менеджера обязательно связано и с пониманием того, что руководство на основе субъект-субъектного взаимодействия может быть результативно только в диалоге, в со-действии, включающем:

- способность педагога присоединиться к процессу обучения, быть искренне заинтересованным в происходящем, создавать творческую атмосферу;

- готовность к новому, к неожиданным переменам, а значит – к взаимообучению (возможности изменить себя);

- умение любить детей и дело, которому посвящает себя;

- навыки продуктивного использования в строительстве отношений в группе и с каждым воспитанником обратной связи – мнения, интересов, желания детей;

- открытость или владение стилем общения на основе увлечённости совместной творческой деятельностью и дружеского общения.

В совокупности данных факторов особое место принадлежит психологической готовности педагога к руководству. Что это значит?

Во-первых, умение управлять своими эмоциями, настроением и сохранять выдержку, оптимизм.

Во-вторых, владение опытом использования специальных методов организации собственной психики (аутотренингом, рефлексией), включение в деятельность своего интеллекта.

В-третьих, обладание способностью эмпатии (сопереживания, умение поставить себя на место другого).

В-четвёртых, владение развитыми коммуникативными навыками, разнообразными способами общения: вербальными (речевыми), невербальными (языком мимики и жестов, экспрессивных движений ит.д.).

Конечно же, искусство управления не приходит в одночасье, оно накапливается в течение всей жизни по мере приобретения жизненного и профессионального опыта.

Автор известных книг и практического курса по управленческой гуманитарологии В.М.Шепель предлагает обязательный «модуль профессионально-мировоззренческих качеств» менеджера, независимо от того, в какой сфере деятельности он работает.

  1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Недопустимо проявлять недоверие к личностной полноценности человека, нанесение ущерба его суверенным правам. Чем личность меньше испытывает ограничение своих возможностей, тем значительнее её шансы раскрыть свой природный потенциал, свою духовность.

  2. Постоянно изучать людей, знать их нужды и интересы. Видение в человеке исполнителя неизбежно ведёт к дефициту его уникальности, личной неповторимости. Конкретное познание людей позволяет им оказывать действенную помощь в преодолении в себе каких-либо духовных или профессиональных несовершенств.

  3. Главное в общении – завоевать доверие людей. Доверие – психологическая основа авторитета. Это мера морального признания.

  4. Справедливость и совесть в союзе с волей – гаранты человеческой и деловой порядочности. Необходимо обладать силой воли, чтобы быть порядочным при наличии власти, материальных рычагов влияния на людей.

  5. Умение раскрывать интеллектуальный потенциал людей – высший показатель управленческого мастерства. Успех деятельности руководителя в первую очередь зависит от его личных и деловых качеств, конкурентноспособности его идей. Однако он тогда может рассчитывать на эффективность приложения своих данных, когда … научит людей технологии интеллектуального самовыражения, актуализации у них потребности в постоянном проявлении своих мыслительных возможностей (мышления, памяти и воображения).

  6. Личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования – свидетельство ресурсной перспективности руководителя. Личный пример руководителя увеличивает кредит доверия к нему людей».

По своей природе руководство связано с лидерством, но не идентично ему. Лидер – это личность, имеющая влияние на других членов группы при выполнении совместной деятельности. Лидер – это человек, пользующийся авторитетом, влиянием в коллективе.

Человек как личность есть не только то, что он знает, умеет, исполняет, а главное – определяет ли он общий смысл и цель своей жизни, отношений к другим людям и к самому себе, задумывается и знает своё «Я».

Кроме того, личность педагога характеризуется устойчивостью системы мотивов, идеалов, интересов и т.д., что проявляется в поведении и сознании, в совместной деятельности и общении.

Поэтому наибольшего успеха добивается лидер, чётко представляющий цель, которую нужно достичь, и знающий, что нужно для её достижения. Существенным дополнением к этой характеристике педагога как лидера становится чувство ответственности и связанных с ним самодисциплины, самоуправления.

В деятельности педагога обязательно проявляются его личностные качества, способности, индивидуальные свойства. Ребёнок воспринимает педагога как личность, а не как транслятор знаний. Поэтому только та личность педагога, которая интересна, притягательна, естественна, сможет вызвать положительные эмоции, создать психологический комфорт каждому, заразить желанием работать и пробудить интерес к познанию, к новой деятельности.

Особое значение в условиях творческой совместной деятельности, когда система межличностных отношений строится на субъект-субъектной основе и принципе педагогической поддержки, имеет авторитетность педагога. Только педагог, обладающий авторитетом, может создать адекватные условия для личностного развития своих подопечных, так как только в этом случае за ним будет признаваться естественное право на руководство, выражается готовность следовать его предложениям и советам; только авторитетный педагог может стимулировать стремление обучающихся к творческой активности и осознанному проявлению их самостоятельности, ответственности.

Авторитет педагога нельзя рассматривать как статичное и неизменное качество. Процесс его формирования зависит и от личных качеств педагога, его профессионализма (знаний и опыта) и от возраста воспитанников, на что обращают внимание авторы статьи «Авторитет» в Российской педагогической энциклопедии:

- для дошкольника родители, как и другие взрослые, изначально обладают соответствующим авторитетом, авансируются доверием и уважением. Этот авторитет укрепляется в случае сотрудничества взрослых и ребёнка, когда для ребёнка создаются возможности стать партнёром взрослых в решении жизненных проблем; когда к ребёнку предъявляются понятные для него непротиворечивые требования, которые к тому же направлены на его личностное развитие; когда отношение взрослых к ребёнку построено на уважении, доброжелательности, справедливости. В случае опеки или диктата доверие ребёнка к взрослым (родителям) снижается, происходит разрушение их авторитета в глазах ребёнка;

- для детей младшего школьного возраста наиболее авторитетной личностью становится учитель. Его авторитет первоначально предопределён ролевым положением, статусом педагога, а при сохранении взаимопонимания и удовлетворённости сложившимися взаимоотношениями в совместной работе авторитет стабилизируется. Характерно, что в этом возрасте дети признают право учителя на принятие решений как в условиях учебной, так и внеучебной деятельности;

- для подростков роль и социальный статус учителя уже не является достаточным основанием для формирования его авторитета. При этом за учителем признаётся право принимать решения, касающиеся только учебной деятельности, отношений в классе, в школе («служебных отношений»). Всё, что остаётся за рамками школы, меньше доверяется учителю;

- старший школьный возраст авторитет педагога определяет через его личностные качества. Выше всего ценятся отзывчивость, умение понимать, оказывать поддержку, мудро распоряжаться «властью» взрослого и руководителя, партнёрская позиция по отношению к ученикам, высокие профессиональные качества как учителя-предметника.

Значимым аспектом педагогического менеджмента в ДОД является организация и руководство взаимодействия с группой детей (объединением), или осознанная готовность и опыт осуществления педагогом взаимодействия, как педагогически организованной деятельности. Можно назвать шесть последовательных уровней сформированности деятельности:

- уровень педагогического давления и принуждения;

- пассивно-исполнительский уровень;

- активно-исполнительский уровень;

- личностно-групповой уровень;

- коллективно-групповой уровень;

- коллективный уровень.

На первых двух уровнях доминирует статус педагога, на третьем уровне группа соглашается на предлагаемую педагогом инициативу, но при этом все остаются «при своём мнении». В рамках этих начальных уровней сохраняется преимущественно репродуктивный характер деятельности. На четвёртом уровне формируется деловое сотрудничество, члены группы становятся субъектами деятельности. Пятый и шестой уровни отличаются тем, что в группах доминируют общественные мотивы над индивидуальными за счёт осознания групповых целей как своих собственных. Для руководства на данном уровне сформированности деятельности особенно показательны диалог педагога (авторитетного руководителя) – остальных участников объединения и ответственность (осознания себя членами объединения), самоорганизация.

В завершение вопроса управления и руководства немного о стиле управления и его модификациях.

Стиль управления –способ оказания воздействия на подчинённых, обусловленный спецификой поставленных цели и задач, взаимоотношениями и объёмом должностных полномочий всех сотрудников коллектива, их личностными особенностями, своевременностью и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств.

Различают автократический, демократический и либеральный стили. Для реальной практики характер смешанный стиль взаимодействия.

Основные группы признаков демократического стиля управления коллективом:

1.Форма отношений:

- обращение в форме пожелания, совета, доброжелательного требования, просьбы;

- дружеский тон и приветливо-спокойный характер речи;

- требования адекватны индивидуальным возможностям и ситуации обращения к поддержке;

- неформальное лидерство, но не панибратство в руководимом объединении;

- невмешательство по мелочам в деятельность детей;

- неоценивание по формальным признакам, постоянное одобрение личностных достижений.

2.Содержание действий:

- наличие программы и соответствующего ей плана, но умение его постоянно корректировать в зависимости от реальных результатов развития своих подопечных;

- способность к рефлексии, критическому осмыслению, оценке своих действий и действий партнёров (воспитанников):

- разумная поддержка инициативы и собственный пример её проявления;

- способность к педагогической поддержке;

- умение не допускать и разрешать конфликты;

- стойкий и прочный авторитет, сохраняющийся у бывших учеников.

Демократический стиль управления, как и любой другой, вырабатывается в процессе профессиональной подготовке, по мере накопления опыта практической деятельности и общения.

В свою очередь, личность педагога, его авторитет находятся в отношении соподчинения с принципами, идеями нормами, стереотипами, традициями, стилем жизнедеятельности того учреждения, в котором проходит его работа, того профессионального коллектива, членом которого педагог стал на основе добровольного или вынужденного решения. Педагог обязан подчиняться и множеству стандартизированных требований к профессиональной деятельности в системе образования.

Очень важно, чтобы педагог как моно ранее смог чётко и ясно ответить на вопросы: «В чём смысл моей деятельности?», «Во имя чего совершается образование человека и, зачем я реализую себя в этом деле как профессионал?», «Смогу ли я пересмотреть собственные позиции и под чьим влиянием?»

Главное среди этих вопросов – смысл собственной педагогической деятельности и связанное с ним понимание сделанного выбора, собственных мотивов, представление о том результате, к которому нужно стремиться и за который хотелось бы нести ответственность. Для ответа на него можно посоветовать придерживаться достаточно распространённой позиции, что в жизни ничего не происходит просто так. В сё, что от нас требуется – признать уникальность человеческих способностей, которые способны превратить трагедию в личный пример и серьёзные трудности – в достижения человечества. Если мы не в состоянии изменять события, то лучше начать изменять себя.

Заключая рассмотрение основных аспектов профессионализма педагога дополнительного образования детей, можно предложить следующий эскиз «портрета» хорошего педагога: это человек, который обладает желанием помочь детям самостоятельно понять и создать в себе «образ человека». Он берёт на себя обязательства, ответственность, умеет любить детей и дело, которому посвящает свои силы. Способен к неформальному деятельному общению, организации сотворчества, где ребёнок больше партнёр, чем ученик и воспитанник.







Литература.

1.Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. – М., 1989.

2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. – М., 1989.

3.Бруднов А.К. Проблема становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности. – СПб., 1998.

4.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М., Владос, 2004.

5.Дополнительное образование детей. Под ред. О.Е.Лебедева. М., Владос, 2003.

6 .Евладова Е.Б.Дополнительное образование детей. - М., Владос, 2004.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!