Учитель обществознания
МБОУ «ШКОЛА № 6 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
Фомина Олеся Витальевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 6 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
Методическая мастерская
«Гражданско – патриотическое воспитание
на уроках обществознания»
Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук он будет не судьей, не солдатом не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте.
Ж.Ж.Руссо
Цель – патриотическое воспитание на уроках обществознания.
Объект - процесс патриотического воспитания школьников на уроках обществознания.
Предмет - сущность, содержание и особенности воспитания патриотических чувств и сознания у учащихся общеобразовательной школы.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы гражданско–патриотического воспитание школьников, рассмотреть историю развития содержания понятий «гражданское воспитание» «патриотическое воспитание, определить актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России, определить содержание, цели и задачи гражданско-патриотического образования и воспитания школьников
2.Патриотическое воспитание при изучении обществознания в общеобразовательной школе, определить концепцию основных подходов к патриотическому воспитанию при изучении обществознания, рассмотреть организацию патриотического воспитания на уроках обществознания, определить уровень использования краеведческого материала на уроках обществознания по патриотическому воспитанию школьников.
Методы исследования : анализ государственных документов, психолого-педагогической, специальной, научно-методической литературы и практики; изучение и анализ практических разработок по патриотическому воспитанию школьников.
Гипотеза:
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную озабоченность вызывают вопросы духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу России в целом.
Организация гражданско – патриотического воспитания на уроках
обществознания
В патриотическом воспитании через изучение обществознания можно выделить три направления:
1. Изучение истории семьи ребенка.
2. Изучение истории родного края.
3. Изучение истории Отечества.
Первое направление в работе - это изучение истории родословной семьи ребенка. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:
1. Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.
2. Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.
3. Использовать невостребованные возможности семьи.
4. С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы.
5. Расширять мотивацию изучения истории Отечества.
Второе направление: краеведческая работа, музейный урок
Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину.
Третье направление: «Законы государства»
Педагогические технологии:
-информационно-коммуникационные технологии;
-лекционно-семинарская система обучения;
-технология организации самостоятельной работы на уроке;
-проектные технологии, которые помогают организовать
деятельность ученика в социальной среде с целью расширения
и обогащения его жизненного опыта;
-технология развития критического мышления;
-исследовательские технологии, направленные на творческий
поиск и применение знаний.
На уроках можно использовать следующие формы занятий:
-диспуты;
-дискуссии (проекты, командные, групповые);
-(лабораторные работы) анализ исторических документов, работа с текстами современных государственных документов);
-практикумы (решение познавательных задач);
-«круглые столы».
1. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
2. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, подмена понятий "Отечество"и "Государство", не могут способствовать формированию ответственной личности, подлинного патриота страны.
Список использованной литературы.
1. «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.
3. Синягина Н. Ю. «О патриотизме и воспитании патриота». Узбеков С. С. «Школьный музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г.