Педагоги-новаторы Борис и Лена Никитины
Основы методики Никитиных
НУВЭРС:
необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей
В 1960-1970-е гг. Никитины заложили основы российской родительской педагогики (РРР)
Базовые принципы метода
*Минимальное вмешательство в процесс беременности и родов
*Свобода движений с первых минут
*Естественная физкультура тела
*Спорт, физкультура, закаливание от рождения
*Скромность в еде
*Создание насыщенной развивающей среды от рождения
*Помощь родителей как наставников и друзей
*РИР — раннее интеллектуальное развитие
*Вовлечение с малых лет в труд
«Расскажи мне — я забуду, покажи — я запомню, дай сделать самостоятельно — пойму»
Физическое и трудовое развитие ребенка
Тело ребенка - инструмент познания, требующий тщательного ухода: закаливание, спорт, физкультура, отсутствие перегрузки одеждой и едой, предоставление спортивных снарядов
Физическое развитие ребенка тесно связано с трудовым .
Труд — важный компонент воспитания.
Организовывают его родители через игру и совместные действия:
*домашние мастерские; *детские инструменты;
*общие домашние дела; *походы, поездки, путешествия;
*замена карманных денег на трудовые
Отношение к способностям детей
2 вида способностей по Никитину:
Исполнительские
Творческие
результат усвоения ранее познанного
результат самопознания и саморешения возникших проблем
*Здоровые дети - высокие способности во всех направлениях
*Способности реализуются, если заранее создана развивающая среда, и взрослые интересуются достижениями ребенка
*При отсутствии развивающей среды способности угасают
*Чем старше ребенок, тем труднее развить способности, вплоть до полной их утраты
Развивающие игры
- часть обучающей и развивающей среды
*Это наборы задач, решающиеся через различные предметы (кубики, кирпичики, квадраты, конструкторы)
*Задачи даются через модели, рисунки, инструкции
*Задачи ставятся от легких к сложным
*Ступенчатое возрастание трудности заданий развивают творческие способности ребенка
*Проверка правильности решения делается самим ребенком на основании окружающей действительности
Игра становится толчком в развитии способностей, если ребенок в нее вовлекается добровольно и на основе интереса
Алгоритм вовлечения ребенка в игру
*Полная добровольность
*Игры ребенку не объясняются, а привлекают в нее через сказку, подражание старшим
*Осваивается игра совместно с взрослыми, далее ребенок занимается сам
*При достижении максимальных достижений в игре, она откладывается
*Выигрыш в игре поднимает ребенка на одну ступеньку в развитии, стимулирует дальнейшее познание
У Никитиных разработано несколько типов игр: интеллектуальные, творческие и обыгрывающие
Интеллектуальные игры направлены на развитие математического мышления, пространственного воображения, логики
Спасибо за внимание