Педагоги о семейном воспитании
Подготовила:
Азизова М.В
Семья - основной институт становления человека
Значение семейного воспитания для формирования личности в разные эпохи и разными мыслителями оценивалось по-разному. Достаточно упомянуть Платона, Т. Кампанеллу, Ш. Фурье и других, которые полагали, что семейное воспитание уступает по силе воздействия общественному и само по себе оказывает негативное влияние на становление человека.
Однако история мирового развития, педагогическая теория и практика показали несостоятельность этих взглядов. Нравственное, физическое и умственное совершенство общества во многом зависит от совершенства института семьи.
В связи с этим встает насущная потребность в разработке правильного семейного воспитания, которое бы формировало гармоничную, высоконравственную, творческую личность.
Петр Францевич Лесгафт родился в 1837 г. в Санкт-Петербурге в семье ювелира.
Признание личности ребенка, постоянное обращение с ним как с человеком, обладающим правом личной неприкосновенности, по П.Ф. Лесгафту, является одним из основополагающих принципов воспитания.
Средство повышения культуры семейного воспитания он видел в повышении образовательного уровня родителей.
«Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,— писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией»
Правильно поставленное
семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать
нормальный тип ребенка,
сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию
и т. п..
Совершенно недопустимы
телесные наказания детей.
Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны.
О.М.Потаповская
«Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов (влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 процентов; средств массовой
информации - 30 процентов;
школы - 20 процентов;
улицы - 10 процентов).
Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства: первое - возможности семьи объективно ограничены; второе - современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.»
Анто́н Семёнович Мака́ренко
1 (13) марта 1888 - 1 апреля 1939.
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.
«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно ..»
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Считая главным естественным правом человека право на свободу, Руссо выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступал против авторитаризма в воспитании, против приучения ребенка слепо повиноваться приказаниям взрослых. Детей должны ограничивать не правила и запрещения, установленные воспитателями, а непреложные законы природы, считал он. Отсюда вытекает отрицание наказаний, которые заменяются естественными последствиями неправильных поступков детей. Например, если ребенок опоздал на обед, то он или совсем его не получает, или ест холодным. Это приучает ребенка к естественной дисциплине и формирует сознание порядка, закона.
Французский просветитель XVIII в.
Ж.-Ж. Руссо
утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители».
Швейцарский педагог
И.Г. Песталоцци
(конец XVIII – начало XIX в.)
Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям, и сам получает от них эту любовь и ласку.
В семье осуществляется индивидуальный подход.
Константи́н Дми́триевич Уши́нский
19 февраля 1824 — 22 декабря 1870
«Если вы действительно хотите сделать человека несчастным, – говорит Ушинский, – то отнимите у него цель в жизни и удовлетворите всем его желаниям. Наслаждения – это цветы жизни, страдания – ее тернии, но это не сама жизнь. Кто над чем потрудился, тот то и имеет».
(К.Д. Ушинский)
В 1912 году в России проходил I Всероссийский (и как оказалось – единственный) съезд по семейному воспитанию. Одна из его главных задач – помочь семье в воспитании детей.
С развитием капитализма женщина включалась в работу «вне дома», следовательно, возникала проблема: как совместить эту работу с воспитанием детей и ведением хозяйства.
По словам Н.И. Пирогова, мать является «главным зодчим общества». Деятельность женщины приравнивали к общественно-полезной деятельности, поскольку она готовит будущих полезных граждан. В то же время отмечалось незнание матерями того, как осуществлять физическое и духовное воспитание – «их этому не учили».
Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными до сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.
Списак литиратуры:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ Лесгафт,_Пётр_Францевич
- http://www.detskiysad.ru/ped/ped137.html
- Макаренко А. С., ПСС, т.4, М.1984, с.123
- http://sima.psycom.info/188/
- http://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/osnovi-semeynoy-pedagogiki/semeynoe-vospitanie-xvii-–- nachala -xx- vekov
- http://www.google.ru/hl=ru&q= педагоги+о+семейном+воспитании