Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 6» г. Курска
Методический доклад
на тему: «Педагогическая деятельность балетмейстера на уроках хореографии в ДШИ»
Разработала: преподаватель
по классу хореографии
Мицкая Кристина Александровна
Курск 2021
«Педагогическая деятельность балетмейстера на уроках хореографии в ДШИ»
Балетмейстерская деятельность является одной из основных областей хореографического искусства. Ее специфика подразумевает обладание обширным набором компетенций в области хореографии для создания любого хореографического произведения.
Известные деятели хореографического творчества, балетмейстеры, педагоги, как Касьян Голейзовский, Виктор Карпенко, Игорь Моисеев, Вадим Никитин и многие др. посвятили свою жизнь творческой работе, исследуя и изучая хореографию, как науку. Результатом такой деятельности стали не только произведения хореографического искусства, но и опубликованные научные труды - «Искусство балетмейстера», «Сочинение танца», «Мастерство хореографа» и многое др. Анализ этих трудов показывает, что для создания хореографической постановки балетмейстер, прежде всего, должен знать нормы, законы, правила, специфику балетмейстерской деятельности при создании танца и особенности его решения. Не зная определенных канонов, хореограф не сможет создать грамотно хореографическую постановку.
Опыт раскрытия и реализации балетмейстера складывается из знаний и навыков в различных сферах культуры и искусства. Обязанностью балетмейстера является развитие и сохранение традиции отечественного балетмейстерского искусства как науки. Для выполнения такой задачи балетмейстеру необходимо изучать работы выдающихся деятелей литературы, познавать философские труды, слушать произведения современных и великих композиторов, изучать педагогические труды знаменитых балетмейстеров. Развитие и распространение хореографического искусства немыслимо без обогащения его современными наработками в мире музыки, внедрения новых приемов и форм работы, воплощения новых идей и сюжетов.
Будущий балетмейстер обязан быть новатором, использовать в работе не только методологии построения идеального с точки зрения пропорций произведения, а синтезировать из внешнего мира и внедрять новые идеи, размышлять над философией жизни хореографией.
Для того чтобы определить задачи постановки, понять аспекты внутреннего мира героя, наиболее точно передать зрителю смысл произведения, балетмейстер должен провести смысловой и тематический анализ. Основой данного анализа является глубокое знакомство с музыкальным материалом, с историей создания музыкальной композиции, с его смысловой и эмоциональной нагрузкой. Результатом этого должно стать понимание мысли и фантазии композитора, вложенной в музыкальный материал. На основе такого анализа строится музыкальная выразительность движений, характеров героев, смысловая линия происходящего.
Если постановкой руководит режиссер, то балетмейстеру необходимо детально ознакомиться с его видением произведения, уточнить аспекты задач, поставленных режиссером, переложить их на взаимоотношения персонажей и расстановку мизансцен, обозначить пластическую интонацию движений актеров.
Пластическая интонация является основой любой постановки, которая позволяет гибко и в то же время точно передать суть эмоционального состояния героя, или группы исполнителей. Именно через пластику танцовщик придает характер своему герою, например: угловатые, резкие движения для роли злодея или неразрывные, перетекающие для роли нежной девы.
Балетмейстер, передавая пластическую интонацию, должен воспользоваться не только физическими данными, но и опытом психолога, а иногда и литератора для передачи образности пластики. Сам же он может почерпнуть ее из произведений искусства - скульптуры, живописи, литературы, постановок знаменитых балетмейстеров.
«Постановщик танца может неуловимыми пластическими штрихами добиться раскрытия характера, внутреннего состояния образа. Когда постановщик танца находит пластические интонации, выражающие внутренний подтекст, тогда танцевальные движения оказываются еще более органичными и убедительными. Поэтому, раскрывая в танце образы, характеры, настроения, необходимо сочетать единство пластического и внутреннего содержания. Естественно, выразительные возможности танца предоставляют постановщику танца широкое поле деятельности. Он обязан найти пластические интонации, движения танца, которые раскрыли бы характер сценического образа, его настроение и национальное своеобразие. Возможности дальнейшего развития и обогащения пластики, танцевальной лексики бесконечны»
Работа балетмейстера-постановщика заключается не только в создании хореографических произведений. Одним из направлений работы будет наставничество, воспитание и идейное вдохновение танцевальной труппы. Балетмейстер должен быть не только педагогом, но и неформальным лидером коллектива.