Педагогическая деятельность на уроках профессионально- трудового обучения с применением инновационных технологий.
Из опыта работы Морозовой Надежды Валерьевны, учителя профессионально-трудового обучения
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого обучающегося, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Моя система работы это уроки профессионально – трудового обучения, консультации с обучающимися во внеурочное время, кружок «Мягкая игрушка». Все это позволяет успешно развивать них самостоятельность, умение применять на практике полученные знания, проявлять творчество, свободу мышления и давать публичную оценку своей работы. Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.
Я считаю важным придать обучению практическую направленность, создать условия для развития у детей конструктивно-технологических способностей, самовыражения и самоутверждения, стремления овладеть новыми трудовыми навыками.
Исходя из целей и задач современного образования, цель моей педагогической деятельности - вырастить успешного ученика.
Моя задача - научить детей видеть и творить красоту, развить творческие качества личности, привить чувство прекрасного, инициативного отношения к делу и понимания необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека.
Стремительное развитие современной техники, возрастающие требования к профессиональным качествам, в условиях которых человеку на протяжении жизни приходится неоднократно переучиваться. В этой ситуации перед педагогом возникает задача не только научить чему-то, а формировать умение самим учиться.
Неудовлетворенность традиционными учебниками, стремительное развитие цифровых технологий и самой науки информатики заставляет учителя отдавать предпочтения творческой деятельности, не по шаблону, быть более мобильным, динамичным, креативным и воспитывать детей такими же.
Главным направлением своей педагогической деятельности считаю:
создание психологического комфорта;
ориентация на личность ученика;
предоставление благоприятных условий (технические, информационные, научно-методические и др.);
внедрение инновационных процессов на уроках технологии;
взаимодействие с родительской общественностью;
модернизация контрольно-оценочного компонента в системе мониторинга качества образовательных услуг.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе и в воспитательной работе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Проблемное обучение - создаю в учебной деятельности проблемные ситуаций и организую активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Технология разноуровнего обучения учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности обучающихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Повышается рефлективность (зачем; что делаю) и мотивация обучающегося. Повышается уровень удовлетворенности результатами обучения учителем и обучающимися.
На занятиях ориентируюсь на разный уровень сложности программного материала, доступного обучающемуся, выделению обучающихся по знаниям и способностям, распределению детей по группам успеваемости, определяю целью то, что обучающейся должен усвоить в конце урока и составляю разноуровневые задания. Объясняю материал от сложного к простому.
Проектные методы обучения - работая по данной методике, имею возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Игровую технологию использую в качестве проведения целого урока и на отдельных этапах. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, способствует самоутверждению обучающихся.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)- здесь реализуется идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок.. По мере овладения обучающимися умениями совместной работы в парах, вовлекаю их в работу группами. Групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное обучающимся с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки.
Групповые технологии (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающи уроках, лабораторных работах.
Приемы интерактивной технологии
Опыт обучающегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой обучающиеся находит для себя область осваиваемого опыта. При использовании интерактивных форм обучения обучающиеся являются на уроке не объектами обучения, а полноправными субъектами деятельности. На уроках технологии это особенно важно, т.к. здесь школьники учатся практической деятельности, урок имеет очень тесную связь с жизнью. Обучающиеся не могут изучать его отвлечённо, поэтому очень важно дать им возможность действовать не по шаблону, а проявить своё творчество, свои личные качества. С этими задачами легче справиться, если использовать интерактивные методы обучения. Так, например, в качестве приемов интерактивной технологии я использую цифровое устройство, подключенное к порту USB ноутбука и приложение Future WinJoе, осуществляющее живой показ изображения образцов захваченных в микроскоп на экране ноутбука.
Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» - формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения обучающихся.
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
Для создания глубокого интереса обучающихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Самым простым способом выявления творческих способностей обучающихся является обычное наблюдение. В школе регулярно организовываются тематические выставки и конкурсы, в которых принимают участие все школьники.
Благодаря систематической работе с использованием прогрессивных методов выявляются дети с яркими творческими способностями. А для того, что бы эти способности развивать и совершенствовать, я предлагаю учащимся групповые формы работы, даю различного рода творческие задания, вовлекаю в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Мои уроки отличаются разнообразием и направлены на индивидуальность ученика.
Современные материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса даёт мне возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, через скайп и социальные сети.
Повысить мотивацию к творчеству помогает проектная деятельность. В тематике проектов, выполненных обучающимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентноспособный и заслуживает рассмотрения. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными
Эти проекты я использую на уроках трудового обучения, выполнения творческой работы. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, коммуникативности, взаимопонимания, доверия, уважения, где обучающиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
В процессе проектной деятельности у обучающихся развиваются следующие способности:
коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
социальные: способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
художественные: разработка дизайна изделий.
манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление
Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, фестивально-конкурсную, проектную деятельность, ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможности для самореализации.
Мои обучающиеся с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов.
«Участие обущающихся в творческих конкурсах»
Учебный год | Уровень участия | Наименование олимпиады, конкурса, выставки | Фамилия, имя учащегося | Результаты участия |
2014 | районный | Конкурс- выставка детских работ «Милой мамочке в подарок» | Габова Анастасия | Лучшая работа в номинации «Казанши» |
2015 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Страна цветов» | Габова Анастасия | Диплом 3 степени |
2016 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Страна цветов» | Шаркова Дарья | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Страна цветов» | Тимашева Елена | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Страна цветов» | Ниточкина Дарья | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Страна цветов» | Голубева Валентина | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Страна цветов» | Мокрушина Анастасия | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Баймагомбетова Арина | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Левчук Екатерина | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Тимашева Елена | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Ниточкина Дарья | Диплом участника |
2016 | Всероссийский | Номинация «Узнавай-ка Мастер» тема работы: «С праздником Победы» Опубликовано на сайте «Узнавай -ка Дети!» [email protected] | Мокрушина Анастасия | Диплом победителя 3 степени |
2016 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Шаркова Дарья | Диплом участника |
2016 | Всероссийский | Конкурс номинация «Узнавай -ка мастер» Тема работы: «Фарида» Опубликовано на сайте «Узнавай -ка Дети!» [email protected] | Габова Анастасия | Диплом победителя 1 степени |
2016 | Всероссийский | Номинация «Узнавай-ка Патриот» открытка «Мы помним, мы гордимся» Опубликовано на сайте «Узнавай -ка Дети!» [email protected] | Мокрушина Анастасия | Диплом победителя 3 степени |
2016 | Всероссийский | Творческий проект: «Героическая профессия Пожарник» Опубликовано на сайте «Узнавай -ка Дети!» в номинации «Узнавай -ка Патриот» [email protected] | Тимашева Елена | Диплом победителя 3 степени |
2016 | Всероссийский | Номинация «Мы помним, мы гордимся» тема работы: «С Днем Победы» Опубликовано на сайте «Узнавай -ка Дети!» [email protected] | Ниточкина Дарья | Диплом лауреата 2 степени |
2016 | Всероссийский | Номинация «Мы помним, мы гордимся» тема работы: «Помним. гордимся» Опубликовано на сайте «Узнавай -ка Дети!» [email protected] | Шаркова Светлана | Диплом лауреата 2 степени |
2016 | районный | Конкурс- выставка детского творчества «Сюрприз для Новогодней елки» | Ниточкина Дарья | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка детского творчества «Сюрприз для Новогодней елки» | Шаркова Дарья | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка детского творчества «Сюрприз для Новогодней елки» | Тимашева Елена | Диплом участника |
2016 | районный | Конкурс- выставка детского творчества «Сюрприз для Новогодней елки» | Габова Вероника | Диплом участника |
2016 | краевой | Конкурс изобразительного искусства и декоративно- прикладного творчества « Сказка ложь, да в ней намек..» | Тимашова Елена Шаркова Дарья | Диплом 1 степени |
2016 | районный | Конкурс посвященный 366 годовщине Пожарной охраны России Номинация «Декоративно-прикладное творчество» | Шаркова Дарья | Грамота 1 место |
2016 | районный | Конкурс- выставка детского творчества «Победный май» | Тимашова Елена | Диплом 1 степени |
2016 | районный | Конкурс- выставка детского творчества «Победный май» | Шаркова Дарья | Диплом 2 степени |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества и детских рисунков «Победный май» | Бочан Татьяна | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Кукла моей мечты» | Габова Людмила | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Кукла моей мечты» | Бочан Татьяна | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Кукла моей мечты» | Мойстепан Анастасия | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Кукла моей мечты» | Габова Людмила | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Кукла моей мечты» | Кудрина Анна | Диплом 2 степени |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Мойстепан Анастасия | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Закаблук Елизавета | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Габова Людмила | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Мокрушина Анастасия | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Кудрина Анна | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Голубева Валентина | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Ниточкина Дарья | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Бочан Татьяна | Диплом участника |
2017 | районный | Конкурс- выставка декоративно- прикладного творчества «Мартовские коты» | Баймагомбетова Арина | Диплом участника |
2017 | школьный | Конкурс творческих работ посвященный литературному празднику «У Крылова в гостях» в номинации « Поделки» работа «Кот и повар» | Ниточкина Дарья | Грамота 1 место |
2017 | школьный | Конкурс творческих работ посвященный литературному празднику «У Крылова в гостях» в номинации « Поделки» работа «Кот и повар» | Мокрушина Анастасия | Грамота 1 место |
2017 | Всероссийс кий | Номинация «Лучший макет» тема конкурсной работы «Дружная семейка» | Кудрина Анна | Диплом победителя 2 степени |
| | Номинация «Узнавайка-ка Патриот» открытка «Мы помним, мы гордимся» | | |
2017 | районный | Конкурс детского декоративно- прикладного творчества «Сказочная Валентинка» номинация «Мягкая игрушка» | Ниточкина Дарья | Грамота 2 место |
2017 | Всероссийс кий | Творческая работа: « Кукла Марфа» » Опубликовано на сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru в проекте для одарённых детей «Алые паруса» | Ниточкина Дарья | участник |
2017 | Всероссийс кий | Творческая работа: Композиция «Дружная семейка медведей» Опубликовано на сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru в проекте для одарённых детей «Алые паруса» | Грабова Людмила | участник |
2017 | международный | Дистанционный конкурс «Осенние мотивы» konkurs-start.ru | Ниточкинв Дарья Габова Людмила Голубева Валентина Мокрушина Анастасия Кудрина Анна | участники |
2017 | районный | Конкурс детского декоративно- прикладного творчества «Победный май» | Кудрина Анна | Диплом победителя 3 степени |
2017 | районный | Конкурс детского декоративно- прикладного творчества «Страна цветов» | Ниточкина Дарья | участник |
2017 | районный | Конкурс детского декоративно- прикладного творчества «Страна цветов» | Голубева Валентина | участник |
2017 | Всероссийс кий | Творческий конкурс «Мой домашний питомец» | Мокрушина Анастасия | Диплом победителя |
2018 | районный | Конкурс детского декоративно- прикладного творчества «Страна цветов» | Голубева Валентина | участник |
Мои обучающиеся занимают призовые места во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии.
Учебный год | Уровень участия | Наименование олимпиады, конкурса, выставки | Фамилия, имя учащегося | Результаты участия |
2017-2018 | региональный | Интернет олимпиада «Солнечный свет» по технологии для 6 классов | Закаблук Елизавета | 1 место |
региональный | Интернет олимпиада «Солнечный свет» по технологии для 6 классов | Габова Людмила | 1 место |
Еще одно направление деятельности, которое требует особого подхода к обучению - инклюзивная практика. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья требуют личностно-гуманных условий для их развития, обучения и воспитания.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но и предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет эффективна, только если она поддержана родителями, понятна им и соответствует потребностям семьи.
Моя задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
На занятиях с такими детьми я чаще, чем обычно создаю ситуацию успеха, использую дифференцированные задания, даю свободу творчеству и воображению ребенка. Уроки технологии для таких детей – уроки радости, успеха.
Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентность, конкурентно способностью и востребованностью выпускников в жизни, и оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Это повод и для гордости, и для размышлений. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог – ученик» сможет обеспечить высокое качество образования, воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, и успешное развитие государства. Новые молодые кадры и есть тот человеческий капитал, который обеспечит переход страны к инновационной экономике.
В процессе педагогической деятельности невозможно стоять на месте. Для того, что бы идти в ногу с современными стандартами образования учителю необходимо повышать свой профессиональный уровень. И я стремлюсь к этому – прохожу курсы повышения квалификации, участвую в профессиональных конкурсах, обобщаю опыт работы на уровне школы и города. Ежегодно участвую в муниципальных педагогических чтениях «Качественное образование – будущее России»
Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно…»
Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.