Педагогическая диагностика
на основе информационно-аналитической деятельности
Громак Надежда Ивановна,
заведующий отделом анализа и
методического сопровождения
среднего общего образования
ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Педагогическая диагностика - инструмент мониторинга, понимается нами как одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, будь это на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательной организации.
Правильная диагностика причин по характерным признакам и другим объективным данным создает условия для успеха действий педагога в применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий.
Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы педагогов, помогает рассматривать все явления жизни образовательной организации через призму педагогического анализа их причин, это важнейшая задача обновления образовательной организации, позволяющая избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности.
Психологическая служба в системе образования является структурным подразделением в системе образования, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей, подростков и молодежи, развития их способностей, склонностей, реализации их потенций, профилактики возможных отклонений.
Деятельность психологической службы в системе образования обеспечивается:
педагогами–психологами (практическими психологами) организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
социальными педагогами организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
методистами и директорами (заведующими) республиканского учебно-методического центра и центров психологической службы, городских/районных центров психолого-педагогической и медико- социальной помощи, методистами, которые отвечают за психологическую службу в городах и районах;
специалистами психолого-медико-педагогических консультаций;
учителями-логопедами;
учителями-дефектологами;
другими специалистами, необходимыми для эфективного осуществления психолого-педагогического, психолого-медико-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса.
Психологическая служба в системе образования – один из существенных компонентов целостной системы образования, представляющий собой сеть заведений, учреждений, структурных подразделений и должностей, которые образовывают единую систему, основу которой составляют специалисты в сфере практической психологии и социальной педагогики.
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.
Социальное воспитание — понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.
Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в образовательной организации, в обществе.
Процесс социализации личности - протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях.
Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной.
Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.
Основные категории социальной педагогики:
Основные задачи социально-педагогической и психологической службы:
организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;
содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе учреждения образования, семьях обучающихся и их социальном окружении;
предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни;
повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения;
анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него;
социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.