Педагогическая диагностика
выявления уровня знаний у детей дошкольного возраста
по правилам дорожного движения
по методике А. И. Замалеевой
Педагогическая диагностика по методике А. И. Замалеевой
Автор психолог Замалеева А.И.
1.Тест «Что здесь лишнее?» (для детей 4-5 лет)
Цель: определить уровень знаний детей о дорожных знаках, видах транспорта, уровень образно-логического мышления, операций анализа и обобщения,
Материал: картинки с изображением 4 дорожных знаков (информационно-указательные, запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки сервиса) и картинки с изображением транспорта по принадлежности к разным видам. На каждой из этих картинок один из четырех изображенных знаков или изображение транспорта является «лишним» (относится к другой группе знаков или другому виду транспорта). Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и определить, какой знак или транспорт и почему является «лишним».
На решение задачи отводится 3 мин. Картинки можно предъявлять по одной.
Анализ результатов.
10 баллов - ребенок решил задачу меньше чем за 1мин, назвав «лишние» предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются «лишними»;
8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;
6-7 баллов - ребенок справился с задачей за 1,5-2 мин;
4-5 баллов - ребенок решил задачу за 2-2,5 мин;
1-3 балла - ребенок решил задачу за 2,5-3 мин;
0 баллов - ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
высокий уровень: 8- 10 баллов;
средний уровень: 4 - 7 баллов;
н
изкий уровень: 1- 3 баллов.
2. Методика «Продолжи предложение» (для детей 4-5 лет)
Цель: выявить знания детей о правилах поведения на дороге, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться…….
Я никогда не нарушаю………
Светофор состоит из…….
Я знаю, что знаки бывают…….
Я помню случай, когда на дороге…….
Плохо, когда взрослые….
Регулировщик, это человек, который….
Пассажирам автобуса запрещается…….
Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
3. Тест «Подбери слова» (для детей 5-7 лет)
Цель: выявить знаний детей о дорожных знаках и транспорте, уровень развития словарного запаса.
Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
Наземный транспорт.
Воздушный транспорт.
Предупреждающие знаки.
Запрещающие знаки.
Знаки сервиса.
Сигналы светофора.
Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из
различных групп.
4.Тест «Проверь себя» (для детей 6-7 лет).
Цель: определить уровень знаний детей по правилам дорожного движения.
Задача ребенка найти лишнее слово.
1. К знакам сервиса относятся… (больница, пост ГАИ, телефон, аптека).
2. К специальному транспорту относятся… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит… (машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя… (автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть… (колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право… (переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7. К запрещающим знакам относятся… (поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на… (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10. У светофора имеются сигналы следующих цветов (зеленый, желтый, красный, синий).
Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.
Вопросы итогового контроля по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с Правилами дорожного движения.
Вопросник «Как избежать опасности на улицах»
1. Вопрос:
Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и на пешеходном переходе?
Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.
2. Вопрос:
Почему нельзя переходить улицу на красный или жёлтый свет?
Когда для пешеходов включён «красный» свет, для водителей горит «зелёный». Видя зелёный, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включён всего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать «зелёного» света.
3. Вопрос:
Почему опасно переходить улицу бегом?
Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Всё прыгает, и сил уходит много. И при переходе главное – внимательно наблюдать и влево и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Ещё труднее заметить мотоцикл.
4. Вопрос:
Почему опасно переходить улицу наискосок?
Когда идёшь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.
5. Вопрос:
Что означает надпись: "Опасность на повороте" на задней части автобуса?
6. Вопрос:
Когда аварий автомобилей больше: в начале гололёда или на второй день? Почему?
В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и опаздывают перестроиться.
Тест для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная история».
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.
Оценка результатов:
«отлично» - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
«хорошо» - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
«плохо» - ребенок не сумел придумать историю.