СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая концепция

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая над своей концепцией, я опиралась на их труды. В.А.Сухомлинский – призывал познать личность ребёнка, дать возможность каждому из них  развивать свои способности и вместе с тем сохранить индивидуальность. Гуманизация  образования предполагает его «очеловечивание», т.е. независимо от будущей специальности и изучаемых дисциплин человек становится в центр процесса обучения. «Гуманитаризация» является частью общего процесса гуманизации системы образования. И связана  она с получением, помимо профессиональных знаний и навыков , необходимых для каждого человека минимума знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т.е. о нравственно – эстетических ценностях. Не случайно педагоги нашей школы осваивают проблему  «Гуманитаризация современного образования».

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая концепция»









Система работы учителя русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №4

гп . Пойковский.













Нет двух

Отношений к ребёнку

- педагогического и человеческого.

Есть одно, одно и только одно -

человеческое.

(С.Соловейчик)

Всё чаще в работах философов, педагогов, психологов, высказывается мысль о том, что сегодняшнее обновление российской школы связано не только с изменениями в экономической и политической жизни страны, но и с глобальными тенденциями в развитии культуры человечества в целом. Из материальной, научно- технической «накапливающей» культуры становится информационной, гуманитарной, развивающей и развивающейся. В процессе образования происходит создание этой культуры. Намечается изменение роли учителя, педагогической деятельности. Происходит переход от функции «передатчика знаний» к функциям «Учителя жизни», «актуализатора развития учеников». Поворот современной мировой науки к человеческому фактуру является неизбежным. Это подтверждает научный прогноз, что 21 век – это век наук о человеке. Сегодня – это школа, где признание личности развивающегося человека, его самочувствие является высшей ценностью, где каждый ребёнок чувствует себя свободно, комфортно, защищенно. Что же я понимаю под термином « гуманизация» и «гуманитаризация» в сфере образования?

Родоначальниками педагогической антропологии является В.А.Сухомлинский и Д.К. Ушинский. Работая над своей концепцией, я опиралась на их труды. В.А.Сухомлинский – призывал познать личность ребёнка, дать возможность каждому из них развивать свои способности и вместе с тем сохранить индивидуальность. Гуманизация образования предполагает его «очеловечивание», т.е. независимо от будущей специальности и изучаемых дисциплин человек становится в центр процесса обучения. «Гуманитаризация» является частью общего процесса гуманизации системы образования. И связана она с получением, помимо профессиональных знаний и навыков , необходимых для каждого человека минимума знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т.е. о нравственно – эстетических ценностях. Не случайно педагоги нашей школы осваивают проблему «Гуманитаризация современного образования». «Гуманизация» и «гуманитаризация» учебного процесса преследует цели: 1.Через учебный материал и технологию обучения уделять максимум внимания развитию личности, развитию творческих способностей каждого ученика, выявлению и проявлению его неповторимой индивидуальности, её правильному (адекватному) восприятию других людей, делать её более человечной. Поэтому при всём многообразии известных концепций обучения и воспитания мне ближе гуманистическая, так как суть её состоит в том, чтобы соединить учебный предмет (русский язык и литература) с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых.

Основными принципами гуманистической концепции обучения являются:

  1. Обеспечение процесса обучения таким окружение, которое способствовало бы раскрытию полного потенциала учащегося.

  2. Содействие росту личности и её познавательной способности.

  3. Широкое использование эмоций учащихся.

  4. Способствование реализации себя, своего потенциала.

  5. Развитие мотивирующего фактора, в учении - познание и открытие самого себя в ходе учебного процесса.

  6. Возрастание самоуважения учащегося, что способствует его лучшему учению.

На основании приведённых (положений) принципов нетрудно сделать вывод, что в центре рассматриваемой концепции находится не учитель, а ученик.

Учитель же – корректор, помощник в учебном процессе. Его задача психологически подготовить детей к общению.

Успешность общения определяется стилем поведения учителя. Авторитарный стиль разрушают атмосферу доверия, убивает радость познания, положительные эмоции. Поэтому следует отказаться от назидательного тона. Необходимо стать речевым партнёром детей, помощником и организатором общения. Важно, чтобы учитель сам был раскован, терпим к другим суждениям, идеям, ошибкам, умел сопереживать и восхищаться успехами своих учеников.

Чтобы реализовать принципы гуманизации, считаю необходимым выявить наличие мотива у самого учащегося, так как мотив является источником деятельности и побуждает к обучению. Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей это проблемы – А.И. Божович . Мотив- это то, ради чего осуществляется деятельность. Деятельность без мотива не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Существуют конкретные мотивы учебной деятельности: интерес, стремление, поощрения, страх наказания за неуспехи и др. При этом центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес, потому что именно он может обеспечить полноценной процесс гуманизации .

Изучив гуманистическую теорию А. Маслоу о самоактуализации личности, его «потребностный треугольник», я вместе с учениками выстроила свою многоуровневую пирамиду, прослеживающую развитие учебно-познавательного интереса школьника. Чтобы определить уровни развития учебно - познавательного интереса провела диагностику, в результате которой определились основные уровни развития учебно- познавательного интереса.

1 уровень - нулевой, отсутствие интереса (подбор занимательного материала). Для поднятия интереса к предмету использую элементы занимательной грамматики. Например, упражнение «Пассивная буква». При анализе стихотворений А.С.Пушкина «Узник», «Сибирь», «К.Чаадаеву» дети делают вывод , что буква «эф» отсутствует. А вот к примеру, буква «П» является одной из самых распространенных. В словаре С.И.Ожегова на эту букву-… слов. Я предлагаю учащимся написать свой рассказ, в котором все слова начинались бы с буквы «П».Вот пример такого рассказа моей ученицы. Петя Петров проснулся пораньше. Позавтракал. Постучался почтальон, принёс Пете письмо, писал Пете папа Павел Павлович Петров: « Приеду, привезу подарок, подожди». Петя приготовил поесть. Приехал папа Павел Павлович привез Пете подарок, палевый пиджак. Пиджак Пете понравился. Посидели, поели, попили, поговорили. Павел Павлович пошёл, покурил. Петя постелил папе постель, положил простыню, подушку, плед. Пожелал приятно поспать. Павлу Петровичу поездка понравилась .(58 слов)

Или можно использовать свободный выбор задания. Ученик выбирает задание по силам, ему интересное, соответствующее его уровню, например, составить или разгадать кроссворд, написать сочинение, найти в книге и т.д.

Увлекать учебным трудом можно только одним способом – трудом же…

Движением от успеха к успеху, развитием чувства гордости от достижений. Всеми силами добиваться хоть маленького успеха каждого ученика.

2 уровень - реакция на незнакомое , новое (для закрепления возникшего интереса).

( строю урок не по шаблону, урок - игра, урок - путешествие , урок- экскурсия )

3 уровень – любопытство.

Чтобы учащиеся проявили любопытство, подыскиваю интересный материал и рассказываю интригующий момент, чтобы любопытство подтолкнуло учащихся к тому, что они найдут этот материал и прочитают его. Этот отрывок, который я рассказываю, стимулирует познавательный интерес, активизирует поиск к удовлетворению этого интереса. Например, чтобы заинтересовать произведение, выбранным для внеклассного чтения, неожиданно зачитываю или рассказываю какой-либо захватывающий момент. Так в романе « Плаха» Ч. Айтамтова это эпизод, где волчица Акбара крадёт младенца. А чтобы подтолкнуть к дальнейшему чтению произведения, передаю часть сюжета, прошу это найти в какой главе или части произведения.

4 уровень – ситуативный интерес через поиск с элементами творчества. Главная задача активизировать и стимулировать поисковую деятельность, развивая интерес, которая в результате даёт начало творческому всплеску. Например, при прохождении в 6-х классах темы «Правописание приставок пре- и при-» я предлагаю детям найти занимательный материал о приставках, а несколько учащихся сами сочинили стихотворения.

При мы пишем через «и»

Ты вниманье обрати,

Если ты не знаешь правил

И не знаешь, как писать,

Загляни скорей в словарик,

Чтобы гласную узнать.

При- и пре- друзья они

Только разные почти.

Села пре- на трамвай

Вместе с красным цветом

Всем стало ясно

Это слово прекрасный

Села при- со словом сел

Получилося присел

Много правил есть на при-

Ты вниманье обрати,

Работа в системе над 4 уровнями развития учебно - познавательного интереса приводит к результату следующего…

5 уровень - устойчивый учебно–познавательный интерес.

Главная цель учителя – сохранить и поддержать этот интерес в процессе обучения и наблюдать за каждым учащимся, чтобы интерес пропадал.

Кроме того, такая работа способствует и психологическому развитию ребенка: формируется уверенность в себе, трудолюбие, чувство собственного достоинства

Данная концепция меняет роль учителя, который находится в постоянном поиске, развивает творческие способности, учитель становится не только организатором деятельности школьника, но и их сотрудником, помощником.

Для Сухомлинского ребенка – нечто цельное. Если мы хотим учить всех, мы должны видеть ребенка в целом. Иначе тугодум будет чувствовать себя неполноценным, школа станет для него мукой, его нельзя будет выучить. Нужно перенести оценку ребенка в нравственную сферу - здесь каждому по силам добиться успеха, почувствовать гордость, и эта человеческая гордость поможет развиться способностям, поможет в учение. Учить ребенка человечности - тогда он полюбит и труд, научится быть усердным и станет лучше учиться.

Современные образовательные тенденции таковы, что наряду с базовым школьным образованием большое место занимает и воспитательная работа. На протяжении нескольких лет являюсь классным руководителем, это требуют от меня прежде всего любви к детям, умения убедить и привлечь к себе отзывчивость , наблюдательность , знание основ теории методики воспитания , правильно планировать воспитательную работу , оценить и учитывать её результаты.

Через проведения классных часов преследую цель: получить высокоразвитую личность, обладающую всеми необходимыми качествами, умениями для успешного обучения по всем предметам. Это «Чтение - вот лучшее умение», «Мыслю - следовательно, существую», «Тайны хороший памяти» , «Поиск информации», «Индивидуальность в учении» и т.д.

Провожу беседы, тренинги, упражнения - тест, лекции. Итак, технология развития личности представляется как совокупность и последовательность методов, приемов, форм деятельности ребенка, в которых используются и удовлетворяются все его потребности самосовершенствования, раскрываются разнообразные способности и качества личности.

Воспитательную работу в школе я провожу в сотрудничестве с родителями.

Родители играют огромную роль в воспитании ребенка.

Основная цель школы:

-способствовать повышению педагогической культуры родителей;

- пополнять их знания по вопросам воспитания ребенка в семье.

Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания. Я использую различные формы родительских собраний, чтобы помочь родителям понять своего ребенка, увидеть в процессе мероприятия, что его ребенок индивидуальность, творческая личность, научит их уважать интересы своих детей, о сотрудничестве и взаимопонимании обеих сторон.

- собрание по плану классного всеобуча родителей

- тематические собрания «Организация занятий школьника, направленная на укрепление здоровья и привития навыков ЗОЖ»

- собрания – диспуты «Ответственность родителей в воспитании несовершеннолетних подростков»

- собрания практикумы «Авторитет родителей в воспитании детей в семье», «Ложь –серьезная проблема в жизни любой семьи»

- проведение тестов

- тренинговые занятия

- встреча родителей с учителями – предметниками

- социальным педагогом и психологом.

Важно сразу показать родителям роль семьи в воспитании ребенка.

Помогаю родителям научить детей планировать свое время, посещать различные кружки, секции для развития. Улучшения духовного здоровья школьников.

Поиску форм и методом для реализации данной концепции способствует также работа в школьном методическом объединении. Наше МО анализирует авторские программы, учебные планы, разрабатывает методические проблемы: нетрадиционные формы урока, форма проверки знаний учащихся, развития устной речи, творчества у учащихся.

Значительное место в своей работе отвожу планированию и подготовке внеклассных и внеурочных мероприятий (например, предметных недель). Внеурочная работа по своему предмету – очень существенный компонент моей работы, от качества которого зависит углубление у учащихся любви к предмету, повышение осознанности их знаний, развития их кругозора.

Мероприятия проводим самые различные:

1.Литературная викторина «Всё о пословицах»

2. «КВН по русскому языку»

3.Конкурс газет по теме «Пословицы – всему голова», «Знаки препинания»

4.Конкурс кроссвордов

5.Литературно-музыкальная композиция посвященная победе в Великой Отечественной войне

6.Литературный брейн - ринг для старшеклассников.

Такие мероприятия способствуют развитию творческих способностей учащихся, работе с дополнительной литературой, развитию монологической речи.

Результатами работы по теме «Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса» считаю :

1.Повышение показателей учебно – воспитательной работы в школе (успеваемость, дисциплина, участие в конкурсах и олимпиадах, конференциях).

2.Развитие творческих способностей учащихся через сформировавшиеся умения.

Учебно-информационные умения:

а) Работа с учебником : составление плана, умение находить нужный материал , сворачивание текста , выписывание тезисов, работа с дополнительной литературой.

Учебно-коммуникативные умения:

а) Ведение учебного диалога

б) Логическое изложение мысли

в) Владение устной и письменной монологической речи в соответствии с возрастом

Учебно-организационные умения:

а) Владеют методами самоконтроля

б) Оценивают ответ одноклассника

в) Работа по алгоритму

Учебно-интеллектуальные

а) Самостоятельно ставить вопросы

б) Выделять главную мысль

3.Успешная работа с родителями воспитанников

4.Рост личности и её познавательной способности

5.Рост и совершенствование педагога

Только тогда можно говорить о реализации принципов гуманизации.

Работа по предложенной системе даёт мне возможность повысить успеваемость учащихся.

В приведенной таблице видим повышение уровня развития умений учащихся за два года обучения.



2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Кач.

Общ.

Кач.

Общ.

Кач.

Общ.

Кач.

Общ.

Русский язык


45%

100%

50%

100%

52%

100%

60%

100%

Литература


60%

100%

63%

100%

65%

100%

70%

100%



И в заключение хочется сказать словами Сухомлинского: «Обращайтесь к сердцу ребенка, умейте увидеть в маленьком мальчике не школьника, а именно ребенка, осторожным прикосновением снимайте детское горе и дарите детям радости труда, успеха, победы, дружелюбия, человечности. Только тогда вы сможете выучить всех детей, у всех развить способности, необходимые для того, чтобы получить хорошее образование».





















5 уровень

Устойчивый учебно- познавательный интерес

4 уровень


Ситуативный интерес через поиск с элементами творчества

3 уровень

Любопытство

2 уровень

Реакция на незнакомое, новое


1 уровень

Нулевой (отсутствие интереса)



Использованная литература.

1.Педагогическая психология Москва «Логос», 2001

2.Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения в 3 томах»

Москва «Педагогика», 1979

3.Гольберг В.А. «Гуманистическая воспитательная система школы» Москва , 2001

4.Берулава М.Н. «Гуманизация образования направления и проблемы» //

Педагогика,№ 4, 1986

5. Берулава М.Н. «Общие дидактические подходы к гуманизации образования» //

Педагогика,№ 5,1994

6.Иванова Е.О. « ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЕГО ГУМАНИЗАЦИИ»

// Завуч , № 5 1998

7.Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки//Педагогика, №2 1998

8.Братченко С.Гуманизм и традиции в образовании : суть конфликта « Частная школа» ,№ 6, 1997






































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!