СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая  поддержка  личности учащегося   в  духовно-нравственном самосовершенствовании

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГОЛОВНЁВА  ИРИНА  БОРИСОВНА, учитель русского языка и литературы

                                                      Гимназии № 15 г.Минска

Тезисы выступления на XIX Республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических чтениях «Взаимодействие учреждений образования и церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

      Многие признают, что наш ХХI век  – время  дефицита духовно-нравственных ценностей. Мы часто сталкиваемся с непониманием, видим проявление жестокости, равнодушия.  В ежедневном общении с учащимися  ощущаешь их потребность понять окружающий мир, осознать своё место в нём. Ребят очень интересуют вопросы «кем быть?» и «каким быть?», они  задают вопросы о чести, достоинстве, долге, дружбе, взаимоотношениях между людьми.

      Задача учителя, и в первую очередь учителя словесности, помочь своим учащимся овладеть родным языком как инструментом общения и взаимопонимания в социуме.

      Педагогическая поддержка личности ученика в его духовно-нравственном самосовершенствовании  должна  и может быть оказана учителем на уроке.      Во-первых, это обращение к духовно-нравственным  ценностям главной книги – Библии и к классической литературе. Совместное  чтение  (в классе, а потом  дома в семейном кругу) помогает детям с помощью взрослых (учителя или родителей) увидеть нравственные ценности в прочитанном.  Уместны будут рекомендации учащимся литературы для самостоятельного чтения, в том числе и духовной.

    Однако трудно переоценить важность взаимодействия учителя с учащимися во внеурочном общении. Совместная подготовка творческих проектов, исследований, написание литературных работ – всё это  приносит удивительные плоды.

      В течение ряда лет   гимназией № 15 г.Минска осуществляется сотрудничество с Институтом теологии имени Святых Мефодия и Кирилла БГУ. Неоднократно учащиеся гимназии выступали на научных конференциях в институте. Их исследовательские и творческие работы не раз были удостоены высоких наград – дипломов победителей. Тематика самих работ разнообразна, но все они  ориентированы на духовно-нравственные ценности: «Свеча земли» (посвященная образу Богородицы в русской литературе – учащаяся  Высоцкая Дарья), «500 лет  его имя свято хранимо» (стихотворение, посвященное 500-летию издания Библии Франциском Скориной – учащаяся  Лученок Анастасия),  «Жить по заповедям Божьим» (поиск духовно-нравственных ценностей в современной белорусской публицистике – учащаяся Сковородкина Юлия). Уникальное исследование, посвященное Храму иконы Божией Матери «Взыскание погибших» провели наши учащиеся Матусевич Севастьян и Сироткин Ефим. Эта работа была представлена не только в Институте теологии, но  и в МГДДИМ, на научной конференции учащихся в Москве. Результаты этой работы ребята вместе с их научным руководителем представляли  в Комитете по делам религий и национальностей Республики Беларусь. Хочется отметить работу нашего учащегося  Барташевича Артёма «Добро умножается, когда им делятся», в которой представлены его рассказы об известных белорусах – наших современниках, глубоко верующих людях и их деятельности. Готовя на конкурс эту работу, мы с Артёмом познакомились с удивительным человеком – Анатолием   Леонидовичем Лазуркиным. В Беларуси он  больше известен как успешный репетитор, тренер, чемпион мира по карате. Побывали на его занятиях. Он глубоко верующий человек и  убежден: всё, что совершается человеком, должно быть основано на любви к ближнему и во имя добра. Каждое занятие    у Лазуркина начинается с молитвы – она праведное начало всему. Раз в неделю в начале урока или  тренировки ребята просят  друг у друга прощение. Искренность этого действа препятствует возникновению преград в общении. Внутренняя энергия сохраняется  только для добрых дел. Выходя из классного кабинета или спортивного зала, ребята становятся чище, добрее, а значит – ближе к Богу. В 2018 году в небольшой белорусской деревеньке Башкировке, откуда он сам родом, Анатолий Леонидович построил  небольшой храм в память о предках на участке родительской земли.

        Знакомство  учащихся с  такими известными, уважаемыми в обществе  людьми, духовно и нравственно богатыми, безусловно, влияет на  формирование духовно-нравственных ценностей самих ребят. Без сомнения, после встречи с известной певицей Ядвигой Поплавской останутся в сердце ребенка её слова: «По себе знаю: именно храм поможет наполнить сердца любовью. Со временем вы увидите, как он будет защищать вас в любых обстоятельствах, позволит не утратить веру в справедливость, благородство и сбережет красоту вашей души».  

   О духовно-нравственных исканиях наших  гимназистов не раз писали в журнале «Аve Маria», в журнале «Гаспадыня» – в  рубрике «Мир с богом». В этом году в «Гаспадыне» (июльский и ноябрьский номера) представлены работы двух учениц гимназии о  церкви: Стрехи Дарьи «Любовь, надежда и вера – наша спадчына» и Лученок Анастасии «Мне дорога к храму так знакома». Охотно откликаются наши ребята и на участие в Международных конкурсах. Так, они стали  победителями Первого православного международного конкурса «Лесенка» (проводился российским образовательным центром «Снейл»), показав хорошие знания Библии,  духовной литературы и искусства. В этом году работа учащегося 5 класса  Стрехи Дмитрия «Мой храм» (о храме и духовных семейных традициях) отправлена на  международный конкурс «Берег мечты».

     Такая совместная работа, безусловно, приносит свои плоды. И главный результат, конечно же,  не в полученных дипломах  и подарках (хотя это всегда приятно), а в реализации потребности личности учащегося   в духовно-нравственном самосовершенствовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая  поддержка  личности учащегося   в  духовно-нравственном самосовершенствовании»

ГОЛОВНЁВА ИРИНА БОРИСОВНА, учитель русского языка и литературы

Гимназии № 15 г.Минска

Тезисы выступления на XIX Республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических чтениях «Взаимодействие учреждений образования и церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»



Педагогическая поддержка личности учащегося в духовно-нравственном самосовершенствовании

Многие признают, что наш ХХI век – время дефицита духовно-нравственных ценностей. Мы часто сталкиваемся с непониманием, видим проявление жестокости, равнодушия. В ежедневном общении с учащимися ощущаешь их потребность понять окружающий мир, осознать своё место в нём. Ребят очень интересуют вопросы «кем быть?» и «каким быть?», они задают вопросы о чести, достоинстве, долге, дружбе, взаимоотношениях между людьми.

Задача учителя, и в первую очередь учителя словесности, помочь своим учащимся овладеть родным языком как инструментом общения и взаимопонимания в социуме.

Педагогическая поддержка личности ученика в его духовно-нравственном самосовершенствовании должна и может быть оказана учителем на уроке. Во-первых, это обращение к духовно-нравственным ценностям главной книги – Библии и к классической литературе. Совместное чтение (в классе, а потом дома в семейном кругу) помогает детям с помощью взрослых (учителя или родителей) увидеть нравственные ценности в прочитанном. Уместны будут рекомендации учащимся литературы для самостоятельного чтения, в том числе и духовной.

Однако трудно переоценить важность взаимодействия учителя с учащимися во внеурочном общении. Совместная подготовка творческих проектов, исследований, написание литературных работ – всё это приносит удивительные плоды.

В течение ряда лет гимназией № 15 г.Минска осуществляется сотрудничество с Институтом теологии имени Святых Мефодия и Кирилла БГУ. Неоднократно учащиеся гимназии выступали на научных конференциях в институте. Их исследовательские и творческие работы не раз были удостоены высоких наград – дипломов победителей. Тематика самих работ разнообразна, но все они ориентированы на духовно-нравственные ценности: «Свеча земли» (посвященная образу Богородицы в русской литературе – учащаяся Высоцкая Дарья), «500 лет его имя свято хранимо» (стихотворение, посвященное 500-летию издания Библии Франциском Скориной – учащаяся Лученок Анастасия), «Жить по заповедям Божьим» (поиск духовно-нравственных ценностей в современной белорусской публицистике – учащаяся Сковородкина Юлия). Уникальное исследование, посвященное Храму иконы Божией Матери «Взыскание погибших» провели наши учащиеся Матусевич Севастьян и Сироткин Ефим. Эта работа была представлена не только в Институте теологии, но и в МГДДИМ, на научной конференции учащихся в Москве. Результаты этой работы ребята вместе с их научным руководителем представляли в Комитете по делам религий и национальностей Республики Беларусь. Хочется отметить работу нашего учащегося Барташевича Артёма «Добро умножается, когда им делятся», в которой представлены его рассказы об известных белорусах – наших современниках, глубоко верующих людях и их деятельности. Готовя на конкурс эту работу, мы с Артёмом познакомились с удивительным человеком – Анатолием Леонидовичем Лазуркиным. В Беларуси он больше известен как успешный репетитор, тренер, чемпион мира по карате. Побывали на его занятиях. Он глубоко верующий человек и убежден: всё, что совершается человеком, должно быть основано на любви к ближнему и во имя добра. Каждое занятие у Лазуркина начинается с молитвы – она праведное начало всему. Раз в неделю в начале урока или тренировки ребята просят друг у друга прощение. Искренность этого действа препятствует возникновению преград в общении. Внутренняя энергия сохраняется только для добрых дел. Выходя из классного кабинета или спортивного зала, ребята становятся чище, добрее, а значит – ближе к Богу. В 2018 году в небольшой белорусской деревеньке Башкировке, откуда он сам родом, Анатолий Леонидович построил небольшой храм в память о предках на участке родительской земли.

Знакомство учащихся с такими известными, уважаемыми в обществе людьми, духовно и нравственно богатыми, безусловно, влияет на формирование духовно-нравственных ценностей самих ребят. Без сомнения, после встречи с известной певицей Ядвигой Поплавской останутся в сердце ребенка её слова: «По себе знаю: именно храм поможет наполнить сердца любовью. Со временем вы увидите, как он будет защищать вас в любых обстоятельствах, позволит не утратить веру в справедливость, благородство и сбережет красоту вашей души».

О духовно-нравственных исканиях наших гимназистов не раз писали в журнале «Аve Маria», в журнале «Гаспадыня» – в рубрике «Мир с богом». В этом году в «Гаспадыне» (июльский и ноябрьский номера) представлены работы двух учениц гимназии о церкви: Стрехи Дарьи «Любовь, надежда и вера – наша спадчына» и Лученок Анастасии «Мне дорога к храму так знакома». Охотно откликаются наши ребята и на участие в Международных конкурсах. Так, они стали победителями Первого православного международного конкурса «Лесенка» (проводился российским образовательным центром «Снейл»), показав хорошие знания Библии, духовной литературы и искусства. В этом году работа учащегося 5 класса Стрехи Дмитрия «Мой храм» (о храме и духовных семейных традициях) отправлена на международный конкурс «Берег мечты».

Такая совместная работа, безусловно, приносит свои плоды. И главный результат, конечно же, не в полученных дипломах и подарках (хотя это всегда приятно), а в реализации потребности личности учащегося в духовно-нравственном самосовершенствовании.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!