СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая поддержка одаренных детей и создание условий для их творческого развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: "Педагогическая поддержка одаренных детей и создание условий для их творческого развития"

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая поддержка одаренных детей и создание условий для их творческого развития»

«Педагогическая поддержка одаренных детей и создание условий для их творческого развития»






































«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми…»

Бенджамин Блум


Педагогическая поддержка одаренных детей

В разное время в разных странах внимание к одаренным и талантливым людям усиливалось или ослабевало в зависимости от потребности общества. В одних странах проблема поиска и поддержки талантливой и одаренной молодежи решается на государственном уровне, в других – на уровне общественных организаций, в третьих эта проблема замалчивается и в лучшем случае говорится об индивидуальных различиях людей.

Древнегреческий философ Платон, создавая проект идеального государства, говорил о том, что государством должны управлять наиболее развитые люди с высокими умственными способностями, способные к получению новых знаний и самосовершенствованию. Он не возлагает этой трудной задачи на всех: только на тех, кто может ее выполнить: «Многое следует взыскивать лишь с того, кому многое дано».

Платон выделил три сословия Людей: правящая группа, являющаяся для страны просветителями; воины и купцы – помощники правителей; и работники. Тысячелетиями система образования была надежным инструментом ранжирования людей и деления их на классы. Правящие классы стремились дать своим детям образование. В учении Платона они нашли подтверждение тому, что им свыше дано право властвовать. Во всех странах образование считалось уделом аристократов и богатых людей и было печатью избранности.

С появлением диагностических методов в начале прошлого столетия появилась возможность выявлять (идентифицировать) одаренных людей на ранних этапах становления личности, среди различных слоев населения, вне зависимости от социальных условий и не только тогда, когда человек стал известным и признан обществом как выдающаяся личность. Одновременно с этим на смену понятию «выдающаяся личность» пришел термин «одаренность». На представления об одаренности влияют культурно-исторические условия, научные взгляды и концепции. Поскольку одними из первых были созданы тесты на интеллект (IQ), то и диагностировалась первой интеллектуальная одаренность. Именно наличие высокого уровня развития интеллекта признавалось признаком одаренности. Однако со временем стало понятно, что высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом, но не быть творцом.

В 50-х гг. прошлого столетия ученые пришли к выводу, что для достижения выдающихся результатов в разных сферах деятельности требуется не только интеллект, но и креативность (творческость), т. е. способность генерировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач; и в понятие одаренности стала входить помимо интеллекта еще и креативность.

В 70-х гг. стали говорить о множественных видах одаренности. И во многих странах мира, следом за США, было принято следующее определение одаренности:

одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто профессионально подготовленными людьми выявлены как обладающие, в силу выдающихся способностей, потенциалом к высоким достижениям. Такие дети нуждаются в индивидуальных учебных программах и деятельности, выходящей за рамки обычного школьного обучения.

Среди множества направлений совершенствования системы российского образования одним из наиболее важных является ранее выявление одаренных и талантливых детей, создание условий их обучения, воспитания и развития.

Задача обучения, воспитания и развития одаренных детей находит свое отражение в нормативных актах в области образования. В новом Законе «Об образовании» впервые на государственном уровне предоставляется поддержка одаренным, высокомотивированным детям. Новый стандарт образования ориентирует на то, что маленький гражданин станет критически мыслящей личностью, способной к самостоятельному поиску и выбору разных способов решения не только учебных, но и жизненно важных проблем.

Работа с одаренными детьми

В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей.

Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

Работа с одаренными и высокомотивированными в учебе детьми в школе является крайне необходимой и важной, так как учитель должен помочь ребенку проявить свои способности и развить их в дальнейшем.

Самое главное для учителя-предметника – выявить одаренных детей по своему предмету и вовремя оказать им помощь и поддержку.

Педагоги, начиная работать с одаренными детьми, должны ставить перед собой следующие цели:

  • создание условий для развития детей;

  • сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно им спортивно одаренных детей;

  • совершенствование системы работы педагога по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого обучающегося.

Для достижения данных целей педагог обозначает следующие задачи:

  • выявление одаренных детей, стимулирование и поддержка;

  • поиск оптимальных средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  • повышение квалификации самого педагога и подготовка его к работе с одаренными детьми.


Принципы работы с одаренными детьми:

  • максимальное разнообразие представленных возможностей для развития личности;

  • возрастание роли внеурочной деятельности;

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • создание условий для совместной работы учащихся пари минимальном участии учителя;

  • свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Одаренных детей и детей с высокой мотивацией легко выделить среди остальных учеников. Они охотно учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, интерес к изучаемому материалу, неординарно подходят к решению проблемных, творческих задач, готовят к уроку дополнительный материал, выделяются умением четко излагать свои мысли.

Большую роль в работе с одаренными детьми играет организация разнообразной внеурочной деятельности: индивидуальная работа, помощь в организации самоподготовки и самостоятельной деятельности учащихся, подбор дополнительной литературы. Подготовка учащихся к школьным, районным, региональным олимпиадам, конференциям школьного и районного уровня, участие во всероссийских заочных олимпиадах, вовлечение в научно-исследовательскую деятельность, написание работ на основе достоверных источников, документов – все это формирует более развитую личность, способную извлекать более значимую и интересную для себя информацию, высказывать свою точку зрения на то или иное изучаемое событие, делать правильный вывод.

При работе с одаренными детьми акцент должен делаться на развитие научно-исследовательских навыков, творчества учащихся, на умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность.

Приоритетным направлением в работе с одаренными учащимися должна стать: организация научно-исследовательской и проектной деятельности, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формирует мотивацию к получению обучающимися знаний.

Условия организации успешной работы педагогов с одаренными детьми:

1. При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися.

2. Для успешной работы с одаренными детьми необходимо создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.

3. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.

4. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно- экспериментальной работы учителей школы.

5. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

6. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

7. Признание руководством и коллективом школы, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.

8. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами (портрет педагога для одаренного ребенка):

- учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;

- взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

- учитель стремиться к интеллектуальному совершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

9. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Активизация познавательной деятельности учителя и одаренных учащихся в процессе совместной деятельности

Каждый одаренный школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у одаренных школьников, какими приемами следует активизировать познание у таких детей в процессе обучения.

Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели». Но одного определения недостаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для той или иной группы детей. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Этого можно добиться, используя на уроках разнообразные формы работы, а также различные методы обучения.

Методы обучения – это способы организации учебного процесса и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

Как говорил известный педагог Михаил Николаевич Скаткин: «Метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил».

Поскольку ученые-диалекты не пришли еще к единому пониманию и толкованию понятия «методы обучения», то, естественно, не прекращаются дискуссии вокруг проблемы классификации этих методов и самой классификации.

Дидакты Михаил Николаевич Скаткин и Исаак Яковлевич Лернер разработали классификации методов с учётом уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности.

М.Н. Скаткин И.Я. Лернер

Информативно-рецептивный

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Репродуктивный

Проблемного изложения

Проблемного изложения

Эвристический

Частично-поисковый

Исследовательский

Исследовательский

Три направления самостоятельной поисковой деятельности учащихся:

1. включение поиска в познавательные и практические задачи

2. раскрытие учителем познавательного процесса при доказательстве или изложении конкретных положений

3. организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов)

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения, обеспечивая этим повышение интереса и активизацию познавательной деятельности учащихся.

Познавательный интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.

Признаки познавательного интереса:

1. специфические для интереса особенности поведения и деятельности одаренных учащихся учебной деятельности на уроке;

2. особенности поведения и деятельности одаренных учащихся, проявляющиеся вне уроков;

3. особенности всего образа жизни одаренных учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.

Первую группу признаков (критериев) интереса характеризуют активное включение в учебную деятельность, жадное восприятие познавательного материала, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов в процессе учебной деятельности.

Вторая группа признаков связана с изменением поведения одаренных учащихся в результате возникшего у них познавательного интереса вне урока. После урока такие школьники не расходятся, а окружают учителя, задают вопросы или высказывают собственные суждения по интересующей проблеме. Учащиеся добровольно и охотно берут и выполняют задания для самостоятельной работы, выступают с докладами, сообщениями и т.п., читают соответствующую дополнительную литературу.

Третья группа критериев объединяет в себе ответы на вопросы: что делает одаренный ученик дома, в свободное от занятий время? как проводит досуг? как меняется под влиянием возникшего интереса весь его образ жизни?. Учитель может узнать все это из беседы с родителями, из посещения семьи учащегося, из собственных наблюдений поведения ученика вне школы, из беседы с самим учащимся.

Современная школа должна не только сформировать у одаренных учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям. Применяя ИКТ на своих уроках, учитель способствует созданию обстановки психологического комфорта. Это позволяет обеспечить для большинства одаренных учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.

Убежденность одаренных учащихся в пользе тех или иных знаний придает осмысленность тем или иным занятиям. Важно, чтобы учитель содействовал пониманию школьниками их собственного роста и тактично поддерживал их на этом пути. При таком отношении окружающих (не только учителя, но и родителей) уважение одаренных школьников к учению и знанию будет расти с каждым годом.

Внеурочная деятельность, проводимая учителем, имеет также неоценимое значение в подготовке почвы для развития познавательных интересов.

Основной источник повышения интереса к учебной деятельности – создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае одаренные ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.

Исследователи одаренности во всем мире признают, что одаренные нуждаются в индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Главным принципом обучения должен стать принцип проблемности и самостоятельной исследовательской деятельности. Повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках значительно способствуют новые подходы к реализации исследовательской деятельности:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт одаренных учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование школьников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности в процессе образовательной работы с детьми можно выделить несколько направлений:

в учебной деятельности:

  • обеспечение высокой стойкой мотивации через нетрадиционные уроки,

  • использование инновационных технологий через вовлечение учащихся в работу над творческими заданиями, проектами, презентациями и т.д.

во внеклассной работе:

  • мотивирование ребят к участию в конкурсах и олимпиадах, конференциях различного уровня, в декадах по разным предметам, фестивалях знаний, факультативных занятиях и элективных курсах по предмету, в научно-исследовательской работе.

Постепенное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность через коллективный и групповой методы работы плавно подводит обучающихся к индивидуальной исследовательской работе.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательного интереса одаренных учащихся.

Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле его идей, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.

Рекомендации для учителей при работе с одаренными детьми

1. Уважайте и обсуждайте любую идею, предложенную учеником. Поверьте в то, что ребенку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

2. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности уроков.

3. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребенком является привитие вкуса к серьезной творческой работе.

4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

5. Необходимо помнить, что одаренные дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью.

6. Стимулируйте предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный принцип. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающихся, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Принципиальной задачей образования становится раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. Выявление и формирование творческих наклонностей у детей осуществляется на всех этапах развития личности с использованием нетрадиционных форм и методов. Олимпиады являются одной из популярных форм внеурочной работы, представляют собой логическое продолжение учебной деятельности школьников. Этот массовый вид соревнований позволяет проверить не только знания и умения, но и особенно опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение учащихся к действительности. Состязательность, эмоциональное переживание, волевое напряжение, проверка своих возможностей являются потребностью школьников. Одной из особенностей олимпиад является развитие творчества учащихся.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы. Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, как высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Творческие способности присущи любому человеку, любому ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Дети от природы любознательны, способны и талантливы. Младший школьный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Творческий потенциал личности формируется во всех контактах ребенка со средой. Знание только тогда становится достоянием ученика, когда оно является результатом его собственного мышления, понимания или рефлексии. Введение творческих заданий во внеурочную деятельность помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.

Существует множество методов внеурочных мероприятий. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Выбор метода проектов обучения во внеурочной деятельности обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Метод проектов способен сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. В основу проектной деятельности учащихся положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой задачи.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат, приобретаемый с опытом во время проектной деятельности, становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Организация проектной деятельности требует специальной и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

Независимо от темы создаваемого проекта вся деятельность по его выполнению делится на следующие этапы:

  • погружение в проект;

  • организация деятельности;

  • осуществление деятельности;

  • презентация результатов.

Первый этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проекта. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. На первом этапе формулируется проблема проекта, сюжетная ситуация, уточняются цель, задачи. На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то учитель организовывает группы, помогает ученикам распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, предлагает возможные формы презентации предполагаемых результатов. Степень включения педагога может быть разной, в зависимости от степени сформированности умения планировать коллективную и индивидуальную деятельность.

Во время осуществления творческой деятельности, в то время как дети активно и самостоятельно работают, учителю необходимо ненавязчиво контролировать, по необходимости объяснять новый материал, когда у учащихся возникает потребность в этом. Также учитель репетирует с  учениками предстоящую презентацию результатов.

На заключительном этапе, когда ученики демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, учитель оценивает, подводит итоги обучения, обосновывая свое мнение. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

Одним из наиболее важных аспектов внедрения проектной деятельности в процесс обучения является методика оценки результатов проектной деятельности учащихся в начальной школе.

В начальной школе можно оценивать результат проектной работы по следующим направлениям:

1.      Активность в групповом взаимодействии (участие в планировании, уважение к мнению других членов команды, готовность к взаимодействию);

2.      Поиск информации (необходимо обратить внимание не только на количество информации, а так же на организацию приемов поиска);

3.      Оформление и содержание проекта (полнота раскрытия темы, аккуратность, эстетичность оформление материалов);

4.      Защита проекта (связность, логичность изложения о проделанной работе, презентация результатов проектной деятельности).

Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:

  • уровень мотивации учащегося;

  • оригинальность метода решения;

  • творческая фантазия;

  • оригинальность оформления;

  • уровень использования межпредметных связей;

  • умение осуществлять самоанализ своей деятельности,

  • выявление примененных способов и оценка результатов.

При выполнении проектно-исследовательских работ идет процесс саморазвития, характеризующийся самоактуализацией и мобилизацией творческих сил и способностей, рост познавательной активности учащихся.

Особенности одаренных детей

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Внешние проявления одаренности в различных интеллектуальных и личностных способностях многообразны. Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения.

Для одаренного ребенка вполне нормально быть любознательным, энергичным, чувствительным, сообразительным, все помнить, хорошо говорить и быть весьма самостоятельным.

Внешние проявления одаренности в различных интеллектуальных и личностных способностях многообразны. Одаренного ребенка отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций. По уровню умственного развития (и прежде всего по уровню умственной рефлексии) одаренные дети превосходят не только сверстников (в среднем на два года), но и многих взрослых.

Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения.

Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству – наиболее известные признаки одаренности. Менее же известны такие признаки одаренности и творческих способностей, как возникновение вопросов, проблем, догадок, которые непосредственно не связаны с успешностью обучения, но, возможно, в большей степени характеризуют талантливого человека: высоким ступеням развития соответствует высокая активность в постановке исследовательских вопросов.

Особенность, очень ярко отличающая одаренных детей от обычных, - склонность к умственному труду, стремление к постоянному поглощению новых знаний, новой информации – познавательная потребность. Развитие познавательной потребности у таких детей характеризуется возникающими время от времени резкими «скачками», значительным и быстрым повышением уровня сложности удовлетворения познавательной потребности, причем «скачки» эти совершаются произвольно, то есть, вполне осознанно. Одаренные дети сами задают высокий уровень своей познавательной потребности, выбирая неадекватную, иногда чрезмерно трудную познавательную деятельность.

Особенности познавательной деятельности одаренного ребенка:

1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

7. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью, как правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство, часто встречающееся у одаренных детей, - громадное упорство в области их интересов.

В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям.

Педагогическая поддержка одаренных детей в современной школе

Педагогическая поддержка – это особая деятельность педагога, осуществляемая в рамках совместных с ребенком действий, направленных на определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни.

Основными задачами школы в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются:

1. создание условий для развития одаренного ребенка;

2. Проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышления и способностей одаренных детей.

Осуществление качественной педагогической поддержки одаренных детей включает в себя:

  • комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме поддержки одаренных детей;

  • создание методических служб (мониторинга, информационно-методической и медико-психолого-педагогической);

  • создание научного совета по вопросам педагогической поддержки одаренных детей;

  • разработку программы педагогической поддержки одаренных детей;

  • разработку мониторинговых материалов по проблеме;

  • проведение информационно-методической работы с педагогическим коллективом школы (курсы лекций, семинары, деловые игры, индивидуальные и групповые консультации и т.д.).

Важно помнить, что одаренность – случаи единичные, и по отношению к каждому такому ребенку педагогам необходимо создать следующие условия:

  • систематически осуществлять педагогическую поддержку одаренных детей;

  • создать развивающую среду, стимулирующую и обеспечивающую деятельность детей, имеющую познавательно-поисковый характер;

  • формировать яркие впечатления, обеспечить эмоционально-интеллектуальный опыт;

  • сочетать программное содержание и требования с проявлением инициативы самого ребенка;

  • использовать в работе большое количество нетрадиционных материалов, средств и технологий;

  • бережно относится к процессу и результату деятельности ребенка.

Таким образом, педагогическая поддержка одаренного ребенка в воспитательно-образовательном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования и воспитания, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности школьника, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности.

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях переориентации российской системы образования

Переориентация российской системы образования, сопровождающаяся переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, изменила отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности.

Пари работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, большая часть которых связана с разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством теоретических подходов и методов выявления одаренности и обучения детей, вариативностью современного образования.

С теоретической точки зрения сложность проблемы обучения и развития одаренных детей обусловлена разнообразием подходов к проблеме одаренности и ее развитию у детей с явными и скрытыми признаками одаренности.

Ведущие специалисты по одаренности сходятся во мнении, что выражения «одаренные ученики» и «выдающиеся дети» - весьма условное. Этими терминами (применительно к умственной сфере школьников) чаще обозначают учеников с достаточно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных способностей, с признаками благоприятных предпосылок развития их научного таланта и поисковой деятельности.

Существенно, что по своей природе одаренность имеет системный, динамический и индивидуальный характер. Следует также отметить, что медлительность и плохая успешность (успеваемость) в школьном обучении не являются признаками того, что данный ученик не может быть одаренным. Одаренность в этом случае может иметь латентный, потенциальный характер.

Индивидуальная одаренность школьника может рассматриваться как определенный природный дар, к которому подстраивается, пытается сохранить и развить учитель, организуя учебный процесс. Необходимым условием реализации этого подхода являются более ранние выявление и отбор одаренных детей, организация для них специальных учебных занятий, учебных программ и т.д. Критерии подобного отбора зависят чаще всего от вида образовательного учреждения (программы) и психолого-педагогических предпочтений педагога и психолога, проводящих этот отбор.

Учебный процесс здесь должен быть ориентирован на достижение успеха по тем учебным предметам, которые соответствуют данному виду одаренности, независимо от того, насколько действительно развивающими и здоровьесберегающими являются используемые при этом образовательные технологии. Развитие этих детей ориентировано на формирование личности, реализующей данную одаренность, со всеми как положительными, так и отрицательными последствиями. Подобный подход достаточно приемлем, если проблему свести только к удовлетворению повышенной познавательной потребности таких детей. Но рассматривая данный подход с другой стороны, можно наблюдать, как образовательные технологии, узкоориентированные на развитие только одного вида одаренности, зачастую сужают возможности для общего, личностного развития ребенка: физического, эмоционального, интеллектуального, социального и духовного. Часто, преуспевая в учебе, большая часть этих детей имеет достаточно серьезные психологические проблемы, игнорирование которых может иметь не только личностные, но и весьма значимые социальные последствия.

Одна из особенностей развития одаренных детей состоит в осознании ими своей исключительности по сравнению с другими детьми. Вследствие этого у некоторых из них формируется чувство, что им позволено больше, чем другим. Но, как известно, чем больше имеет возможностей человек, тем более развитым у него должно быть чувство ответственности за свои действия.

Отсюда следует, что обучение, ориентированное на развитие природной одаренности детей, обязательно должно уравновешиваться особенным развитием у них духовно-нравственной сферы их сознания, чувства ответственности за себя и за других, толерантности и т.п. Обучение одаренных детей, обязательно должно включать психологическую основу для их личностного развития.

Второй подход индивидуализации обучения по проблеме одаренных детей отличает построение учебных программ и организация учебного процесса, которые должны соответствовать природно-возрастным возможностям гармоничного развития детей в разных условиях. Здесь для ребенка создаются условия для развития его тела, эмоциональной и интеллектуальной, а также социальной и духовно-нравственной сфер его познания. В этом случае изначально ставится задача расширения сознания ребенка, развитие его способности ощущать себя неотъемлемой частью окружающего мира, думающего не только «за себя», но и «за всю планету». Одним из способов развития такого чувства ответственности является развитие у детей «планетарного (глобального) » или «космического» мышления. При таком подходе учебные программы и образовательная среда в целом должны создавать возможность учащемуся по-разному проявить себя, ощутить и познать свою способность быть разным, причем как в одной и той же ситуации, так и в разных ситуациях. Образовательная среда в данном случае должна обеспечивать возможность каждому учащемуся найти свою нишу для своего развития, а тем самым иметь возможность для обретения и проявления собственной индивидуальности.

Чтобы дать возможность проявится одаренности и способности к индивидуальности вообще, образовательная среда изначально должна быть разноориентированна и построена таким образом, чтобы не навредить естественному развитию психических и физических задатков школьников.

Работа с одаренными детьми должна предполагать и коррекцию их развития. Так, например, интеллектуально одаренный ребенок совсем не обязательно будет также и физически одаренным. Более того, наличие одаренности у ребенка еще не означает наличия у него готовности к обучению в общеобразовательной школе. Часто интенсивное развитие интеллектуальной сферы у одаренных детей может сопровождаться отставанием в способности к произвольной регуляции своих движений, эмоционального состояния, социального поведения.

Способствует развитию творческой природы одаренного ребенка, в первую очередь УЧИТЕЛЬ, являющийся ключевой фигурой в создании образовательной среды. Это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Здесь уже недостаточно высокой предметной подготовки, потому что обучение при таком подходе начинает приобретать развивающий характер. На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся ЗУН в той или иной предметной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса развития в целом.

Одним из основных психологических принципов работы с одаренными детьми является принцип «принятия другого». Согласно этому принципу, учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение «ученик-учитель» уже не может строиться на принципе объект-субъектного взаимодействия, потому что ученик и учитель выступают по отношению к друг другу в роли равноправных партнеров, то есть субъектов по совместной деятельности в образовательном и учебно-воспитательном процессе. Этот же принцип является базовым для педагогики сотрудничества, для гуманистической психологии и для парадигмы развивающего образования в целом. Именно благодаря ему происходит превращение знаний-умений-навыков из цели образовательного процесса в средство развития познавательных, личностных и духовно-нравственных способностей учащегося.

Необходимым условием для практической реализации принципа «принятия другого» является принятие самого себя, образа своего «Я». В психологии существует такое понятие, как образ «Я», который складывается из трех компонентов: «Я - идеальное», «Я - социальное» и «Я-зеркальное», означающие, в свою очередь, Я – такой, каким бы я хотел быть, Я – такой, каким меня воспринимают и видят другие, и Я – такой, какой есть на самом деле.

Современные подходы к проблеме одаренности

Создание условий для определения и развития одаренных детей, а также просто способных детей должно стать одним из главных направлений любого общеобразовательного учреждения.

Основными принципами работы с одаренными детьми могут быть следующие:

1. Реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

2. Использование системы развивающего образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;

3. Психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

4. развитие обучающихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

5. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей;

6. Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

7. Увеличение роли внеурочной деятельности;

8. Индивидуализация обучения;

9. Дифференциация обучения;

10. Совместная разновозрастная работа обучающихся при руководящем участии взрослых и т.п.

Система работы с одаренными детьми может строится на:

  • дифференцированности обучения, основанной на учебном стиле, заинтересованности, готовности учеников;

  • индивидуализации обучения, создающей предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника;

  • воспитывающей среде;

  • развивающей среде – развитие одаренного ребенка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным создателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности;

  • сотрудничестве с родителями ;

  • психолого-педагогическом сопровождении;

  • подготовленных педагогических кадрах.

Учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать такими качествами, как:

  • высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом;

  • постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей;

  • общая эрудированность;

  • владение современными педагогическими технологиями развития;

  • высокий уровень психологической подготовки.


Формы работы с одаренными детьми могут быть следующими:

  • Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (базовый, высокий, повышенный). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения.

  • Факультативные и элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения.

  • Проектно-исследовательская деятельность, которая осуществляется как на уроке, так и во внеурочное время. Проектно-исследовательская деятельность дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Обучающийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.

  • Обучение по индивидуальным программам в зоне его ближайшего развития.

  • Кружки по интересам.

  • Участие в конкурсах.


Примеры методов работы с одаренными детьми, которые позволяют педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию:

1. Метод переселения. Позволяет детям посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

2. Метод вопросов. Ответы на такие вопросы: кто? что? зачем? где? чем? когда? как? – и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

3. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных детей, а также их версии с культурно-историческими аналогами, сформированными учеными, философами и др.

4. Конструктивный метод. Способствует созданию коллективного творческого продукта – совместно сформулированного определения какого-либо понятия.

5. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

6. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов.

7. Метод придумывания. Позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

8. Метод «Вот если бы…» Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

9. «Мозговой штурм». Позволяет собрать большое количество идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.


Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома.

Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности.

Задача школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

Учитель – координатор усилий не только для оптимального развития одаренных и способных детей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка;

2. Информационная среда для родителей;

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;

4. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

Рассмотрим данные направления более подробно.

Психологическое сопровождение семьи способного ребенка: цель работы психолога с родителями талантливых детей – обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа направлена на:

  • расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

  • улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

  • выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;

  • установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Главная цель психологической помощи родителям одаренных и талантливых детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.

Информационная среда: циклы родительских собраний, электронные дневники и т.п.

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей: подготовка родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. Беседуя с родителями, необходимо показать, что лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка. Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают родителями больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.

Во время учебного года родители и дети могут организовать совместные проекты разнообразной тематики, делать презентации своих проектов на тематических неделях в ОУ.

Для развития творческой и познавательной активности детей родители должны/могут помогать детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

Поддержка и поощрение родителей на уровне школы: работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой.











Литература:

1. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд-е, расш, перераб. / Науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2002. – 94 с.

2. Барнашова В.Д. Моя педагогическая стратегия одаренности // Одаренный ребенок. 2013. №2. – С. 124-130

3. Кокшарова Е.Л. Восьмое чудо света // Одаренный ребенок. 2013. №2. – С. 33-39

4. Кулемзина, А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика.- 2003.- № 6.- С. 27 – 32

5. Майорова Г.А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях переориентации российской системы образования // Одаренный ребенок. 2013. №1. – С. 20-27

6. Монина Г. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность / Г. Монина, М. Рузина. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.- 156 с.

7. Одаренный ребенок: особенности обучения / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 246 с.

8. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- № 10.- С. 87-94

9. Степанов, М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / М. В. Степанов; под ред. А. П. Тряпицыной. – Спб: КАРО, 2005. – 324 с.

10. Сухарева Н.В. Современные подходы к проблеме одаренности // Одаренный ребенок. 2013. №1. – С. 45-50

11. Ядрова С.В. Активизация познавательной деятельности учителя и одаренных учащихся в процессе совместной деятельности // Одаренный ребенок. 2013. №4. – С. 40-46

12. Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4. - С. 20-28.

13. Рабочая программа «Педагогическая поддержка одаренных детей», МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия, 2019

Интернет – ресурсы:

1. http://www.odardeti.ru – Всероссийский центр по работе с одаренными детьми;

2. «Одаренные дети: система работы в школе» [электронный ресурс]/ Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская и др.; Изд-во «Учитель» - Волгоград, 2007



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!