СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая практика

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Теоретическое обоснование опыта

 

В цифровую эпоху, современный человек значительную часть времени проводит в виртуальной среде, поэтому необходимо использовать возможности глобальной Сети на благо образования и «смешанное обучение» как интеграция традиционной и электронной форм обучения, является сегодня одной из многообещающих и наиболее новых образовательных моделей.

Используется смешанное обучение преимущественно на ступени высшего и среднего профессионального образования, хотя в последнее время активно развивается в школе и детском саду.

Смешанное обучение — это система обучения, основанная на сочетании очного обучения (обучения лицом-к-лицу) и обучения компьютерными средствами.

В отличие от классно-урочной системы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций.

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая практика»

Теоретическое обоснование опыта


В цифровую эпоху, современный человек значительную часть времени проводит в виртуальной среде, поэтому необходимо использовать возможности глобальной Сети на благо образования и «смешанное обучение» как интеграция традиционной и электронной форм обучения, является сегодня одной из многообещающих и наиболее новых образовательных моделей.

Используется смешанное обучение преимущественно на ступени высшего и среднего профессионального образования, хотя в последнее время активно развивается в школе и детском саду.

Смешанное обучение — это система обучения, основанная на сочетании очного обучения (обучения лицом-к-лицу) и обучения компьютерными средствами.

В отличие от классно-урочной системы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций.


Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века в корпоративном и высшем образовании, но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет.

В качестве основных моделей в исследовании НП «Телешкола» предлагаются модели, которые подразумевают сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия (группа «Ротация», модели «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа»), и организационных моделей, реализующих персонализированный подход (группа «Личный выбор», модели «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа»).

«Перевернутый класс» – это технология осуществления процесса обучения, в которой предполагается, что учащиеся с помощью гаджетов прослушивают и просматривают видеоуроки, изучают дополнительные источники самостоятельно (во внеурочное время), а затем в классе все вместе обсуждают новые понятия и различные идеи, а учитель помогает применять полученные знания на практике. Такая организация обучения побуждает учащихся учиться друг у друга.

«Смена рабочих зон» (Ротация станций)

Класс делится на три зоны, которые имеют четко заданные форматы деятельности: в первой идет фронтальная работа с учителем, во второй - коллективная деятельность в группе, в ходе которой решается какая-то общая практическая задача (возможно это будет учебный проект), в третьей зоне обучающиеся работают за компьютерами индивидуально. Причем для третьей зоны задачи, стоящие перед каждым учеником в одной группе, могут быть разными и коррелировать с его психологическими особенностями, уровнем подготовки, интересами. Здесь и знакомство с теоретическим материалом с последующими ответами на вопросы в форме тестов, и более сложные задания, выходящие за рамки базового уровня, тренажеры по предмету. Проверяются они автоматически, с помощью компьютера, поэтому и могут быть у каждого ученика свои. В первой и второй зонах содержание работы может отличаться у разных групп, но, естественно, оно одинаково для учеников одной группы. Такая модель эффективна для проведения лабораторных работ по химии, биологии, физике, для организации проектной и исследовательской деятельности.

Модель «Автономная группа» позволяет выделить в классе группу обучающихся с особыми познавательными потребностями и организовать их деятельность как в классе, так и в ходе консультаций (очных и дистанционных), во время самообучения. На таком же принципе работает и модель «Индивидуальная траектория». В данном случае преподаватель организует работу или одаренного обучающегося по подготовке к олимпиаде, или студента, который вынужден пропускать уроки по болезни или по другим причинам.

Как же организовать смешанное обучение?

Во-первых, необходим выбор платформы для организации дистанционной поддержки очного курса обучения. Такой платформой может стать электронная почта, социальная сеть (Dnevnik.ru, ВКонтакте), личный сайт педагога, блог, площадка на образовательной платформе (Moodle, Smartlearn, Open class, Edmodo). Выбор необходимо сделать на основе образовательных потребностей и технических возможностей обучаемых. На выбранной платформе преподаватель организует учебные группы, которые регулярно получают задания в виде текстовых файлов, видео, аудио. Чем выше степень интерактивности учебного процесса, организованного на выбранной платформе, тем эффективнее обучение.

Во-вторых, преподаватель определяет базовые ресурсы для обучения: УМК на печатной основе, видеоуроки, электронные учебники. Ресурсы должны быть доступны учащимся для работы, то есть иметься в наличии дома или быть доступными в Интернете.

Применение технологии смешанного обучения предъявляет высокие требования к педагогам, а именно:

— высокая ИКТ-компетентность, владение разнообразным электронным инструментарием, в том числе сервисами коммуникации, совместной онлайн-работы, социальными инструментами, системами управления обучения и т.д.

— умение создавать собственное учебное содержание, т.к. существующие информационные ресурсы не всегда обладают тем уровнем избыточность учебной информации, который необходим для организации смешанного обучения;

— умение дифференцировать образовательный процесс с учётом особенностей каждого ученика.



ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования общих и профессиональных компетенций студентов через внедрение в учебный процесс интеграции инновационных и традиционных технологий при организации учебного процесса на уроках учебной практики профессии «Парикмахер».

Цель опыта - поиск эффективных технологий, способствующих развитию профессиональных и общих компетенций студентов.

Задачи опыта

  1. Совершенствовать методику преподавания учебной практики по профессии «Парикмахер» на основе интеграции методов, приемов (технологий) обучения с целью формирования профессиональных и общих компетенций.

  2. Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов интеграции инновационных и традиционных технологий при организации учебного процесса на уроках учебной практики профессии «Парикмахер».

  3. Создание условий для успешной социализации студентов.

Объект работы. Профессиональные и общие компетенции

Предмет работы. Формирование профессиональных и общих компетенций студентов при помощи интеграции инновационных и традиционных технологий при организации учебного процесса на уроках учебной практики профессии «Парикмахер».

Новизна опыта. Изменение подходов к содержанию, формам, методам обучения и роли мастера производственного обучения; в развитии умения мастера управлять познавательной и практической деятельностью студентов, используя для этого современные образовательные технологии.

Суть в том, чтобы в большей степени мотивировать студентов к самостоятельной деятельности, которая стимулировала бы их творческие силы и способности, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Вместе со студентами мы создали группу в социальной сети «В контакте», где я, чтобы заинтересовать их профессией парикмахера стала выкладывать видео-ролики с технологией выполнения стрижек и причесок. Сейчас в YouTube можно найти много мастер-классов известных стилистов, таких, как Руслан Татьянин, Георгий Кот, Фаррух Шамуратов, Александр Кувватов с его видео-журналом «HAIR SET», интернет-проект «PARIKMAХER.TV», целью которого является популяризация лучших мастеров парикмахерского искусства. Я считаю, что учиться надо у лучших профессионалов парикмахерского искусства.

Поскольку уроки теоретического обучения проходят гораздо раньше, чем уроки учебной практики, то чтобы студенты вспомнили теоретический материал, на то в группе я стала давать ссылки на эти видео-уроки на своей странице в том же «Контакте».

К видео-урокам предлагается задание: ответить на вопросы, составить последовательность стрижки, инструкционно-технологическую карту данной стрижки. Видео лекции позволяют студентам продвигаться по теме в удобном для них темпе, перематывая запись для повторного просмотра важных моментов и пропускать те части, материал которых им уже знаком. Все это способствует тому, что студенты приходят на урок учебной практики подготовленными. А на уроке учебной практики я проверяю по тестам, как они выполнили задание и делю девушек на группы: кто работал дома, уже выполняли данную стрижку или прическу на своих клиентах. А те, у кого не было доступа в Интернет или они не посмотрели видео-урок, работают в своей группе - в нашей мастерской есть компьютер, подключенный к сети, или шли в соседний кабинет информатики за свободный компьютер. А потом возвращались в мастерскую на практическую работу. Благодаря тому, что студенты работают по большей части самостоятельно, мастер может уделить внимание каждой группе или провести индивидуальные консультации с отдельным студентом, которому требуется дополнительная помощь. Да и сами девушки уже выполнившие задание позднее, могут стать консультантами своих одногруппниц.

Обучение с применением методики «перевернутого класса» позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, повысить мотивацию студентов к освоению профессии, способствует формированию профессиональных и общих компетенций студентов.

Используя элементы «перевернутого обучения», я представляю уникальный, практически неограниченный потенциал сети Интернет и его значимость в плане самообразования. Благодаря модели «перевернутый класс» у студентов формируется отношение к сети Интернет, как к источнику знания, способу транслирования и приобретения практического опыта,

На следующем этапе урока я применяю технологию взаимообучения. Основными элементами вводного инструктажа для формирования умений и навыков по теме урока является личный показ и демонстрация приемов работы мастером производственного обучения. Для активизации деятельности обучающихся я приглашаю студентку выполнить некоторые виды работы или продемонстрировать приемы выполнения, а сама вношу свои коррективы, акцентирую внимание на допущенных ошибках и демонстрирую качественное выполнение работ.

При закреплении материала я организую групповую работу. Деление на группы происходит в зависимости от уровня усвоения материала, специфических педагогических целей, индивидуальных особенностей студентов. Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, обучающиеся учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.     В ходе групповой работы формируются коммуникативные общие компетенции обучающихся.

Обучение на практических примерах и ситуациях.

Практические примеры и ситуации, которые обучающиеся самостоятельно изучают, анализируют и пытаются найти им решение, являются мощным и эффективным средством обучения. Они существенно приближают обучающиеся к реальным ситуациям, которые встречаются на предприятии, в жизни, и позволяют им самостоятельно принять то или иное решение.

Кроссворды как дидактическая интеллектуальная игра хороши тем, что развивают умственные способности, концентрацию внимания, активизируют память, процессы самообразования. В учебном процессе кроссворды применяю для проверки качества усвоения знаний, для привлечения и поддержания внимания, обучающихся в процессе изложения нового материала, а также ранее пройденного, как основы понимания новой темы. Разгадывая кроссворд, обучающийся вынужден вспомнить существенные признаки и характеристики изученных явлений технологических процессов, предметов. Как занимательная форма проверки знаний кроссворды способствуют повышению учебной мотивации, интереса к изучаемой профессии. Кроссворды применяю для индивидуальной работы, в целях проверки усвоения знаний, для работы в микрогруппах.

В ходе текущего инструктажа рекомендую парную деятельность для большей занятости обучающихся в работе. При обходе рабочих мест необходимо проверить правильность выполнения трудовых приемов, соблюдения ТБ. Межоперационный контроль рекомендую проводить не только мастером, но и студентами-консультантами, а также осуществлять самоконтроль для своевременного выявления дефектов, осмысления выполняемой работы.

Смешанное обучение позволяет также частично снять трудности организации занятий с теми, кто вынужден пропускать занятия в техникуме по состоянию здоровья или по другим причинам, а такие студенты у нас регулярно встречаются.








В результате активной самостоятельной деятельности по разрешению проблемы у студентов происходит творческое овладение профессиональными и общими компетенциями.

Метод ситуационно-ролевых игр позволяет проигрывать ситуации, с которыми может столкнуться в своей будущей профессии студент. Студент, проигрывая заранее, возможные ситуаций будет достойно выходить с любых создавшихся ситуаций с достоинством.

Разработка кейсов начинается с постановки проблемы. Я изучаю, анализирую информацию и формулирую проблемную ситуацию. Случаи беру с реальных жизненных ситуаций, которые были в парикмахерской практике. В составлении кейсов также помогают мне студенты, рассказывая свои случаи из производственной практики.

Возможность вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Интеграция методов и приемов обучения, применение принципиально новых средств обучения открывают богатейшие возможности для повышения качества образования.



РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА


Результатами моей работы является участие на Межрегиональных, Международных научно-практических конференциях. Участвовала два года подряд в Межрегиональной конференции «Проектно – исследовательская деятельность как средство становления профессиональной компетентности обучающегося системы профессионального образования», в научно-практической конференции «Интеграция профессионального образования, науки и бизнеса: опыт, проблемы, перспективы», недавно участвовала в научно - практической интернет-конференции «Инновационные педагогические технологии как фактор обеспечения качества профессионального образования» от Ассоциации организации профессионального образования Чувашской республики. Участвую в различных конкурсах профессионального мастерства российского, межрегионального, республиканского уровня. Даю открытые уроки на республиканском уровне во время стажировки на площадке нашего техникума слушателей курсов повышения квалификации ЧРИО, делюсь опытом со своими коллегами на заседаниях РУМО и в техникуме, приглашая на свои уроки. Провожу мастер–классы на республиканском у ровне, участвовала два года подряд на «Республиканском фестивале педагогических идей учителей технологии и педагогических работников НПО и СПО ЧР», Делюсь опытом работы, участвуя в межрегиональных и международных научно-практических конференциях проводимых Ассоциацией организаций профессионального образования. Имею сертификаты участника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!