СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая практика "Подготовка к ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проанализировать языковые средства выразительности. Задачи: повторение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики; подготовка к сдаче ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая практика "Подготовка к ОГЭ"»

ОГЭ 2024 Задание 11. Анализ средств выразительности

ОГЭ 2024

Задание 11.

Анализ средств выразительности

Цель: проанализировать языковые средства выразительности. Задачи: повторение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики; подготовка к сдаче ОГЭ; продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; дальнейшее развитие навыков работы с текстом; формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

Цель: проанализировать языковые средства выразительности.

Задачи:

повторение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики; подготовка к сдаче ОГЭ;

продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

дальнейшее развитие навыков работы с текстом; формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

Средства выразительности    Лексические: эпитет сравнение метафора метонимия олицетворение гипербола литота аллегория перифраз оксюморон  Синтаксические: анафора эпифора антитеза градация инверсия риторическое обращение парцелляция многосоюзие бессоюзие Фонетические: ассонанс аллитерация

Средства выразительности

Лексические:

эпитет

сравнение

метафора

метонимия

олицетворение

гипербола

литота

аллегория

перифраз

оксюморон

Синтаксические:

анафора

эпифора

антитеза

градация

инверсия

риторическое обращение

парцелляция

многосоюзие

бессоюзие

Фонетические:

ассонанс

аллитерация

Лексические средства выразительности . ТРОП - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.   Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Поэтическое  слово - многозначное; поэт  создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом поэта или писателя.    При создании ТРОПА слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ.

Лексические средства выразительности .

ТРОП - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Поэтическое  слово - многозначное; поэт  создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом поэта или писателя.  При создании ТРОПА слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ.

Функции эпитетов Эпитеты в литературных произведениях, в конкретных художественных контекстах выполняют изобразительные функции. Повторные эпитеты помогают укрепить впечатления от произведения и подчеркнуть важность или особенность описываемого объекта или явления . Эпитеты обнаруживают определенное оценочное значение; создают атмосферу, настроение; передают отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету.

Функции эпитетов

  • Эпитеты в литературных произведениях, в конкретных художественных контекстах выполняют изобразительные функции.
  • Повторные эпитеты помогают укрепить впечатления от произведения и подчеркнуть важность или особенность описываемого объекта или явления .
  • Эпитеты обнаруживают определенное оценочное значение;
  • создают атмосферу, настроение;
  • передают отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету.
Метонимический эпитет Метонимический (смещенный) эпитет − это красочное определение, в основе которого лежит перенос наименования по смежности. Например:  зелёный шум  (такое выражение находим у Н. Некрасова) ← шум зелёного леса;  белый   запах  (выражение Л. Толстого) ← запах белых нарциссов;  коричневая   чума  ← фашистские военные подразделения в коричневых рубашках.

Метонимический эпитет

Метонимический (смещенный) эпитет − это красочное определение, в основе которого лежит перенос наименования по смежности. Например:  зелёный шум  (такое выражение находим у Н. Некрасова) ← шум зелёного леса;  белый   запах  (выражение Л. Толстого) ← запах белых нарциссов;  коричневая   чума  ← фашистские военные подразделения в коричневых рубашках.

Метафорический эпитет Метафорический эпитет - троп, придающий признаку символическое или образно-переносное значение. Например: «глухая ночь», «тяжелой думой» (Пушкин), «стен глухих», «тяжелым сном» (Лермонтов); «мертвая тишь», «ясные очи», «слезами горючими» (Некрасов).

Метафорический эпитет

Метафорический эпитет - троп, придающий признаку символическое или образно-переносное значение.

Например: «глухая ночь», «тяжелой думой» (Пушкин),

«стен глухих», «тяжелым сном» (Лермонтов);

«мертвая тишь», «ясные очи», «слезами горючими» (Некрасов).

Виды эпитетов Устойчивые или поэтические. Образные или описательные. Лирические, эмоционально окрашенные. Двойные, тройные. Метафорические. Метонимические. Важно!  Эпитеты – это основные кирпичики, которые использует автор, чтобы создать художественный мир произведения.

Виды эпитетов

  • Устойчивые или поэтические.
  • Образные или описательные.
  • Лирические, эмоционально окрашенные.
  • Двойные, тройные.
  • Метафорические.
  • Метонимические.

Важно!  Эпитеты – это основные кирпичики, которые использует автор, чтобы создать художественный мир произведения.

 В качестве эпитета могут выступать:   прилагательные: кроткий лик (С. Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф. Тютчев); прозрачная дева (А. Блок); причастия:    край заброшенный (С. Есенин);    исступленный дракон (А. Блок);   взлет осиянный (М. Цветаева ); существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом:    Вот он, вождь без дружин (М. Цветаева);  Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева). наречия:  Утром в путь она умчалась рано,  По лазури весело играя…(М. Лермонтов).

В качестве эпитета могут выступать:

  • прилагательные: кроткий лик (С. Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф. Тютчев); прозрачная дева (А. Блок);
  • причастия:   край заброшенный (С. Есенин);   исступленный дракон (А. Блок);  взлет осиянный (М. Цветаева );
  • существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом:   Вот он, вождь без дружин (М. Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева).
  • наречия: Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя…(М. Лермонтов).
Алгоритм выполнения задания 11 ОГЭ   Отличайте эпитет от обычного прилагательного, причастия.  Стальной утюг: «стальной» – обычное определение, которое обозначает материал, из которого изготовлен утюг. «Стальной» взгляд: «стальной» – (эпитет) яркое, образное определение, которое употребляется в переносном смысле.   В зависимости от искомого средства выразительности можно подобрать стратегию анализа предложений. Например, вам необходимо найти эпитет. Вы знаете, что эпитет – это образное определение. Само толкование термина подсказывает, что проверить необходимо каждое определение в предложении .

Алгоритм выполнения задания 11 ОГЭ

Отличайте эпитет от обычного прилагательного, причастия. Стальной утюг: «стальной» – обычное определение, которое обозначает материал, из которого изготовлен утюг.

«Стальной» взгляд: «стальной» – (эпитет) яркое, образное определение, которое употребляется в переносном смысле.

В зависимости от искомого средства выразительности можно подобрать стратегию анализа предложений. Например, вам необходимо найти эпитет. Вы знаете, что эпитет – это образное определение. Само толкование термина подсказывает, что проверить необходимо каждое определение в предложении .

 1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.   1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. 2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять. 3) Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе. 4) Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть. 5) Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов.

1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.

2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

3) Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе.

4) Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть.

5) Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов.

Ответ № 1 12

Ответ

1

12

 2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются эпитеты.   1)  Хорошо, перемена  — в классе суета, шум, гам. 2)  Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный… 3)  Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал. 4)  Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех. 5)  Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...

2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются эпитеты.

1)  Хорошо, перемена  — в классе суета, шум, гам.

2)  Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

3)  Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.

4)  Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех.

5)  Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...

Ответ № 2 24

Ответ

2

24

3.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.   1)  «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…» 2)  И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого. 3)  Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. 4)  Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей,  — шептал Кашкин. 5)  Назывались такие супы из трав по-особенному  — супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам  — такой же суп.

3.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»

2)  И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.

3)  Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде.

4)  Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей,  — шептал Кашкин.

5)  Назывались такие супы из трав по-особенному  — супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам  — такой же суп.

Ответ № 3 13

Ответ

3

13

4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  эпитет Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (В. Болдырев) 2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Н. Автократов) 3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (В. Савин) 4) Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (А. Алексин) 5) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головёшек. (Н. Автократов )

4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  эпитет

  • Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты.

(В. Болдырев)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Н. Автократов)

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (В. Савин)

4) Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (А. Алексин)

5) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головёшек. (Н. Автократов )

Ответ № 4 34

Ответ

4

34

5.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  эпитет .   1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (С. Мартьянов) 2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (В. Живов) 3) Майское утро дышало особенной прелестью. (А. Черкасов) 4) До сих пор во сне я вижу эту замёрзшую, голую и печальную долину. (В. Болдырев) 5) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Ю. Бондарев)

5.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  эпитет .

1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (С. Мартьянов)

2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (В. Живов)

3) Майское утро дышало особенной прелестью. (А. Черкасов)

4) До сих пор во сне я вижу эту замёрзшую, голую и печальную долину. (В. Болдырев)

5) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Ю. Бондарев)

Ответ № 5 45

Ответ

5

45

Метафора «…слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство» Аристотель Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность: река как зеркало (сравнение); зеркальная река (эпитет); зеркало реки (метафора). Метафора ( с греч. - перенос) – это скрытое сравнение ;  перенос значения с одного предмета на другой по сходству. Метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его.

Метафора

«…слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство»

Аристотель

Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность:

река как зеркало (сравнение);

зеркальная река (эпитет);

зеркало реки (метафора).

Метафора ( с греч. - перенос) – это скрытое сравнение перенос значения с одного предмета на другой по сходству. Метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его.

Яркое средство изобразительности речи «В саду горит костер рябины красной. Но никого не может он согреть» С. Есенин

Яркое средство изобразительности речи

«В саду горит костер рябины красной.

Но никого не может он согреть»

С. Есенин

Скрытое сравнение Метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов. Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов . Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:  часть лица человека, морды животного;  клюв птицы;  выступающая часть чайника, кувшина;  передняя часть ступни, обуви и чулка;  передняя часть морского судна, самолёта

Скрытое сравнение

Метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов. Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов . Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:

 часть лица человека, морды животного;

 клюв птицы;

 выступающая часть чайника, кувшина;

 передняя часть ступни, обуви и чулка;

 передняя часть морского судна, самолёта

 Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:   • сходство внешнего вида (вороной конь - гимнастический конь)

Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:

• сходство внешнего вида (вороной конь - гимнастический конь)

 сходство формы (начертить круг - спасательный круг);  сходство производимого впечатления (сладкий виноград - сладкий сон);  сходство местоположения (кожаная подошва - подошва горы, белить потолок - три по русскому - его потолок);  сходство в структуре оценок (легкий портфель - легкий текст, сын перерос отца, стал очень высоким - перерасти своего наставника);  сходство в способе представления действий (охватить руками ствол дерева - её охватила радость, сваи поддерживают мост - поддержать кандидатуру Иванова);  сходство функций (ртутный барометр - барометр общественного мнения).

 сходство формы (начертить круг - спасательный круг);

 сходство производимого впечатления (сладкий виноград - сладкий сон);

 сходство местоположения (кожаная подошва - подошва горы, белить потолок - три по русскому - его потолок);

 сходство в структуре оценок (легкий портфель - легкий текст, сын перерос отца, стал очень высоким - перерасти своего наставника);

 сходство в способе представления действий (охватить руками ствол дерева - её охватила радость, сваи поддерживают мост - поддержать кандидатуру Иванова);

 сходство функций (ртутный барометр - барометр общественного мнения).

Развернутые метафоры Развернутая метафора – это метафора, которая не только указывает на сходство между двумя объектами, но также подробно описывает эту связь и раскрывает новые тонкости и оттенки значения слов. Развернутые метафоры возникают, когда одна метафора влечет за собой новую, связанную по смыслу: Например, «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»(С. Есенин). Метафора «отговорила» «притягивает метафоры «золотая» и «березовый язык»: листья вначале желтеют, становятся золотыми, а потом опадают, погибают, а раз носитель действия – роща, то ее язык березовый, веселый.

Развернутые метафоры

Развернутая метафора – это метафора, которая не только указывает на сходство между двумя объектами, но также подробно описывает эту связь и раскрывает новые тонкости и оттенки значения слов.

Развернутые метафоры возникают, когда одна метафора влечет за собой новую, связанную по смыслу:

Например, «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»(С. Есенин). Метафора «отговорила» «притягивает метафоры «золотая» и «березовый язык»: листья вначале желтеют, становятся золотыми, а потом опадают, погибают, а раз носитель действия – роща, то ее язык березовый, веселый.

Примеры литературных метафор: И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А. С. Пушкин) Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов) И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский) Кровавые слёзы сентября, булки фонарей и пышки крыш (Б. Пастернак). Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)

Примеры литературных метафор:

  • И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной.

(А. С. Пушкин)

  • Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна.

(М.Ю. Лермонтов)

  • И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)
  • Кровавые слёзы сентября, булки фонарей и пышки крыш (Б. Пастернак).
  • Прапорщики воткнулись глазами в царя.

(А. Толстой)

Алгоритм выполнения задания 11 ОГЭ   Если нужно найти метафору, то анализируйте словосочетания в предложении .

Алгоритм выполнения задания 11 ОГЭ

  • Если нужно найти метафору, то анализируйте словосочетания в предложении .
   1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  метафора .   1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (В. Савин) 2) Над самой прорубью навис белый, искрящийся, никем не тронутый снежный колпак. (В. Савин) 3) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Н. Автократов) 4) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Н. Автократов) 5) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин)

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  метафора .

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (В. Савин)

2) Над самой прорубью навис белый, искрящийся, никем не тронутый снежный колпак. (В. Савин)

3) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Н. Автократов)

4) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Н. Автократов)

5) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин)

Ответ № 1 25

Ответ

1

25

 2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.   1 )  Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. 2)  Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. 3)  Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. 4)  Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин. 5)  Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи.

2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1 )  Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.

2)  Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.

3)  Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

4)  Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

5)  Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи.

Ответ № 2 12

Ответ

2

12

3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.   1)  Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. 2)  Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. 3)  Ныряю с головой под одеяло. 4)  И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей. 5)  Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.

2)  Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.

3)  Ныряю с головой под одеяло.

4)  И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек

до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может

потревожить соседей.

5)  Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

Ответ № 3 35

Ответ

3

35

 4.  Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.   Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

4. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  • Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
  • Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе...
  • Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
  • Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
  • А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
Ответ № 4 25

Ответ

4

25

5.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  метафора .   1) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (В. Болдырев) 2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (А. Солженицын) 3) Братья вскинули головы, как петухи, готовые кинуться в драку. (В. Савин) 4) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (К. Паустовский) 5) На крестах белокаменного собора чёрными точками сидят вороны. (Л. Будогоская)

5.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  метафора .

1) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (В. Болдырев)

2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (А. Солженицын)

3) Братья вскинули головы, как петухи, готовые кинуться в драку. (В. Савин)

4) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (К. Паустовский)

5) На крестах белокаменного собора чёрными точками сидят вороны. (Л. Будогоская)

Ответ № 5 24

Ответ

5

24

Метафора (1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

Метафора

(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

 Сравнение   Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнение может быть выражено следующими способами: сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами как, словно, будто, как будто, точно, чем : « Я сам, как зверь, был чужд людей». (М. Лермонтов) существительным в творительном падеже : «…Великолепными коврами,  Блестя на солнце, снег лежит…» (А. Пушкин) оборотами со словами похож, похожий, подобен, подобный, наподобие, вроде : « В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса». (В. Крапивин) с равнительной степенью прилагательных или наречий : Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля

Сравнение

Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнение может быть выражено следующими способами:

  • сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами как, словно, будто, как будто, точно, чем : « Я сам, как зверь, был чужд людей». (М. Лермонтов)
  • существительным в творительном падеже :

«…Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…» (А. Пушкин)

  • оборотами со словами похож, похожий, подобен, подобный, наподобие, вроде : « В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса». (В. Крапивин)
  • с равнительной степенью прилагательных или наречий :

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля

Основные функции сравнения:   функция создания образности; оценочная (интеллектуальной и эмоциональной оценки); экспрессивная (экспрессивно-эмоциональная и экспрессивно-усилительная); сверхорганизующая (организует текст). 

Основные функции сравнения:

  • функция создания образности;
  • оценочная (интеллектуальной и эмоциональной оценки);
  • экспрессивная (экспрессивно-эмоциональная и экспрессивно-усилительная);
  • сверхорганизующая (организует текст). 
Задания ОГЭ На ОГЭ в задании 11 может быть 2 формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот» или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение». В первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения. В задании могут быть предложения, в которых есть союз КАК, но это не обязательно сравнительный оборот и не придаточное сравнения.

Задания ОГЭ

  • На ОГЭ в задании 11 может быть 2 формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот» или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение».
  • В первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения.
  • В задании могут быть предложения, в которых есть союз КАК, но это не обязательно сравнительный оборот и не придаточное сравнения.
Сравните! Слышно лишь,  как  головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. (Это НЕ сравнение, так как союз «как» связывает придаточное изъяснительное с главным в СПП) Он работал, работал , как подёнщик, как вол,  и вдохновение рождалось в работе. (Сравнительные обороты с союзом «как») Подобно лани  метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. (Сравнение, выраженное оборотом со словом «подобно») Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз  хуже, чем в лесу. ( Сравнение, выраженное сравнительным оборотом с союзом «чем» и сравнительной степенью наречия «хуже»)

Сравните!

  • Слышно лишь,  как  головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. (Это НЕ сравнение, так как союз «как» связывает придаточное изъяснительное с главным в СПП)
  • Он работал, работал , как подёнщик, как вол,  и вдохновение рождалось в работе. (Сравнительные обороты с союзом «как»)
  • Подобно лани  метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. (Сравнение, выраженное оборотом со словом «подобно»)
  • Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз  хуже, чем в лесу. ( Сравнение, выраженное сравнительным оборотом с союзом «чем» и сравнительной степенью наречия «хуже»)
Алгоритм выполнения задания 11 ОГЭ   Если ищете сравнение или сравнительный оборот, смотрите на внешние признаки: союзы, слова «похож, подобен». существительное в форме творительного падежа.

Алгоритм выполнения задания 11 ОГЭ

Если ищете сравнение или сравнительный оборот, смотрите на внешние признаки:

  • союзы,
  • слова «похож, подобен».
  • существительное в форме творительного падежа.
1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.     1)  И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. 2)  Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. 3)  Деда, ты починил?  — не веря своим глазам, спросила Дина. 4)  Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки. 5)  Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем .

1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

 

1)  И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

2)  Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

3)  Деда, ты починил?  — не веря своим глазам, спросила Дина.

4)  Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.

5)  Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем .

Ответ № 1 14

Ответ

1

14

 2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.   Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок. Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом. Носится по всей квартире, словно ракета.

2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  • Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
  • Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
  • На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
  • Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
  • Носится по всей квартире, словно ракета.
Ответ № 2 125

Ответ

2

125

 3.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  сравнение .   1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Н. Автократов) 2) Снег лежал на одежде льдинками, цепкими, как колючки. (Е. Габова) 3) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Н. Автократов) 4) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (И. Гребенюк) 5) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (В. Савин)

3.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  сравнение .

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Н. Автократов)

2) Снег лежал на одежде льдинками, цепкими, как колючки. (Е. Габова)

3) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Н. Автократов)

4) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (И. Гребенюк)

5) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (В. Савин)

Ответ № 3 25

Ответ

3

25

4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  сравнение .   1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (А. Куликов) 2) Встречный пароход, будто кит, тяжелым хвостом взрывает валы.  (Л. Будогоская) 3) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (И. Логвиненко) 4) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (П. Лебеденко) 5) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (В. Болдырев)

4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  сравнение .

1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (А. Куликов)

2) Встречный пароход, будто кит, тяжелым хвостом взрывает валы.

(Л. Будогоская)

3) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (И. Логвиненко)

4) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (П. Лебеденко)

5) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (В. Болдырев)

Ответ № 4 25

Ответ

4

25

Сравнение (25)Грэй оглянулся, посмотрев вверх; над ним молча рвались алые паруса; солнце в их швах сияло пурпурным дымом. (26)«Секрет» шёл в море, удаляясь от берега. (27)Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя  —  ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот. (28)Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

Сравнение

(25)Грэй оглянулся, посмотрев вверх; над ним молча рвались алые паруса; солнце в их швах сияло пурпурным дымом. (26)«Секрет» шёл в море, удаляясь от берега. (27)Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя  —  ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот. (28)Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

Олицетворение и метафора Олицетворение − это вид метафоры , но грань между ними всё же существует. Олицетворение имеет более простую структуру и прямо называет характерные для человека черты или действия, перенесенные в мир неодушевленных предметов или объектов и явлений живой природы. Метафора – троп, в котором перенос значения не содержит прямого указания на объект сравнения, имеет более сложную по сравнению с олицетворением структуру, отличается многозначностью и во многих случаях может быть истолкована в соответствии с субъективным восприятием.

Олицетворение и метафора

Олицетворение − это вид метафоры , но грань между ними всё же существует. Олицетворение имеет более простую структуру и прямо называет характерные для человека черты или действия, перенесенные в мир неодушевленных предметов или объектов и явлений живой природы.

Метафора – троп, в котором перенос значения не содержит прямого указания на объект сравнения, имеет более сложную по сравнению с олицетворением структуру, отличается многозначностью и во многих случаях может быть истолкована в соответствии с субъективным восприятием.

Предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит, не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам  наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы . Такой прием называется олицетворением . Посмотрим на эти примеры:  «Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе». Представьте, как бы грустно выглядели эти предложения без использования олицетворений. Образность спасает нас от скучного языка, разрешая видеть «слезы» неба и «улыбку» дома. Простые объекты становятся выразительными образами.
  • Предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит, не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам  наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы . Такой прием называется олицетворением .
  • Посмотрим на эти примеры:  «Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе».
  • Представьте, как бы грустно выглядели эти предложения без использования олицетворений. Образность спасает нас от скучного языка, разрешая видеть «слезы» неба и «улыбку» дома. Простые объекты становятся выразительными образами.
Функции олицетворения Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие. Этот оборот речи, в отличие от более сложной и изысканной метафоры более подходящей для поэзии, мы используем даже в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит» - это тоже олицетворения. Оно делает нашу повседневную речь более выразительной.

Функции олицетворения

  • Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.
  • Этот оборот речи, в отличие от более сложной и изысканной метафоры более подходящей для поэзии, мы используем даже в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит» - это тоже олицетворения. Оно делает нашу повседневную речь более выразительной.
1.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.   1)  Сама по себе природа вечна и почти неизменна. 2)  Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. 3)  Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. 4)  Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. 5)  И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.

1.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  Сама по себе природа вечна и почти неизменна.

2)  Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.

3)  Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже.

4)  Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

5)  И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.

Ответ № 1 24

Ответ

1

24

2.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение .   1)  Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. 2)  Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. 3)  Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. 4)  Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. 5)  Все окна как бы умолкли и погасли.

2.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение .

1)  Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.

2)  Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.

3)  Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её.

4)  Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.

5)  Все окна как бы умолкли и погасли.

Ответ № 2 25

Ответ

2

25

3.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение .   1)  Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле. 2)  Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. 3)  Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет. 4)  Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку. 5)  Цветок этот  — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

3.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение .

1)  Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

2)  Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.

3)  Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

4)  Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.

5)  Цветок этот  — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

Ответ № 3 35

Ответ

3

35

4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  олицетворение .   1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (С. Мартьянов) 2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (С. Мартьянов) 3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (С. Мартьянов) 4) Где-то за деревней голосила поздняя гармонь. (В. Шукшин) 5) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Н. Автократов)

4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  олицетворение .

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (С. Мартьянов)

2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (С. Мартьянов)

3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (С. Мартьянов)

4) Где-то за деревней голосила поздняя гармонь. (В. Шукшин)

5) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Н. Автократов)

Ответ № 4 34

Ответ

4

34

1. Олицетворение А. Художественное средство выразительности, построенное на сопоставлении предметов, явлений, понятий . Сравнение чаще всего образуется с помощью оборотов с союзами как, как будто, будто, словно, точно, что. 2. Сравнение Б. Художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, событие 3. Эпитет В. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. 4. Метафора Г.  Троп, с помощью которого автор наделяет что-то неодушевленное признаками живого существа.

1. Олицетворение

А. Художественное средство выразительности, построенное на сопоставлении предметов, явлений, понятий . Сравнение чаще всего образуется с помощью оборотов с союзами как, как будто, будто, словно, точно, что.

2. Сравнение

Б. Художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, событие

3. Эпитет

В. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

4. Метафора

Г. Троп, с помощью которого автор наделяет что-то неодушевленное признаками живого существа.

 Функции художественно-выразительных средств (тропов):   характеристика предмета или явления выражение авторской позиции передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого

Функции художественно-выразительных средств (тропов):

  • характеристика предмета или явления
  • выражение авторской позиции
  • передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого
ОГЭ 2024 13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Давидовны Арутюновой: « Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет ».

ОГЭ 2024

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Давидовны Арутюновой: « Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет ».

 Подготовка к ОГЭ в 9 классе  Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему   Шаг 1. Знакомимся с высказыванием, внимательно его читаем, осмысливаем, выделяем ключевые слова. Шаг 2.  Выясняем, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерный ответ: речь идет о богатстве, выразительности, точности русской речи

Подготовка к ОГЭ в 9 классе Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием, внимательно его читаем, осмысливаем, выделяем ключевые слова.

Шаг 2.  Выясняем, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерный ответ: речь идет о богатстве, выразительности, точности русской речи

Список использованной литературы   1. Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий. - М..: Наука, 2011. - 520 с. 2. Введение в литературоведение. - М.: Академия, 2010. - 720 с. 3. Крупчанов Л. М. Теория литературы. - М.: Наука, 2012. - 360 с. 4. Мещеряков В.П., Козлов А.С. и др. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. - М.: Юрайт, 2012. - 432 с. 5. Минералов И.Ю. Теория художественной словесности. - М.: Владос, 1999. - 360 с. 6. Санников В.З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 624 с. 7. Тельпуховская Ю.Н. Русский язык. Фонетика. Графика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Лексика и фразеология. - М.: Веста, 2008. - 64 с. 8. Художественный текст. Структура и поэтика. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 296 с. 9. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык. Т. 1. М, Наука, 2009. - 828 с. 10. Эсалнек А.Я. Теория литературы. - М.: Наука, 2010. - 208 с.

Список использованной литературы

1. Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий. - М..: Наука, 2011. - 520 с.

2. Введение в литературоведение. - М.: Академия, 2010. - 720 с.

3. Крупчанов Л. М. Теория литературы. - М.: Наука, 2012. - 360 с.

4. Мещеряков В.П., Козлов А.С. и др. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. - М.: Юрайт, 2012. - 432 с.

5. Минералов И.Ю. Теория художественной словесности. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

6. Санников В.З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 624 с.

7. Тельпуховская Ю.Н. Русский язык. Фонетика. Графика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Лексика и фразеология. - М.: Веста, 2008. - 64 с.

8. Художественный текст. Структура и поэтика. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 296 с.

9. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык. Т. 1. М, Наука, 2009. - 828 с.

10. Эсалнек А.Я. Теория литературы. - М.: Наука, 2010. - 208 с.

Полезные интернет-ресурсы

1. «Федеральный институт педагогических измерений». Новости, касающиеся ЕГЭ, ОГЭ, итогового сочинения по литературе для выпускников 9-11 классов, демоверсии и открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ — http://www.fipi.ru/

2. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. Документы, новости, мероприятия. http://www.ege.edu.ru/

3. Русский язык для всех – справочно-информационный портал. Интерактивные диктанты, тренажеры, учебники, олимпиады, видео и пр. http://www.gramota.ru/

4. Образовательный портал для подготовки к экзаменам: http://rus.reshuege.ru/

5. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы (онлайн тесты к урокам и экзаменам по русскому языку и литературе). http://www.saharina.ru/

6. Русский на «5» — невероятно полезный блог для учеников, родителей и для всех, кого беспокоит низкий уровень грамотности общества сегодня. Словари, диктанты, подготовка к ЕГЭ по русскому языку и прочая важная информация. http://russkiy-na-5.ru/

7. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

8. Документы, теория, тесты и другое для подготовки к экзаменам по русскому языку и литературе. http://neznaika.pro/

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!