СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая разработка»

ДОКЛАД

на городском методическом объединении

учителей коррекционных классов

учителя ГОКУ СКШ № 1

г. Усолье-Сибирского

Лазаревой Натальи Александровны















2021 год



Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми. (Оскар Уайльд)


 

Охранительный педагогический режим

Что самое главное для педагога при обучении особых детей? Важно так организовать обучение и воспитание, чтобы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не приспосабливались  к правилам и условиям общества, а включались в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.


Одним из необходимым условий в системе коррекционно- воспитательной работы является режим. Учитывая, что умственно отсталые дети имеют весьма ослабленную нервную систему и не выносят раздражений, легко утомляются, необходимо организовать такой педагогический режим, который правильнее было бы назвать охранительным. 
Охранительный педагогический режим – это четкий во времени, деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность учащихся, определяют их поведение.

Охранительный педагогический режим

-один из важнейших факторов создания благоприятных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. 
Какие внешние раздражители истощают нервные силы ребенка в школе? Прежде всего шум. Шум при длительном воздействии вызывает раздражительность, головные боли, утомление даже у обычных людей. Дети с интеллектуальными нарушениями особенно легко возбуждаются в шумных условиях: они с трудом переносят большое скопление людей, тесноту, беготню, драки, конфликты, повышенный, резкий тон не только учителя, но и учащихся, выкрики детей, замечания. Изменение привычных для ребенка условий, нарушение режима, смена учителей неблагоприятно отражаются на нервной система детей. Неожиданное и неприятное требование вызывает раздражение и нередко отказ выполнить его. Вызывают утомление непосильная работа, большая дозировка заданий, однообразные и отвлеченные уроки, недисциплинированность некоторых учащихся в классе, бездеятельность. Всё это не дает возможности школьнику сосредоточить в нужную минуту внимание, затрудняет восприятие учебного материала.

 
Организация охранительного педагогического режима- важнейшее условие в воспитании и обучении учеников с ОИН и одно из основных средств коррекционно- воспитательной работы. 
Четкий, последовательный, привычный и щадящий режим облегчает работу ученика, создает условия для проявления его здоровых начал: активности, интереса к учению, работоспособности. Он приручает ребенка к определенному жизненному ритму, создает у него ровное, бодрое настроение. Такой режим сохраняет, экономит и восстанавливает нервные силы ребенка, что успокаивает его, способствует общему укреплению нервной системы и всего организма в целом. В условиях охранительного режима ученик становится восприимчивым и трудоспособным, у него быстрее и устойчивее воспитываются и закрепляются необходимые в жизни навыки. 
Охранительный педагогический режим является одним из условий и создания здорового организованного классного коллектива. В организованном классном коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный и деловой тон. В таком коллективе дети спокойно, сосредоточенно работают, помогают друг другу, особенно отстающим товарищам. А ведь для легко внушаемых , склонных к подражанию умственно отсталых детей спокойный, трудолюбивый детский коллектив служит положительным примером. 
Беспокойные ученики, «нарушители» дисциплины, являются сильными раздражителями для остальных учеников, особенно таких же, как они, легко возбудимых детей. Учитывая эти особенности, приходится таких учеников рассаживать как можно дальше друг от друга, в случае ссоры вовремя вмешиваться, предупреждая нежелательные конфликты. 
Охранительный педагогический режим нельзя представлять как опеку, тепличность, изоляцию, которая ведет к ограничению самостоятельности ребенка. Этот режим не ограждает от требований школы и жизни. Напротив, укрепляя нервную систему ребенка, он дает возможность предъявить к нему более повышенные требования, которые в свою очередь способствуют ослаблению недостатков и продвижению вперед. Как показывает опыт, ученики, воспитанные в условиях охранительного педагогического режима , 
скорее и «правильнее входят» в жизнь, растут активными, уравновешенными, трудолюбивыми; они умеют не только сопротивляться вредному влиянию, т.е преодолевать трудности, но и благотворно влиять на окружающих. 

Перейдем к основному режимному моменту школьной жизни- уроку. Еще до начала первого урока в классе создается спокойная и рабочая обстановка. Урок начинается в нормальных (спокойных) условиях, организованными самими детьми: приготовлена на партах бумага, поточены карандаши, розданы тетради. На столе учителя заранее приготовлены пособия и индивидуальные задания для отстающих учеников. В младших классах «физкульминутка», которая сопровождается игровыми упражнениями с рифмованным счетом, особенно оживляет малышей. 
Ученику, который раньше других выполнил задание, предлагаю легкую, не требующую напряжения работу с цветными карандашами. 
В ходе урока стараюсь устранить всё, что может вызвать возбуждение учащихся, отвлечь их внимание (например, избегаю раздражительного тона, однообразных замечаний, предупреждаю нарушение дисциплины.). Необходимо заранее предусмотреть посильность заданий, дозировку учебного материала, своевременно чередовать виды работ во время урока. Одобряя, поощряя положительные проявления учащихся, мы укрепляем у них желание успешно работать. Не все дети с ОИН могут переносить повышенный тон, частые замечания или даже резкие движения учителя. Одни из них в таких случаях затормаживаются, другие, напротив, возбуждаются. И часто отказываются отвечать. В конце дня дети любят, когда я чуть слышно вызываю их к столу для проверки тетрадей. Этот прием успокаивает ребят, создает спокойную обстановку. Ученики замечают: « Как тихо, как будто нас нет в классе». 
Учитель на уроке – самый главный «раздражитель», поэтому так важно в целях охранительного педагогического режима спокойное, работоспособное состояние учителя от начала и до конца урока, ровный тон, его такт, настроение. Если я громко и часто делаю замечания во время урока - дети отвлекаются, возбуждаются, если я недовольна - это вызывает у них такое же состояние. Поэтому я стараюсь всегда быть ровной в общении с ними. Я стараюсь быть с легко раздражаемыми, внушаемыми и инертными детьми с ОИН спокойной, энергичной, уверенной и последовательной, точной и всегда справедливой. При возникновении конфликтных ситуаций, всегда говорю: «Разберу все справедливо», говорила я, и эти слово успокаивали возбужденных учеников. Но ровный и спокойный тон не исключает разнообразия и интонации речи. Неторопливая, ясная, немногословная речь учителя наиболее понятна детям. 
Личность учителя, его поведение всегда служат положительным примером для детей. Дети внимательно следят за каждым движением педагога, замечают, как и что он говорит, как одет, как ходит и т.д. Поэтому приходится продумывать каждый шаг до мелочей. 
Охранительный педагогический режим требует постоянного самоконтроля учителя и тонкого анализа применяемых им средств воспитания и обучения. 
Перемена - это отдых от напряженной умственной работы. Если дети предоставлены самим себе, поведение их беспорядочно: они шумно бегают, затевают возню. Беспорядок и шум в перемены возбуждают детей, после такого «отдыха» они обычно долго не могут включиться в учебный процесс. Очень важно сохранить в перемены ровное состояние у неуравновешенных детей и активное у инертных. От нас, учителей, требуется умение организовать в перемены так, чтобы охватить учащихся активным отдыхом и в то же время индивидуализировать порядок перемены для каждого учащегося. В перемены мы переключаем учащихся на подвижные виды деятельности - игровую или общественно полезную. В воспитании детей с ОИН мы меньшее значение придаем последнему моменту режима – уходу детей из школы. Нам знакомы скученность, толкотня, иногда ссоры и даже драки во время ухода детей из школы. Первое время провожала детей в гардероб , наблюдала, как они берут пальто, как одеваются, как помогают одеться товарищам. Навыки организованного поведения у них закрепились на столько, что в дальнейшем я уже могла направлять их туда по 2-3 человека в сопровождении дежурного. Далее эти навыки были значительно закреплены, учащиеся уходили из школы самостоятельно, группами по 3-4 человека. Но контроль учителя и тут оставался в силе: каждый раз после ухода детей домой я спускалась в низ и узнавала , как оделись и уходили ученики из школы . На другой день спрашивала, как они дошли до дому. Обычно дети правдиво и искренне рассказывали о происшествиях в пути. Даже в этом последнем режимном моменте я стремилась воспитывать у школьников самостоятельность, дружбу, взаимопомощь. 
К охранительному режиму следует также отнести средства физического оздоровления: правильное питание, нормальный сон, лечебную гимнастику, спорт, гигиенические условия в школе и семье, прогулки, игры и занятия по возможности на открытом воздухе. В условиях такого режима, щадящего и оздоравливающего нервную систему и весь организм ребенка с ОИН, нет мест для травмирующих раздражителей. Одновременно в условиях такого режима успешнее воспитываются навыки правильного поведения, облегчается работа не только учащихся, но и учителей.



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ


1.Рыбакова О. А. статья: «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», 2015 г.

2. http://www.moi-sat.ru факультет коррекционной педагогики

3.Педагогика. Учебн. пособие для студентов пед. вузов и пед колледжей \ Под ред. П.Н. Пидкасистого – М. : Пед. общество России, 2001г.

4.Смирнова Л.Н. «Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы» М., Просвещение, 1965.

5.Выготский Л.С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 1983.

6.Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1994. - № 6.

7.Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1996. - № 1.

8. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.: Просвещение, 1965.