ФМОУ СОШ с. Поима
Белинского района Пензенской области
имени П.П.Липачева в с. Чернышево
Педагогическая разработка
по реализации программы
«Разговор о правильном питании»
«Овощи, ягоды и фрукты –
самые витаминные
продукты»
Автор:Базина Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Образование: Педагогическое училище имени В. Г. Белинского, 1990 г.
Специальность: Учитель начальных классов
Стаж работы в программе: 1 год
Адрес: Пензенская область Белинский район
с.Чернышево улица Центральная 108 - а
Электронная почта: [email protected]
Телефон: 8 (84153) 34322
Возрастной диапазон: 7 – 8 лет
1.Система работы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»
« Разговор о правильном питании» - модульная образовательная система, направленная на формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения.
«Правильное питание» - эти слова мы слышим буквально на каждом шагу. Сегодня эта тема очень важна для всех. Мы можем, принести много пользы собственному организму, придерживаясь правильного питания, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни.
В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения и отсутствие культуры питания у детей. И именно в семье, в образовательном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, побудить ученика самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Задача школы научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Учить вести здоровый образ жизни надо начинать с детства.Детский организм отличается от взрослого бурным ростом. Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка. Решить проблему правильного питания родителям не под силу, важно включить в процесс образования и школы. Для решения проблемы правильного питания разработана программа «Разговор о правильном питании».Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - главная задача развития страны. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером.
2.Основные цели и задачи программы «Разговор о правильном питании».
Цели программы:
- формировать у младших школьников представления о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- формирование важнейших навыков, способствующих усвоению навыков правильного питания.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- формировать представление учащихся о ценности здоровья;
- расширять знания учащихся о продуктах здорового и нездорового питания;
- формировать интерес к соблюдению правил здорового питания;
- расширить знания учащихся о народных традициях, связанных с питанием.
Развивающие задачи:
- развивать интерес к познавательной деятельности;
- развивать мышление и кругозор учащихся;
- развивать умение работать сообща, распределяя свои действия.
Воспитательные задачи:
- воспитывать гигиену питания;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа.
3. Основные формы и методы программы «Разговор о правильном питании».
Для реализации программы «Разговор о правильном питании» используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу. Содержаниеносит игровой характер, вовлекает учащихся в поисковую и исследовательскую работу. Учащиеся получают знания и применяют их на практике дома.
Методы педагогической работы:
- проблемно - поисковый метод;
- ситуационный метод;
- исследовательский метод;
- демонстрационный метод;
- игровой метод;
- метод проектов;
Формы педагогической работы:
- чтение и обсуждение, дискуссия;
- практические занятия;
- творческие домашние задания;
- занятия - путешествия;
- сюжетно - ролевые игры;
- конкурсы (рисунков, плакатов, кулинаров…) и викторины;
- праздники.
4. Содержание программы «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании» рассчитана на 15 учебных часов и предназначенадля учащихся 2 класса.
Программа реализуется во внеурочной деятельности учащихся.
Тематическое планирование « Разговор о правильном питании»
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Содержание занятий и планируемые результаты |
1 | «Если хочешь быть здоров» | Урок-исследование | 1 | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Иметь представление о важности правильного питания |
2 | «Самые полезные продукты» | Урок-эксперимент | 1 | Знакомство с понятием «эксперимент». Формировать представление о полезных продуктах для человека, иметь представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию |
3 | «Как правильно есть» | Ознакомление с новым материалом | 1 | Иметь представление об основных принципах гигиены питания |
4 | «Удивительные превращения пирожка» | Урок-соревнование | 1 | Формировать представление о роли регулярного питания и важности соблюдения режима дня |
5 | «Из чего варят каши? Как сделать кашу вкусной?» | Ознакомление с новым материалом | 1 | Формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде, о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню |
6 | «Плох обед, если хлеба нет» | Теоретический | 1 | Формирование умения оценивать идеи. Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре |
7 | « Время есть булочки» | Ознакомление с новым материалом | 1 | Знакомство с вариантами полдника. Представление о значении молока и молочных продуктов |
8 | «Пора ужинать» | комбинированный | 1 | Учимся проводить исследование. Представление об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе |
9 | «Где найти витамины весной?» | Урок-исследование | 1 | Знакомство с разнообразием овощей, их полезными свойствами |
10 | «На вкус и цвет товарищей нет» | Экскурсия. | 1 | Проведение исследования. Знакомство с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов |
11 | «Как утолить жажду» | Экскурсия | 1 | Проведение исследования. Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков |
12 | «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» | Урок- исследование | 1 | Представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания |
13 | «Овощи, ягоды, фрукты –самые витаминные продукты» | Урок- путешествие | 1 | Знакомство с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма |
14 | «Всякому овощу – свое время» | Урок- исследование | 1 | Знакомство с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма |
15 | Праздник урожая. | Театрализованный урок | 1 | Обобщение и закрепление знаний законов здорового питания. Знакомство с полезными блюдами для праздничного стола |
5.Основные этапы реализации программы «Разговор о правильном питании»:
I - Подготовительный.
II - Реализация программы.
III - Итоговый.
Подготовительный этап предполагает:
- подбор методических пособия по правильному питанию.
- составление программы и тематического планирования
- обсуждение проблемы питания с родителями на родительском собрании. Знакомство с программой.
Этап реализация программы:
Внеклассные мероприятия во внеурочной деятельности
Итоговый этап предполагает:
- участие в конкурсах, викторинах
- составление меню школьника.
Для успешной реализации программы «Разговор о правильном питании» эффективно использовать ИКТ.
6.Ожидаемый результат:
- формирование у детей режима и гигиены питания;
- формирование умения правильно выбирать продукты питания, знать их ценность и полезность;
- формирование навыков правильного питания.
Сценарий внеклассного мероприятия по теме
« Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» (урок №13)
Цели:
- учить различать полезные продукты питания,
- систематизировать и расширить знания детей об овощах, ягодах и фруктах,
- познакомить детей с витаминами А, В, С и их значением для человека,
- воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.
Форма проведения: путешествие, с использованием ИКТ.
Оборудование: карточки с названиями витаминов; овощи, фрукты, ягоды, растущие на наших огородах и в садах; соки и салаты, приготовленные из них; одноразовые стаканчики и ложки, скатерти, корзины; плакат о здоровом образе жизни; рисунки с овощами, ягодами и фруктами, презентация «Витаминные продукты», интерактивная доска, выставка книг.
Ход внеклассного мероприятия:
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Что может быть прекраснее здоровья. Кто – то из вас ради его укрепления занимается спортом, кто – то любит погулять на природе. После таких прогулок вы чувствуете прекрасный аппетит, а происходит это потому, что вы затратили много энергии. Источником энергии служит пища, которая дают нам силы, чтобы быть крепкими и здоровыми.
2.Самоопределение к деятельности.
- Какие полезные продукты надо употреблять в пищу, чтобы быть здоровым? Почему, вы выбрали именно эти продукты? Больше всего у вас овощей, ягод и фруктов.
3.Сообщение темы
Учитель: Вот об овощах, ягодах и фруктах, которые растут на наших огородах и дачах и других полезных продуктах мы с вами сегодня и поговорим. И сегодня мы попробуемразобраться, зачем они.
4.Основная часть мероприятия
Учитель: Ребята, мы отправимся в путешествие за полезными продуктами. Первая наша станция «Овощная».
1.Хозяюшка: (слайд 1)
Здравствуйте, ребята!
Заходите в мой огород,
Всякий овощ здесь растет,
Ну – ка, овощ, вырастай,
Витамины нам давай.
Ждут здесь овощи ребят
Они загадки загадать хотят.
2. Загадки:
1) Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. ( помидоры )
Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли “ золотые яблоки ”. Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.
2) И зелен, и густ,
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом …. ( картошка )
На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет, чтобы картофель занял достойное место на нашем столе.
3) Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. ( капуста )
Капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, с тех пор попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».
4) Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. ( морковь )
В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.
- Спасибо, ребята, молодцы!
3. Театрализованное представление про овощи (участие старшеклассников)
Хозяюшка:
Урожай у меня хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?
Помидор:
Всех красней я и вкуснее,
Всех полезней и важнее
Витамины А, В, С,
Так и пышут на лице.
Сочной мякоти своей
Не жалею для друзей
И дарю им сок томатный
Удивительно приятный.
Морковка:
Я морковка, я морковка –
Хохотушка и плутовка,
Я румяна, я сочна,
И всем детям я нужна.
Потяни меня за хвостик,
И к тебе приду я в гости,
И полюбишь ты, дружок,
Мой морковный сладкий сок.
Петрушка:
Я морковкина подружка,
Раскудрявая петрушка.
Свежим личиком бела,
И скромна я, и мила.
Хвалить я себя не смею,
Я от этого желтею.
Свекла:
Слыша вас, я вся поблекла!
А главнее всех я – свекла.
Я всему даю свой цвет –
Будь то борщ иль винегрет.
И растят меня на грядках,
Чтоб животик был в порядке,
И цветущий вид всегда,
Остальное - ерунда!
Капуста:
Без меня в тарелке пусто!
Всех важнее я – капуста,
Хоть в салат меня, хоть в щи!
Вот такую - поищи!
Только осень наступает,
Меня квасить начинают,
А зимою без меня
Не обходится ни дня.
Лук:
Нет, я - лук, я всех полезней,
Я спасаю от болезней!
От меня хоть слез и море,
Это радость, а не горе.
И лечу я всех с любовью.
Плачьте, плачьте на здоровье,
И не надо слез бояться –
Завтра будете смеяться!
Чеснок:
Ну, ты брат, совсем зазнался!
Тут бы каждый растерялся.
Но себе я цену знаю –
Это я больных спасаю.
Если только захочу,
Хворь любую излечу.
Перец:
Ну, зачем вы про болезни
И про то, кто всех полезней?
Перец режь в любое блюдо –
Блюдо будет просто чудо!
Хозяйка:
Споры вовсе не нужны,
Вы все полезны и важны.
Для салатов, для борщей,
Винегрета и для щей.
Учитель: А как вы думаете, ребята? Какие овощи самые полезные или каждый хорош и полезен? Конечно каждый полезен по-своему и хорош.
Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить.
Все без исключения, в этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее? Кто из вас нужнее?
4. Игра « Собери в корзину овощи» (интерактивна доска – собираем только овощи в первую корзину)
Учитель: Спасибо, хозяюшка, за овощи! Нам пора спешить на следующую станцию « Фруктовую».
5. Садовник: Здравствуйте, ребята!
Это чудо из чудес: Значит, будет вам зимою
И не поле, и не лес. И варенье , и компот.
Коль весеннею порою Вы узнали?
Пышным цветом расцветет, - Это… (сад)
- Для чего пожаловали ко мне в сад? Что можно набрать в саду?Отгадайте мои загадки:
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто - … ( фрукты )
1)Обезьяна утром рано 3)Само с кулачок.
В зоопарке ест… ( бананы ) Красный, желтый бочок.
2) Желтый, круглый, ты откуда? Тронешь пальцем – гладко,
- Прямо с солнечного юга.А откусишь – сладко… (яблоко)
Сам на солнышко похож 4)На сучках висят плоды,
Можешь съесть меня, но только Посинели от жары…(сливы)
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? ( апельсин )
- А как отличить фрукты от овощей?
6. Игра « Определи фрукты на ощупь» (фрукты в мешочке)
Учитель: Ребята, наберем в корзину фрукты. Нас ждет следующая станция « Ягодная»
Ну, и чудо из чудес:
За селом зеленый … ( лес)
7. Лесник: Здравствуйте, ребята! В лесу созревают разные ягоды. Ягоды можно назвать маленькими кладовыми витаминов. Какие лесные ягоды вы знаете? А какие ягоды растут в саду?
Практическая работа: Отгадайте загадки и соедините стрелками с рисунками ягод. (Работа в тетради)
8. Учитель: Ребята, собираем ягоды в лукошко и отправляемся на станцию «Витаминная»
Доктор: Здравствуйте, ребята! С чем ко мне пожаловали?
Учитель: Мы с ребятами собрали полные корзины продуктов. А полезны ли данные продукты?
Доктор:
Витамины просто чудо! Вот поэтому друзья
Сколько радости несут: Для нашего здоровья
Все болезни и простуды Полноценная еда
Перед ними упадут. Важнейшее условие!
- А что такое витамины? (Выступление доктора)
Витамин А - это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранить зрение, а зубам быть крепкими и здоровыми. Найти этот витамин можно в капусте, морковке, зелёном луке, помидорах.
Витамин В - даёт нам силу, хороший аппетит. Вы не захотите огорчаться и плакать по пустякам. Найти его можно в яблоках, свекле, редиске, зелени салата, картофеле, шиповнике.
Витамин С - Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, то он вам поможет. Витамин. Спрячется в луке, чесноке, капусте и во всех фруктах, ягодах, овощах.
Практическая работа: распределить собранные фрукты, ягоды и овощи к карточкам с надписями витаминов.
Учитель: Ребята, закончилось наше путешествие за овощами, ягодами и фруктами – самыми витаминными продуктами. Пора подкрепиться. Устроим привал и приготовим витаминный обед.
9. Конкурс « Поварята»
Ребята выбирают овощи на салат, выбирают овощи на борщ, выбирают фрукты и ягоды на компот. «Поварята» составляют меню обеда и рецепт блюд.
10. Подведение итогов: Ребята, какие продукты содержат больше всего витаминов? Помогайте родителям ухаживать за фруктами и овощами. И на вашем столе витамины будут круглый год.
11. Домашнее задание: Ребята, дома нарисуйте свои самые любимые ягоды, овощи и фрукты. С родителями придумайте витаминное блюдо из выбранных полезных продуктов.
7. Участие родителей в реализации программы «Разговор о правильном питании»
Для реализации программы «Разговор о правильном питании» необходимо привлечение учителей предметников, медицинских работников, библиотекаря, старшеклассников, особенно родителей.
Формы работы с родителями разнообразны: родительские собрания, консультации, активное их участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, изучение организации детского питания в семье, информирование родителей о детском питании...
Работа в рамках программы «Разговор о правильном питании» для многих родителей оказалась привлекательной, способствовала их совместной с детьми деятельности. Родители совместно с детьми составляли режим питания, меню, готовили презентации к темам, рецепт семейных блюд, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, викторинах, участвовали в праздниках… Совместная работа над заданиями приносит неоценимую пользу для ребенка. Этому способствует и красочное оформление рабочей тетради, и практичность ее использования.
8. Эффективность программы «Разговор о правильном питании»
Эффективность программы: красочность, наглядность, доступность, актуальность, активность, последовательность, системность, совместная деятельность с родителями.
Программа «Разговор о правильном питании» даст возможность получить обоснованную информацию о режиме питания в школе; научит классифицировать продукты, распределять их на группы: молочные,мясные,крупы,фрукты,соки; даст представление о пользе тех или иных продуктов и частоте их употребления;
позволит детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;правильно оценить свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.Результативность программы:
1. Использование данной методики повлияло на организацию питания детей в семье – на родительском собрании обсуждалась тема «Здоровое питание»;
2.Дети соблюдают режим питания, самостоятельно контролируют соблюдение правил гигиены, отдавая преимущество при выборе продуктов наиболее полезных для здоровья;
3.Использование методики позволило повысить осведомлённость детей о правилах рационального питания;
9.Список использованных источников.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС». 2008г.
М.Безруких, Т.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». Москва. «ОЛМА Медиа Групп», 2008 г.
Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА ПРЕСС», 2006 г.
Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2006.
Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2007. - № 9