Г
осударственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Новошахтинский центр помощи детям» 346918 Россия Ростовская область г. Новошахтинск ул. Садовая,23 тел. 2-13-05, 2-13-06, 2-04-41 E-mail: dd1nov@yandex.ru _________________________________________________________
«Педагогическая реабилитация детей-инвалидов в условиях специального образовательного учреждения»
Воспитатель: Шмайлова Ю.А.
2024г.
В настоящее время усилиями ученых в различных областях знаний разрабатываются теоретические, правовые и научно-методические основы реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов. В современной специальной педагогике происходит интенсивное расширение и обогащение научных представлений об особенностях развития и воспитания детей с особыми потребностями. Возрастает интерес исследователей к психолого-педагогическому изучению детей-инвалидов, имеющих различные проблемы развития .
Для решения проблем организации и содержания психолого-медико- педагогической помощи данному контингенту детей необходимо понимание социальной ситуации развития ребенка-инвалида, совокупности проблем воспитывающей его семьи, комплексности, индивидуально-личностной
Ориентированности коррекционно-воспитательных и поведенческих воздействий на психофизиологическое развитие ребенка. В настоящее время дети-инвалиды могут посещать образовательные учреждения разного типа (как специальные, так и общеобразовательные),если в них созданы соответствующие условия для их развития.
Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их реабилитации. Об реабилитации следует говорить в тех случаях, когда патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. реабилитация - означающий в дословном переводе — предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом. реабилитационная ситуация характеризуется иначе. Поэтому реабилитационные мероприятия нужно понимать, как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз пример социального уровня адаптации.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано реабилитационно- воспитательное пространство. Прежде всего, необходимо в самом учреждении совершенствовать жизнь детей; делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. В нем должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и забота, а все нормы и ценности могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. События культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей реабилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в этом пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что «полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему реабилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития.
Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в школе для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, - разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, - формирование реабилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Социально-средовая реабилитация - это восстановление способности человека к жизни в обществе и создание оптимальных условий его жизнедеятельности за пределами дома. С ее помощью реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение человека в общество.
Социально-средовая реабилитация так же, как и социально-бытовая, осуществляется с помощью тех же методов, которые, конечно, теперь имеют иную специфику. Итак, данный вид реабилитации реализуется с помощью следующих процессов:
1) социально-средовая ориентация, которая предполагает:
• установление взаимоотношений с людьми;
• знакомство с территорией;
• изучение находящихся на территории объектов (магазинов, учреждений, предприятий, спортивно-оздоровительных учреждений и т.д.).
2) социально-средовое образование, которое включает в себя:
• обучение навыкам пользования средой;
• обучение навыкам перемещения в окружающей среде;
• обучение навыкам пользования транспортом;
• обучение умению самостоятельно приобретать продукты и вещи;
• обучение умению посещать общественные места.
• обучение навыкам самостоятельного проживания;
• обучение умению распоряжаться деньгами;
• обучение умению пользоваться гражданскими правами;
• обучение умению участвовать в общественной деятельности;
• обучение навыкам проведения отдыха, досуга;
• обучение знаниям и умениям в различных видах спорта;
• обучение пользованию необходимыми техническими средствами;
• воспитание адекватного отношения к профессии и семье;
• половое воспитания и воспитание детей и др.
3) социально-средовая адаптация, являющаяся процессом и результатом приспособления человека к объектам жизнедеятельности, овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения и пользования гражданскими правами.
Основными принципами работы являются: государственная гарантия социальной поддержки и реабилитационной помощи детям-инвалидам; комплексный подход к их реабилитации и интеграции в общество; непрерывность, поэтапность и преемственность социально-педагогической и медицинской реабилитации детей-инвалидов; эффективность мер социальной поддержки таких детей. Важным условием на этом пути может стать социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. Социально-педагогическая реабилитация способствует становлению личности ребенка-инвалида, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей. Исследование показывает, что социально-педагогическая реабилитация обеспечивает эффективность интеграции детей-инвалидов в социум при раннем выявлении детей с ограниченными возможностями и комплексном сопровождении.
Как показала практика работы, интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации обладает уникальными возможностями сопровождения не только детей, но и их родителей, которые тоже нуждаются в этом. Более того, в процесс комплексного сопровождения в качестве социальных партнеров привлекаются общественность, межведомственные, государственные структуры.
Участие социума в решении проблем детей-инвалидов стимулирует деятельность родителей по реабилитации своих детей, вселяет в них надежду на выздоровление, развитие, образование и на успешную интеграцию их в общество. Социальное партнерство способствует гуманизации социального окружения, подготовке общества к принятию таких детей.
Результаты работы в специальном образовательном учреждении позволяют сделать следующие выводы:
1. Педагогическое содержание категории "интеграция детей-инвалидов в социум" заключается в том, что ребенок-инвалид становится личностью, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей.
2. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в социуме основана на создании условий, которые: обогащают их субъективный опыт; актуализируют их потребность в использовании всех внутренних сил собственной личности для продуктивного решения возникающих проблем; стимулируют их к выбору оптимального пути социализации.
3. Основными социально-педагогическими условиями интеграции детей-инвалидов в социум являются: гуманизация среды, изменение отношения социального окружения к ребенку-инвалиду, принятие его как личности и предоставление равных возможностей развития, образования, реабилитации посредством участия специалистов и социальных партнеров; включение детей в многогранное взаимодействие с социумом, в социально-реабилитационный процесс; актуализация личностного смыслового развития и саморазвития детей через включение их в разные виды социальной деятельности; обеспечение развивающей среды для совместного пребывания детей-инвалидов со здоровыми сверстниками.
4. Критериями интеграции детей-инвалидов в социум являются: способность к интерпретации наблюдаемых ими социальных отношений; рефлексивность личности на действия других и себя, на деятельность в социуме; самоорганизация, проявляющаяся в волевых усилиях, стремлении добиться поставленной цели.
5. В современных условиях развития общества наметились пути интегрированного обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством социально-педагогической реабилитации.
Интеграцию мы понимаем, как процесс включения ребенка-инвалида в многогранное взаимодействие с факторами социального окружения и субъектами социальной деятельности.
6. Социально-педагогическая реабилитация обеспечивает детям-инвалидам восстановление психического, физического, нравственного здоровья и социального статуса и способствует интеграции в социум при комплексном сопровождении.
Сопровождение как метод социально-педагогической реабилитации оказывает помощь и поддержку ребенку-инвалиду в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.