СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая С 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка в помощь клаассному руководителю.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая С 1»

Педагогическая ситуация № 1

2 б класс Прозвенел звонок на урок. Все ребята приготовились, ожидают учителя у своих мест. Николай, надев на руки и голову рулоны, размахивая руками и приплясывая ногами, веселит класс. Николай еще некоторое время продолжает шалить, пока


Я видела подобное поведение учеников во время прохождения практик «Пробные уроки», «Показательные уроки», «Психолого – педагогическая практика», «Первые дни ребенка в школе».

Видела и совершенно разную реакцию учителей на такое поведение своих учеников. Кто-то реагировал спокойно. Не предпринимал никаких действий. Кто-то впадал даже в гнев, что с моей точки зрения недопустимо.

Если произошла такая ситуация, это неприятно, но прежде чем давать волю чувствам, сначала надо посмотреть в корень явления.

Зри в корень!!! Учили нас мудрейшие.

Определим причину, мотивы поступка, тогда и поймем, стоит ли волноваться, какие принимать меры.

Начинаем рассуждать…Мы знаем, что наш герой ученик второго класса. Значит, это уже не связано с его адаптацией к школе. Основные нормы и правила поведения он к этому времени уже должен усвоить.

ПРИЧИНАМИ такого поведения ученика на уроке могут быть различными.

  1. Привлечение внимания к себе. Таким образом, ученик набирает «популярность» среди одноклассников. Ребенок желает быть лидером: его активность – средство самоутверждения.

  2. Хочется всегда быть в центре внимания: нет лучшего способа привлечь взгляды всех окружающих, как что-нибудь вытворить.

  3. Не хватает внимания со стороны взрослого (учитель, родитель). Как правило, чем меньше внимания дома – тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе.

  4. Не дается учеба, нет должной мотивации к знаниям: бурные игры на перемене, разговоры во время урока помогают нерадивому ученику скрасить школьные часы, то есть избежать откровенной скуки.

  5. Ребенок слишком эмоциональный по характеру: ему трудно сдерживать свои чувства и порывы желаний. Виной всему нерастраченная энергия.

  6. В силу каких-то причин ребенок некомфортно чувствует себя в классном коллективе: его выходки – способ самозащиты.

ПРОБЛЕМА: проблема, как всегда, несколько шире ситуации: ученик нарушает дисциплину в классе.

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ:

  1. Учитель может минимизировать внимание. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать.

  2. Учитель может сделать замечание. Провести воспитательную беседу. Информировать родителей о данном поступке.

  3. Учитель может применить разрешающее поведение. Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным.

  4. Учитель может применить юмор. Чем больше юмора в классе в момент нарушения поведения, тем быстрее оно прекратится.

  5. Учитель может обратить внимание класса на примеры хорошего поведения. Гораздо полезнее уделить внимание кому-то из учеников, ведущих себя хорошо, чем указывать ученику-нарушителю на его «плохое» поведение. Этим вы подчеркнете, что внимания учителя и его уважения заслуживает хорошее, а не «плохое» поведение.

  6. Учитель может оставить ребенка в покое и проигнорировать ситуацию.

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ: Какой вариант предпочтительнее? На мой взгляд, верный выход из сложившейся ситуации – прибегнуть к юмору и минимизировать внимание. Например, учитель может такой фразой разрешить ситуацию: Необычное применение наглядных пособий. Не знала, что у них есть такая функция. Николай может Вы продемонстрируете как с ними правильно работать. А дальше как ни в чем не бывало начинать урок.

Если такие проступки ученика не систематические, то лучше на уроке не заострять внимание на этом поведении. Целесообразнее выяснить причину такого поведения на перемене, чтобы у ученика была возможность без стеснения сказать учителю причину.

Одно экстренное педагогическое воздействие не может изменить характер поведения в целом. А вот выстроенная стратегия поддержки – может. В процессе индивидуальной беседы с учеником, мы можем определить его причины вызывающего поведения. Вместе с тем нельзя забывать, что иногда из-за недостаточного внимания родителей к духовному миру ребенка мы сталкиваемся с тем, что школьник испытывает тяжелые и сильные эмоции, которые его травмируют и следствием этого является демонстративное поведение. Для исключения данной причины, мы побеседуем с родителями, выявим «настоящую» причину такого поведения, их взаимоотношение в семье.

Если причина лежит в избытке энергии, то поручить ему обязанность. Причину лежащею в взаимоотношениях решить сложнее, но в систематической работе, например, КТД, походы экскурсии, групповая работа и пр., решить возможно

Хочу закончить словами Ш.А. Амонашвили «Любить детей и каждого ребёнка надо: - искренне, честно, от всего сердца; - спокойно, терпеливо, доверительно; - нежно, красиво, изящно; - преданно, постоянно, без условностей; - воодушевлённо, вдохновенно, увлечённо; - заботливо, мужественно, понимающе; - с уважением, утверждением, возвышением».

Работа по преодолению или предупреждению данных ситуаций, должна быть систематической, но и не исключает индивидуальных, однократных бесед с ребенком.