СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогическая статья» по теме «Использование современных игровых технологий в моей практической деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Педагогическая статья» по теме «Использование современных игровых технологий в моей практической деятельности»»

МБОУ «Гимназия имени А.А. Островского»

Еремеева Дарья Сергеевна

Учитель начальных классов













«Педагогическая статья»

по теме «Использование современных игровых технологий в моей практической деятельности»





























Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.

Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…

Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра.

А. С. Макаренко

Актуальность темы заключается в том, что в современном мире, в век прорыва разнообразных инновационных технологии и открытий, наряду с научной литературой, все большее внимание уделяется использование разнообразных игр, с целью повышения эффективности в учебном процессе, но зачастую не все педагоги умеют грамотно и правильно применять их в обучении.

Цель: изучить вопрос целесообразности применения игровых педагогических технологий в практике современного урока.

Задачи:

  1. Рассмотреть использование игры в качестве метода обучения в начальных классах;

  2. Подобрать комплекс игровых педагогических технологий направленный на повышение уровня умственного развития младших школьников.

  3. Обосновать возможности практического применения игровых технологий в начальных классах.

Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Для того чтобы правильно использовать игровые технологии в образовательном процессе, необходимо знать, что такое игра, ее компоненты, виды, а также каковы ее цель и задачи в педагогическом процессе.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную (освоение общения);

- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

- самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);

- социализации (включение в систему общественных отношений);

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1) в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;

2) как элементы, иногда весьма существенные, какого-то другого метода;

3) в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);

4) возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.

Надеюсь, что статья будет интересна для учителей, работающих в младших классах, которые творчески подходят к своей деятельности и реализации профессионального потенциала, которые неравнодушны к процессу обучения и заинтересованы в результатах обучения.

Игровая технология, как деятельность, начинающаяся задолго до момента ее применения на занятии, может быть представлена в виде этапов.

Первый этап – подготовка: разработка сценария, план игры, общее описание, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения.

Первый этап занимает наибольшее время, так как связан с разработкой самой идеи игры и сценария. Здесь необходимо продумать сюжет игры, ее задачи, на чем будет построен соревновательный момент. Особое место занимает подготовка материального обеспечения – чем интереснее будет материал, тем более захватывающим будет процесс самой игры. Но самое главное, я считаю, это детальная проработка инструкционной карты и раздаточного материала. Это позволяет исключить или минимизировать время на дополнительные пояснения во время игры.

Второй этап – проведение игры. Постановка проблемы, условия, правила, распределение ролей, формирование групп, консультации.

У младших школьников хорошо развита фантазия, воображение. Но для них важно осознавать значимость игры и свою роль в ней. На этапе проведения игры в рамках занятия или внеурочной деятельности особое внимание отводится регламенту, который должен быть просчитан учителем на этапе подготовке. А соблюдение регламента достигается включением учителя как модератора или как непосредственного участника в процесс игры. Это может быть и в роли помощника обучающимся со слабым уровнем освоения теоретических знаний, это направление путем предложения альтернатив, идей для решения поставленной игровой задачи. Во время игры дети могут выполнять отдельные роли или работать в группе. При групповой работе над заданием в своей работе я использую работу с дополнительной литературой. Групповая работа обязательно предусматривает, впоследствии, межгрупповую дискуссию: выступление групп, представление результатов, работа экспертов.

Третий этап – анализ и обобщение: вывод из игры, рефлексия игры, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения.

Подведение итогов является важным этапом игры. На этом этапе необходимо осознать детям: что нового узнали, чему научились; какая была польза урока. В своей практике в игровой технологии чаще применяю самооценку обучающихся.

Приведу некоторые дидактические игры, которые использую на уроках русского языка:

  1. Игра «Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Огород парк море школа столовая зоопарк Гря - ка доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка.

Задания: а) Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. б) Составить предложения, используя данные слова.

  1. Игра «Перевертыш».

 Замени   в   словосочетании   главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, глу­хая собака.

  1. Задание: Образуйте формы именительного падежа множественного числа от слов: Носище - … (носища), болотище - … (болотища).

У моих учеников в таких играх, улучшается память, вырабатывается внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении цели.

Приведу игры, которые использую на уроке математики:

  1. Игра «Танграм»

Оборудование: Рисунки, составленные из геометрических фигур, полученных при делении квадрата на части.

Содержание: Танграм – это старинная игра. Учитель предлагает ученикам рисунок из геометрических фигур. До проведения игры он объясняет ее правила:

1. Кусочки квадрата не должны хотя бы частью прикрывать друг друга.

2. В состав каждого рисунка должны входить все семь частей квадрата.

Некоторые рисунки (по одному на уроке) ученики составляют по образцу, другие – по представлению. С целью контроля учитель вывешивает составляемый детьми рисунок на магнитной доске.

  1. «Сказочная шапка»

Дидактическая цель: Закреплять приемы устных вычислений в пределах 1000

В колпаке Звездочета находятся карточки с примерами. Вызванный ученик закрывает глаза, достает карточку с примером, затем решает пример. Если ответ неверный, сидящие в классе исправляют ошибку. Потом вызывается следующий ученик и т.д

  1. Комбинаторные задачи

В классе дежурили Аня, Коля и Маша. Из них двое накрывали на столы. Назовите какие пары дежурных могли накрывать на столы? (Аня и Коля, Аня и Маша, Коля и Маша). Сколькими способами можно расположить 2 книги на 3 полках? (6 способов). Изобразите рисунком.

У моих учеников в таких заданиях развивается: самоконтроль, внимание, мышление.

Игры, которые пользуемся на уроке литературного чтения:

  1. Ролевая игра. (Инсценированные: отрывки из сказок, произведений, ситуации)

Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.

  1. Игра «Эрудит»

Задание: составить как можно больше слов из слова СНЕГУРОЧКА за определённое время.

  1. Игра «Расскажи по картинке». 

В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам изученной темы.

У моих учеников в интеллектуальных играх, повышается мотивация к запоминанию важных факторов. Участие в ролевой игре помогает глубже понять личность литературного героя и связанные с ним идеи. В игре мои ученики получает новый опыт — эмоциональный, опыт поведения и общения с товарищами и учителем.

Игры, которые применяю на уроке окружающего мира:

  1. Дидактические игры.

Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре. Длительность словесных дидактических игр должна быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

  1. Деловые игры.

На своих уроках я часто использую деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия.

Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: 1) Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.


  1. Интеллектуальные игры.

Отгадывание загадок, шарад младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в ней.

У моих учеников в играх развивается коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков, у ребят вырабатывается активная познавательная деятельность. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

В своей педагогической деятельности, игровые технологии использую часто, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Современное общество нуждается в образованных людях, умеющих нестандартно творчески мыслить. Начальное звено обучения является наиболее благоприятным для развития познавательных и творческих способностей ребёнка. Игра положительно влияет на повышение качества знаний.

Работа в данном направлении показала, что использование развивающих игр,  является хорошей школой для воспитания воли, желания познавать окружающий мир, умения преодолевать трудности, стимулом к напряженной умственной деятельности.

Согласна я мнением педагога: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития…»

В.А.Сухомлинский

Список литературы и информационных источников.

  1. Бекиш М.А. «Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности», Начальная школа. – 2011. – № 11.

  2. Войтенко Т.П. «Игра как метод обучения и личностного развития», методическое пособие для педагогов начальной и средней школы, Калуга: Адель, 2008.

  3. http://www.referatbank.ru/referat/preview/9366/kursovaya-igrovye-tehnologii-nachalnoy-shkole.html

  4. https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/igrovye-tehnologii-obuchenija/