СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая статья по теме "Особенности реализации проектной деятельности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Косинская СОШ» Фадеевой Елены Юрьевны)

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья по теме "Особенности реализации проектной деятельности в начальной школе"»

Педагогическая статья

Особенности реализации проектной деятельности в начальной школе

(из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Косинская СОШ» Фадеевой Елены Юрьевны)

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

В латыни, откуда к нам пришло слово «projectus», это причастие означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставлено. Однако при выполнении какого-либо проекта младшие школьники осуществляют набор определённых действий, из которых и складывается деятельность. Но педагогам нужно понять, что подлинная  деятельность  всегда связана с преобразованием действительности.

Согласно Л.С. Выготскому,  мышление наперед устанавливает и подготавливает, предварительноорганизует то, что затем индивид совершает в реальных действиях. «Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге, управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями...». Такая деятельность носит название «проектная».

Существует много определений термина «проектная деятельность». В основном они характеризуют её с двух сторон. С одной стороны, проектная деятельность – это «практическая познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой у учеников появляется решение задачи, представленное в виде практического продукта», а с другой – «технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога».

Проектирование обладает своей методологией. Отличительной особенностью проектирования является его практическая направленность. Реализация проектной деятельности в начальной школе подразумевает конкретные операции взаимодействия учителя и обучающегося. Эти приёмы характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельности и обусловливаются целью применения. В педагогической литературе приёмы обучения часто трактуется как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. На уровне учебного предмета сочетания приёмов составляют методики и даже целостные методические системы. Это позволяет говорить о методе проектов, как о системе обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов.

Таким образом, проектная деятельность младших школьников имеет определённую методику осуществления, основанную на методе проектирования.

В настоящее время проектная деятельность внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности в начальную школу, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения. В таком контексте развития начальной школы перспективной представляется именно проектная деятельность. Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате её обучающиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция обучающегося.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Однако, с точки зрения А.Б. Воронцова, в образовательной практике часто происходит простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается (самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т. д.), либо механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы. Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.

Под проектной задачей А.Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия:

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Итак, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.

Следует учитывать, что метод проектов реализует, прежде всего, деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности обучающихся. Проблема проекта обуславливает выбор метода и приемов работы, направленных на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Возможности метода проектов для развития коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации деятельностного подхода в обучении выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Поэтому в начальной школе многие функции выполняет именно учитель, а не сам ученик.

Отдельные проектные задания можно использовать на уроках литературного чтения. А также можно создавать с детьми мини-проекты по данному учебному предмету. Мини-проекты позволяют формировать целый комплекс коммуникативных универсальных учебных действий.

Исследователи характеризуют метод проекта как:

  • личностно главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск, мысленное решение поставленной задачи младшим школьником.ориентированный;

  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

  • развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  • воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

  • здоровьесберегающий.

Главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск, мысленное решение поставленной задачи младшим школьником. Для формирования коммуникативных УУД важным оказывается групповой поиск способов решения проблемы, обсуждение продукта и его презентация.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!