СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая супервизия «Формирование функциональной грамотности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая супервизия «Формирование функциональной грамотности младших школьников»»

  Августовский педагогический форум «Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы»   Калининградский областной институт развития образования   Педагогическая супервизия «Формирование функциональной грамотности младших школьников» 29 августа 2022

  Августовский педагогический форум «Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы» Калининградский областной институт развития образования

Педагогическая супервизия «Формирование функциональной грамотности младших школьников»

29 августа 2022

Мастер-класс  «Методы и приёмы формирования  естественно-научной грамотности» Беженова Ольга Викторовна ,  учитель начальных классов МАОУ СОШ № 26 города Калининграда

Мастер-класс «Методы и приёмы формирования естественно-научной грамотности»

Беженова Ольга Викторовна ,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 26

города Калининграда

Естественно-научная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, основанных на научных доказательствах.  https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

Естественно-научная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, основанных на научных доказательствах.

https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

Методы и приёмы работы  по формированию естественно-научной грамотности Проектные задачи(Метод проектов) Опыты и эксперименты (Исследовательский метод. Моделирование.) Решение открытых задач(ТРИЗ, ТРКМ), «Мозговой штурм», «Корзина идей» «Предварительное действие», «Хорошо – плохо», Ситуационные задачи (Кейс-технология). Дидактические игры(игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация ) Приём «Кубик Блума»

Методы и приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности

Проектные задачи(Метод проектов)

Опыты и эксперименты

(Исследовательский метод.

Моделирование.)

Решение открытых задач(ТРИЗ, ТРКМ), «Мозговой штурм», «Корзина идей» «Предварительное действие», «Хорошо – плохо»,

Ситуационные задачи (Кейс-технология).

Дидактические игры(игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация )

Приём «Кубик Блума»

ЗАДАЧА открытая закрытая РАЗМЫТОЕ ЧЁТКОЕ УСЛОВИЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ единственный путь разные пути ОТВЕТ единственный правильный ответ набор возможных  (условных) ответов

ЗАДАЧА

открытая

закрытая

РАЗМЫТОЕ

ЧЁТКОЕ

УСЛОВИЕ

ПУТИ РЕШЕНИЯ

единственный

путь

разные пути

ОТВЕТ

единственный

правильный ответ

набор возможных

(условных) ответов

 Задача для решения:  «Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?» - Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи. - Какой вариант, на ваш взгляд, является идеальным конечным результатом?

Задача для решения:

«Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?»

- Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.

- Какой вариант, на ваш взгляд, является идеальным конечным результатом?

Возможные ответы:  1. Сделать прививку. (Приём «Предварительное действие»).  2. Не следует ходить в лес в период активности клещей.  (Приём «Проскок»). 3. Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей (спец. служба). (Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник») 4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей). (Приём «Предварительное действие», «Посредник») 5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка») 6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). (Приём «Предварительное действие») 7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат. (Приём «Своевременное действие») 8. Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении. (Приём «Своевременное действие», «Антидействие»)

Возможные ответы:

1. Сделать прививку. (Приём «Предварительное действие»).

2. Не следует ходить в лес в период активности клещей.

(Приём «Проскок»).

3. Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей (спец. служба). (Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник»)

4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей).

(Приём «Предварительное действие», «Посредник»)

5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка»)

6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). (Приём «Предварительное действие»)

7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат.

(Приём «Своевременное действие»)

8. Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении. (Приём «Своевременное действие», «Антидействие»)

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.  В.А. Сухомлинский Дидактические игры основаны на активизации и интенсификации деятельности учащихся и включают группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.   Функции игры: развивает способности ребёнка, расширяет кругозор;  учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи;  мотивирует и стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию познавательного интереса; снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Дидактические игры основаны на активизации и интенсификации деятельности учащихся и включают группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Функции игры:

  • развивает способности ребёнка, расширяет кругозор;
  • учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи;
  • мотивирует и стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию познавательного интереса;
  • снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке.
Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки и др.) Игры-путешествия (экспедиции, виртуальные экскурсии др.) Игры-эксперименты (опыты, эксперименты) Виды  игр  Сюжетно-ролевые игры Игры-драматизации Игры-соревнования  (викторины, турниры, конкурсы, олимпиады и др.)

Игры-упражнения

(кроссворды, ребусы,

шарады, головоломки,

загадки и др.)

Игры-путешествия

(экспедиции,

виртуальные

экскурсии др.)

Игры-эксперименты

(опыты,

эксперименты)

Виды

игр

Сюжетно-ролевые

игры

Игры-драматизации

Игры-соревнования

(викторины, турниры,

конкурсы,

олимпиады и др.)

Дидактическая игра  « Зашифрованное письмо »   « Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути » . - Расшифруйте послание  (за каждый правильный знак – 1 балл).

Дидактическая игра

« Зашифрованное письмо »

« Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути » .

- Расшифруйте послание

(за каждый правильный знак – 1 балл).

Список источников информации: https://infourok.ru/proektnye_zadachi._avtor_tehnologii_voroncov_a._b.-140863.htm www.maam.ru/detskijsad/igra-puteshestvie-zolotoe-kolco-rosi.html https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-modelirovaniya-na-urokah-okruzhayuschego-mira-pri-izuchenii-vzaimosvyazey-v-prirode-3673012.html http ://www.triz.natm.ru/trizz/triz4_03.htm https ://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/06/Sbornik_Proektnye-zadachi-i-uchebnye-proekty-1.pdf&ved=2ahUKEwj0zLjVgunuAhXCxIsKHSR-AqoQFjAAegQIARAB&usg=AOvVaw0-eUuoGf1phSaf6LBPFSQL https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https:// lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/7 /&ved=2ahUKEwiBnMvpgunuAhVjlMMKHVkWDRMQFjABegQIAxAH&usg=AOvVaw3srzWfAhwfhASKsfxbOMA2 https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4805 https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https:// vnovtk.ru/docs/metod_job/0_publication_149_1.pdf&ved=2ahUKEwicyLq9hOnuAhUsx4sKHfbAB8kQFjABegQIEBAB&usg=AOvVaw2unuq3KLfC1ZJTlB_UJ5WG  

Список источников информации:

  • https://infourok.ru/proektnye_zadachi._avtor_tehnologii_voroncov_a._b.-140863.htm
  • www.maam.ru/detskijsad/igra-puteshestvie-zolotoe-kolco-rosi.html
  • https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-modelirovaniya-na-urokah-okruzhayuschego-mira-pri-izuchenii-vzaimosvyazey-v-prirode-3673012.html
  • http ://www.triz.natm.ru/trizz/triz4_03.htm
  • https ://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/06/Sbornik_Proektnye-zadachi-i-uchebnye-proekty-1.pdf&ved=2ahUKEwj0zLjVgunuAhXCxIsKHSR-AqoQFjAAegQIARAB&usg=AOvVaw0-eUuoGf1phSaf6LBPFSQL
  • https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https:// lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/7 /&ved=2ahUKEwiBnMvpgunuAhVjlMMKHVkWDRMQFjABegQIAxAH&usg=AOvVaw3srzWfAhwfhASKsfxbOMA2
  • https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4805
  • https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https:// vnovtk.ru/docs/metod_job/0_publication_149_1.pdf&ved=2ahUKEwicyLq9hOnuAhUsx4sKHfbAB8kQFjABegQIEBAB&usg=AOvVaw2unuq3KLfC1ZJTlB_UJ5WG

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!