Педагогическая технология на основе эффективности организации и управления процессом обучения: проектная деятельность.
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённой цели, создание определённого, уникального личностного результата.
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов не могут осуществлять проектную деятельность, поэтому целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах. Начинать проектную деятельность в начальных классах следует на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, чем на уроках русского языка, математики и других предметов.
Меня заинтересовало:a возможно в начальной школе развивать проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – проектной деятельности.
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Я использую проектную деятельность в урочной, во внеклассной и домашней работе.
В связи с этим я определила следующие цели и задачи:
способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений.
Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела книжки-самоделки, в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве).
Важным фактором в проектной деятельности является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями проектной деятельности.
В октябре 2017 года два ученика 2 Г класса участвовали в школьной научно-практической конференции «Старт в науку». Цепляев Всеволод выступил по теме» Быстрое питание. Есть или не есть». Злобинец Никита выступил по теме « Зачем ребенку сон». Ребята проводили анкетирование у своих одноклассников. Результатом их выступления было награждение: дипломом 1 степени и диплом в номинации. Также итогом работы является и выступление перед одноклассниками. Ребятам было интересно узнать результаты анкетирования и выводы по исследованию работ.
В марте 2018 года в школе проходила Декада естественных наук. В этой декаде участвовало от класса уже 3 ученика. Зайнутдинов Тимур вместе с мамой проводили опыты по теме «Уникальные свойства сухого льда».
Цепляев Всеволод вместе с папой проводили эксперименты с таблетками из аптеки( глюконат кальция, «зеленка», йод). При проведении опыта мы увидели, что при нагревании из таблетки глюконат кальция получается Фараонова змея.
Злобинец Никита демонстрировал свой опыт по теме « Огнеупорный шарик». Свойство, которое демонстрировал этот опыт называется «теплопроводностью». Ребят наградили грамотами за успехи в изучении области химии и физики.
В октябре 2018 года Цепляев Всеволод участвовал в школьной научно-практической конференции « Старт в науку». Тема его исследовательской работы» Удивительные свойства магнитов». Всеволод проводил забавные физические эксперименты, демонстрируя свойства магнита. Результат : грамота за 1 место и в феврале 2019 года участие в городской научно-практической конференции.
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.