СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина в русле основных идей развивающего обучения дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика развивающего обучения – это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей  с репродуктивным обучением, основанном на натаскивании и зазубривании. Суть её концепции заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу,  как для педагога, так и для самого ученика.

При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается мышление, воображение, внимание, память, воля.

Стержневой идеей развивающего обучения является опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

В центре внимания педагога в рамках развивающего обучения оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности детей по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат, а отношение ребенка к материалу, желание не только изучать его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.

Описанные выше общие  характеристики развивающего обучения в полной мере можно отнести к педагогической технологии развивающих игр (автор Б.П. Никитин).

Просмотр содержимого документа
««Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина в русле основных идей развивающего обучения дошкольников»»

«Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина в русле основных идей развивающего обучения дошкольников»


Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,

но... не опаздывайте и, помогая... думайте сами. Б.П. Никитин


Методика развивающего обучения – это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанном на натаскивании и зазубривании. Суть её концепции заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для педагога, так и для самого ученика.

При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается мышление, воображение, внимание, память, воля.

Стержневой идеей развивающего обучения является опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

В центре внимания педагога в рамках развивающего обучения оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности детей по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат, а отношение ребенка к материалу, желание не только изучать его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.

Описанные выше общие характеристики развивающего обучения в полной мере можно отнести к педагогической технологии развивающих игр (автор Б.П. Никитин).


Педагогическая технология развивающих игр (автор Б.П. Никитина) направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста; она создает условия для опережающего развития способностей детей.


Процессуальная характеристика педагогической технологии


Технология основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом ребенка. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоской модели, инструкции и т.д. Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи информации.

Задачи располагаются в порядке возрастания сложности. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему малышу, до несложных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Большинство игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, позволяют детям и взрослым составлять новые варианты заданий, новые варианты игр, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В этих играх удалось объединить один из основных принципов обучения, от простого к сложному, с принципом творческой деятельности, самостоятельно по способностям, где ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Процесс действия с развивающими играми обеспечивает выполнение 5 основных условий развития способностей:

  1. развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

  2. их задания – ступеньки создают условия, опережающее развитие способностей;

  3. поднимаясь каждый раз самостоятельно до самого «потолка», ребенок развивается более успешно;

  4. развивающие игры могут быть разнообразны по содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества;

  5. не вторгаясь в игру ребенка взрослый создает тем самым условия для развития детской самостоятельности.

Основной структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является учебный цикл, т.е. блок занятий. Учебный цикл состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково – исследовательского, практического и рефлексивно-оценочного актов.

Для того, чтобы понять насколько технология развивающих игр (Б.П. Никитина) соответствует идеям развивающего обучения необходимо провести соотнесение актов учебного процесса в рамках развивающего обучения и этапов технологии развивающих игр.


Соотнесение актов учебного цикла в рамках развивающего обучения и этапов технологии развивающих игр (Б.П. Никитина)


Акты учебного цикла

Этапы

технологии развивающих игр

Деятельность детей

Деятельность педагога

Ориентировочно-мотивационный:

совместная постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность

Предварительный


Обеспечивает доступность игр для детей, их привлекательность.

Ориентационный

Наблюдает.



Наблюдает.

Предлагает вниманию ребенка игру.


Инициирует желание ребенка поиграть через наблюдение за игрой взрослого.

Поисково – исследовательский практический:

педагог приводит детей к самостоятельному постижения нового материала, формулированию выводов, их фиксированию в модельной форме.

Содержательно – операционный

Рассматривает игры.

Интересуется ими.






Осуществляет свободную игровую деятельность.

Предлагает ребенку игры более легкие, не доходя до трудных (ориентируясь на возраст, уровень развития ребенка, его интерес).

Обеспечивает сменяемость видов деятельности ребенка за счет использования разнообразных игр.

Рефлексивно-оценочный акт:

осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.


Ценностно – волевой

Оценивает получившейся результат с образцом. Анализирует, что не получилось, в случаи неудачи.

Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов ребенка в сочетании с предвосхищающим настроем на новые действия.

Обеспечивает эффект новизны, на основе уже известного (предлагает известные и новые игры).

Организует физическую разминку, двигательную активность в непринужденной обстановке.

Использует метод «ледокола» - каждый день начинает с уже освоенного, затем предлагает неизвестное более трудное.

Осуществляет образное «оживление» игровой ситуации.


Таким образом, деятельность детей и педагога в рамках всех этапов технологии в полной мере соответствуют всем актам учебного цикла в рамках развивающего обучения.


Особенности методики.

Педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку.

Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание ребенка к играм посредствам собственной игровой деятельности.

В процессе игры ребенка взрослый выступает в роли «консультанта».

Полностью исключается подсказка взрослого ребенку.

Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.

Если ребенок не справляется с заданием, значит взрослый переоценил его способности, необходимо начать игру через несколько дней с более легких заданий.

Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.

Для маленьких детей взрослый оживляет пару сказок, дает имена узорам, людям, придумывает, фантазирует, пока ребенка не начнет привлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.

Методы и приемы технологии развивающих игр:

  • Игровые методы:

- вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации,

- принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью,

- выполнение практических действий по получению необходимой информации.

  • Диалогические методы:

- беседа,

- «вопросы – ответы»,

- формулировка выводов.

  • Методы обучения:

- показ способа действия (после выполнения задания),

-проблемная ситуация,

-упражнение.


Проанализировав особенности методики развивающих игр (Б.П.Никитина), можно сказать, что она в полной мере соответствует основным характеристикам развивающего обучения, а именно:

- под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)

(в развивающих играх ребенок сам активно действует);

- развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума

(в развивающих играх ребенок всегда опирается на свои реальные возможности);

- в развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности

(в развивающих играх ребенок всегда преодолевает свои возможности –«метод «ледокола»);

-в развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности

(в развивающих играх ребенок самостоятельно ставит цель, выбирает средства, контролирует результат своей игровой деятельности);

-развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности

(в развивающих играх формируются знания, умения, навыки; способы умственных действий; самоуправляющие механизмы личности; эмоционально-нравственная сфера; деятельностно- практическая сфера ребенка);

-развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка

(в развивающих играх ребенок всегда возвращается к уже «освоенному», затем снова преодолевает трудности).

Таким образом, педагогическую технологию развивающих игр (Б.П. Никитина) в полной мере можно считать соответствующей основным характеристикам развивающего обучения.