ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ НО «КБЛК»)
Педагогические чтения-2020 «Личность педагога в современном образовании»
«Артистизм - компонент творческой индивидуальности педагога»
Преподаватель Чудоквасова Галина Анатольевна
«Творчество - акт творения мира из ничего» .
Н. Уэбстер, американский. лексикограф
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-развивающей работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества образования обучающихся
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, индивидуальный творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности
Артистизм в структуре личности педагога
Педагогический артистизм - это феномен, функционирующий на всех стадиях процесса педагогического творчества. Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей.
Педагогический артистизм как феномен является личностной и профессиональной категорией.
Под ним понимаются:
1)черты личности преподавателя, ее своеобразие;
2) совокупность учебных приемов, техник, заключающихся в том, что урок разыгрывается по особым законам;
3) концепция педагогического творчества, по которой вся окружающая действительность оказывается вовлеченной в педагогическую деятельность.
Задача артистичного педагога - оказать на обучающихся эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание;
утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами.
Основная цель педагога - способствовать формированию у студента личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом - положительного отношения обучающихся к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым колледжем; выбора студентом собственных средств для самореализации.
Основной жанр уроков артистичных педагогов - соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок создается каждый раз заново.
Главным результатом труда артистичных педагогов является то, что постоянное нахождение в "лаборатории", где протекает процесс творчества, и активное участие в нем оказывают непосредственное влияние на творческое становление обучающихся, на их охотное желание раскрыться, поделиться тем, что есть внутри, на их способность рефлексировать от знаний на себя через другого, переводить знания в личностный план, видеть их смысл.
Основные характеристики педагогического артистизма
- общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
- общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
- общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
- общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
- общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
- общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
- общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
- общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
- общительность
- иррациональность
- интуиция
- эмпатия (способность к сопереживанию)
- воображение
- наблюдательность
- способность к импровизации
- заразительность, самоконтроль и др.
Структура педагогического артистизма
1. Внутренний артистизм - культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в "сценарии" урока, внутренняя "настройка" на творчество, самообладание в условиях публичности и др.
2. Внешний артистизм -игровая подача, "техника" игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение обучающихся на игровой уровень, умелая режиссура урока.
Л.Ю. Берикханова выделяет три типа поведения педагогов при осуществлении импровизации.
2.Учитель-"камертон", отзывается на любые внешние изменения, чутко реагируя на внешние обстоятельства. В результате оживленный, интересный диалог, обогащение партнеров по общению. Но преподаватель, увлеченный сиюминутным общением, зачастую теряет ориентир и может направить процесс обучения в русло, не соответствующее его предварительному замыслу.
1.Учитель-"солист", который слышит только себя и импровизирует на основе возникновения ассоциаций, аналогий, воспоминаний
. Импровизация при этом оказывается недостаточно эффективной, поскольку ученики не берутся учителем в расчет в полной мере.
3.Учитель- «импровизатор» - не только исполняет свою педагогическую "партитуру", двигаясь к намеченной цели урока, но и импровизирует. При этом импровизационные моменты не заслоняют поставленной задачи урока, а дают возможность обогатить предварительно продуманный замысел, улучшить и усовершенствовать его непосредственно в процессе деятельности. Импровизированные речь и поведение учителя, как правило, очень энергичны и эмоциональны; они сильнее воздействуют на студентов. А сам факт импровизации поднимает авторитет педагога .
В структуре личности педагога артистизм играет следующие роли:
1. Синтезирующую(педагог ставить задания ребенку в определенный мировоззренческий и нравственный контекст).
2. Обогащающую и гармонизирующую личностные проявления педагога.
3. Регулирующую самочувствие педагога, его настрой на творчество.
4. Защитную (повышают уверенность, самооценку учителя).
5. Формирующую мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования.
ФУНКЦИИ АРТИСТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТУДЕНТ КАК СОТВОРЦЫ УРОКА
Педагогическое общение
Педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия и взаимодействия преподавателя и студентов, их сотворчества.
Оптимальное педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности выпускника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в студенческом коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности преподавателя .
В педагогической деятельности сотворчество, взаимодействие с аудиторией играют едва ли не большую роль, чем в театральном искусстве…
Урок невозможно «сыграть» без совместных усилий преподавателя и студента, на уроке нет зрителей, все - участники действия.
Специфика актерских проявлений в деятельности педагога состоит в том, что он не перевоплощается каждый раз в новую личность, а остается самим собой, и именно его личностные качества, его духовное богатство - основная сила его труда.
Педагогическое перевоплощение осуществляется во внутреннем плане.
Основные различия педагогической и актерской деятельности
Деятельность преподавателя происходит в границах реально существующего; чувство преподавателя рождается реальными обстоятельствами, он более открыт в выявлении своих чувств, чем актер. Общение педагога со студентами тяготеет к диалогу, продолжительность его деятельности в несколько раз больше, чем у актера; границы творчества шире: игра - лишь часть его «техники»; если у актера репертуар представлен в один день, как правило, одной ролью, то у преподавателя программа деятельности может быть разной. У преподавателя отсутствуют помощники в деятельности, хотя объективно он не одиночка, а участник ансамбля педагогов образовательного учреждения; ответственность за результат деятельности у преподавателя личная, последствия его ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач.
В процессе педагогического общения артистизм педагога выполняет следующие функции :
1. Мотивационная
2. Мобилизационная
3. Аттрактивная (притягивающая)
4. Фасилитаторская (от англ. «facilitate» - облегчать, помогать)
5. Стимуляционная
6. Синтетическая
Артистизм педагогического поведения включает в себя и моменты максимальной мобилизации, и бережные пристройки "снизу", и смену веса…
1. Педагог при исполнении своих обязанностей обязан выглядеть сосредоточенно, собранно, мобилизованно, чтобы один его вид давал студентам ощущение ценности времени и важности выполняемой работы.
2. Поведение преподавателя должно убеждать студентов, что именно они интересны ему.
3. Большую часть времени преподаватель должен находиться в приподнятом, радостном настроении, возникающем от внимания к студенту, от интереса к студенческим ошибкам и удачам.
Составляющие педагогического артистизма
1. Перевоплощение - способность стать другим, оставаясь самим собой.
2. Открытость и непосредственность, умение говорить напрямую, делиться тем, что есть внутри, заставить аудиторию сопереживать.
3. Наличие у педагога так называемой «визуальности», внешней привлекательности.
4. Импровизация - способность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию.
5. Способность саморегуляции, владения своим настроением. Педагог должен обладать развитыми эмпатией и рефлексией.
6. Речевой артистизм - один из основных критериев оценки артистизма.
АРТИСТИЗМ ПЕДАГОГА
«Самое трудное и самое важное в преподавании - заставить себя слушать»
Василий Осипович Ключевский, российский историк
"Руки высказывают мысль".
Константин Сергеевич Станиславский
Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, позы, дистанции
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС
Использование в учебном процессе названных возможностей артистизма, устанавливающих между преподавателем и студентами деловых отношений, основанных на доверии и уважении, способствующих созданию на уроке творческой атмосферы, возникновению сотрудничества, сотворчества преподавателя и студента, так как уроки сотрудничества, учителя-практики и определяют как такие уроки, на которых в группе студентов создается спокойная, доброжелательная обстановка, присутствует взаимопомощь, чувство коллектива, обучающиеся работают активно и с удовольствием, потому что внимание преподавателя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких, на том, что подросток поднимается над самим собой, обогащенный новым знанием, чувством, настроением, отношением к себе и миру.
Чтобы урок был выразительным, ярким, оказал завораживающее действие на студентов, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наибольшее значение имеют особенности внутреннего мира преподавателя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов.
" Сейчас много говорят о техническом мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее... нравственный облик, манера общения и поведения учителя" .
Симон Львович Соловейчик, советский публицист
Не забывайте об этом и... совершенствуйтесь!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!