СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические чтения-2020 «Личность педагога в современном образовании» «Артистизм - компонент творческой индивидуальности педагога»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неоднозначное отношение к набору необходимых для педагога профессиональных качеств, споры  о том, должен или нет, преподаватель обладать артистизмом, является ли это показателем его профессионализма – вот то, что представлено в этой статье

Просмотр содержимого документа
«Педагогические чтения-2020 «Личность педагога в современном образовании» «Артистизм - компонент творческой индивидуальности педагога»»

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Нижегородской области «КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ» (ГБПОУ НО «КБЛК») Педагогические чтения-2020 «Личность педагога в современном образовании» «Артистизм - компонент творческой индивидуальности педагога» Преподаватель Чудоквасова Галина Анатольевна

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ НО «КБЛК»)

Педагогические чтения-2020 «Личность педагога в современном образовании»

«Артистизм - компонент творческой индивидуальности педагога»

Преподаватель Чудоквасова Галина Анатольевна

«Творчество - акт творения мира из ничего» . Н. Уэбстер, американский. лексикограф Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью

«Творчество - акт творения мира из ничего» .

Н. Уэбстер, американский. лексикограф

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-развивающей работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества образования обучающихся

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-развивающей работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества образования обучающихся

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, индивидуальный творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, индивидуальный творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности

Артистизм в структуре личности педагога Педагогический артистизм - это феномен, функционирующий на всех стадиях процесса педагогического творчества. Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей.

Артистизм в структуре личности педагога

Педагогический артистизм - это феномен, функционирующий на всех стадиях процесса педагогического творчества. Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей.

Педагогический артистизм как феномен является личностной и профессиональной категорией. Под ним понимаются: 1)черты личности преподавателя, ее своеобразие; 2) совокупность учебных приемов, техник, заключающихся в том, что урок разыгрывается по особым законам;  3) концепция педагогического творчества, по которой вся окружающая действительность оказывается вовлеченной в педагогическую деятельность.

Педагогический артистизм как феномен является личностной и профессиональной категорией.

Под ним понимаются:

1)черты личности преподавателя, ее своеобразие;

2) совокупность учебных приемов, техник, заключающихся в том, что урок разыгрывается по особым законам;

3) концепция педагогического творчества, по которой вся окружающая действительность оказывается вовлеченной в педагогическую деятельность.

 Задача артистичного педагога - оказать на обучающихся эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами.

Задача артистичного педагога - оказать на обучающихся эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание;

утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами.

Основная цель педагога - способствовать формированию у студента личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом - положительного отношения обучающихся к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым колледжем; выбора студентом собственных средств для самореализации.

Основная цель педагога - способствовать формированию у студента личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом - положительного отношения обучающихся к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым колледжем; выбора студентом собственных средств для самореализации.

Основной жанр уроков артистичных педагогов - соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок создается каждый раз заново. Главным результатом труда артистичных педагогов является то, что постоянное нахождение в

Основной жанр уроков артистичных педагогов - соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок создается каждый раз заново.

Главным результатом труда артистичных педагогов является то, что постоянное нахождение в "лаборатории", где протекает процесс творчества, и активное участие в нем оказывают непосредственное влияние на творческое становление обучающихся, на их охотное желание раскрыться, поделиться тем, что есть внутри, на их способность рефлексировать от знаний на себя через другого, переводить знания в личностный план, видеть их смысл.

Основные характеристики педагогического артистизма

  • общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
  • общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
  • общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
  • общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
  • общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
  • общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
  • общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
  • общительность иррациональность интуиция эмпатия (способность к сопереживанию) воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
  • общительность
  • иррациональность
  • интуиция
  • эмпатия (способность к сопереживанию)
  • воображение
  • наблюдательность
  • способность к импровизации
  • заразительность, самоконтроль и др.

 Структура педагогического артистизма 1. Внутренний артистизм - культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в

Структура педагогического артистизма

1. Внутренний артистизм - культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в "сценарии" урока, внутренняя "настройка" на творчество, самообладание в условиях публичности и др.

2. Внешний артистизм -игровая подача, "техника" игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение обучающихся на игровой уровень, умелая режиссура урока.

Л.Ю. Берикханова выделяет три типа поведения педагогов при осуществлении импровизации.

2.Учитель-"камертон", отзывается на любые внешние изменения, чутко реагируя на внешние обстоятельства. В результате оживленный, интересный диалог, обогащение партнеров по общению. Но преподаватель, увлеченный сиюминутным общением, зачастую теряет ориентир и может направить процесс обучения в русло, не соответствующее его предварительному замыслу.

1.Учитель-"солист", который слышит только себя и импровизирует на основе возникновения ассоциаций, аналогий, воспоминаний

. Импровизация при этом оказывается недостаточно эффективной, поскольку ученики не берутся учителем в расчет в полной мере.

3.Учитель- «импровизатор» - не только исполняет свою педагогическую "партитуру", двигаясь к намеченной цели урока, но и импровизирует. При этом импровизационные моменты не заслоняют поставленной задачи урока, а дают возможность обогатить предварительно продуманный замысел, улучшить и усовершенствовать его непосредственно в процессе деятельности. Импровизированные речь и поведение учителя, как правило, очень энергичны и эмоциональны; они сильнее воздействуют на студентов. А сам факт импровизации поднимает авторитет педагога .

В структуре личности педагога артистизм играет следующие роли:   1. Синтезирующую(педагог ставить задания ребенку в определенный мировоззренческий и нравственный контекст). 2. Обогащающую и гармонизирующую личностные проявления педагога. 3. Регулирующую самочувствие педагога, его настрой на творчество. 4. Защитную (повышают уверенность, самооценку учителя). 5. Формирующую мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования.

В структуре личности педагога артистизм играет следующие роли:

1. Синтезирующую(педагог ставить задания ребенку в определенный мировоззренческий и нравственный контекст).

2. Обогащающую и гармонизирующую личностные проявления педагога.

3. Регулирующую самочувствие педагога, его настрой на творчество.

4. Защитную (повышают уверенность, самооценку учителя).

5. Формирующую мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования.

ФУНКЦИИ АРТИСТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТУДЕНТ КАК СОТВОРЦЫ УРОКА

ФУНКЦИИ АРТИСТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТУДЕНТ КАК СОТВОРЦЫ УРОКА

Педагогическое общение Педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия и взаимодействия преподавателя и студентов, их сотворчества. Оптимальное педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности выпускника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в студенческом коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности преподавателя .

Педагогическое общение

Педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия и взаимодействия преподавателя и студентов, их сотворчества.

Оптимальное педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности выпускника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в студенческом коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности преподавателя .

В педагогической деятельности сотворчество, взаимодействие с аудиторией играют едва ли не большую роль, чем в театральном искусстве… Урок невозможно «сыграть» без совместных усилий преподавателя и студента, на уроке нет зрителей, все - участники действия. Специфика актерских проявлений в деятельности педагога состоит в том, что он не перевоплощается каждый раз в новую личность, а остается самим собой, и именно его личностные качества, его духовное богатство - основная сила его труда.  Педагогическое перевоплощение осуществляется во внутреннем плане.

В педагогической деятельности сотворчество, взаимодействие с аудиторией играют едва ли не большую роль, чем в театральном искусстве…

Урок невозможно «сыграть» без совместных усилий преподавателя и студента, на уроке нет зрителей, все - участники действия.

Специфика актерских проявлений в деятельности педагога состоит в том, что он не перевоплощается каждый раз в новую личность, а остается самим собой, и именно его личностные качества, его духовное богатство - основная сила его труда.

Педагогическое перевоплощение осуществляется во внутреннем плане.

Основные различия педагогической и актерской деятельности Деятельность преподавателя происходит в границах реально существующего; чувство преподавателя рождается реальными обстоятельствами, он более открыт в выявлении своих чувств, чем актер. Общение педагога со студентами тяготеет к диалогу, продолжительность его деятельности в несколько раз больше, чем у актера; границы творчества шире: игра - лишь часть его «техники»; если у актера репертуар представлен в один день, как правило, одной ролью, то у преподавателя программа деятельности может быть разной. У преподавателя отсутствуют помощники в деятельности, хотя объективно он не одиночка, а участник ансамбля педагогов образовательного учреждения; ответственность за результат деятельности у преподавателя личная, последствия его ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач.

Основные различия педагогической и актерской деятельности

Деятельность преподавателя происходит в границах реально существующего; чувство преподавателя рождается реальными обстоятельствами, он более открыт в выявлении своих чувств, чем актер. Общение педагога со студентами тяготеет к диалогу, продолжительность его деятельности в несколько раз больше, чем у актера; границы творчества шире: игра - лишь часть его «техники»; если у актера репертуар представлен в один день, как правило, одной ролью, то у преподавателя программа деятельности может быть разной. У преподавателя отсутствуют помощники в деятельности, хотя объективно он не одиночка, а участник ансамбля педагогов образовательного учреждения; ответственность за результат деятельности у преподавателя личная, последствия его ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач.

В процессе педагогического общения артистизм педагога выполняет следующие функции :   1. Мотивационная 2. Мобилизационная 3. Аттрактивная (притягивающая) 4. Фасилитаторская (от англ. «facilitate» - облегчать, помогать) 5. Стимуляционная 6. Синтетическая

В процессе педагогического общения артистизм педагога выполняет следующие функции :

1. Мотивационная

2. Мобилизационная

3. Аттрактивная (притягивающая)

4. Фасилитаторская (от англ. «facilitate» - облегчать, помогать)

5. Стимуляционная

6. Синтетическая

Артистизм педагогического поведения включает в себя и моменты максимальной мобилизации, и бережные пристройки

Артистизм педагогического поведения включает в себя и моменты максимальной мобилизации, и бережные пристройки "снизу", и смену веса…

1. Педагог при исполнении своих обязанностей обязан выглядеть сосредоточенно, собранно, мобилизованно, чтобы один его вид давал студентам ощущение ценности времени и важности выполняемой работы.

2. Поведение преподавателя должно убеждать студентов, что именно они интересны ему.

3. Большую часть времени преподаватель должен находиться в приподнятом, радостном настроении, возникающем от внимания к студенту, от интереса к студенческим ошибкам и удачам.

  Составляющие педагогического артистизма 1. Перевоплощение - способность стать другим, оставаясь самим собой. 2. Открытость и непосредственность, умение говорить напрямую, делиться тем, что есть внутри, заставить аудиторию сопереживать.  3. Наличие у педагога так называемой «визуальности», внешней привлекательности.  4. Импровизация - способность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию.  5. Способность саморегуляции, владения своим настроением. Педагог должен обладать развитыми эмпатией и рефлексией. 6. Речевой артистизм - один из основных критериев оценки артистизма.

  Составляющие педагогического артистизма

1. Перевоплощение - способность стать другим, оставаясь самим собой.

2. Открытость и непосредственность, умение говорить напрямую, делиться тем, что есть внутри, заставить аудиторию сопереживать.

3. Наличие у педагога так называемой «визуальности», внешней привлекательности.

4. Импровизация - способность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию. 

5. Способность саморегуляции, владения своим настроением. Педагог должен обладать развитыми эмпатией и рефлексией.

6. Речевой артистизм - один из основных критериев оценки артистизма.

 АРТИСТИЗМ ПЕДАГОГА «Самое трудное и самое важное в преподавании - заставить себя слушать»  Василий Осипович Ключевский, российский историк

АРТИСТИЗМ ПЕДАГОГА

«Самое трудное и самое важное в преподавании - заставить себя слушать»

Василий Осипович Ключевский, российский историк

"Руки высказывают мысль".

Константин Сергеевич Станиславский

Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, позы, дистанции

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС

Использование в учебном процессе названных возможностей артистизма, устанавливающих между преподавателем и студентами деловых отношений, основанных на доверии и уважении, способствующих созданию на уроке творческой атмосферы, возникновению сотрудничества, сотворчества преподавателя и студента, так как уроки сотрудничества, учителя-практики и определяют как такие уроки, на которых в группе студентов создается спокойная, доброжелательная обстановка, присутствует взаимопомощь, чувство коллектива, обучающиеся работают активно и с удовольствием, потому что внимание преподавателя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких, на том, что подросток поднимается над самим собой, обогащенный новым знанием, чувством, настроением, отношением к себе и миру.

Использование в учебном процессе названных возможностей артистизма, устанавливающих между преподавателем и студентами деловых отношений, основанных на доверии и уважении, способствующих созданию на уроке творческой атмосферы, возникновению сотрудничества, сотворчества преподавателя и студента, так как уроки сотрудничества, учителя-практики и определяют как такие уроки, на которых в группе студентов создается спокойная, доброжелательная обстановка, присутствует взаимопомощь, чувство коллектива, обучающиеся работают активно и с удовольствием, потому что внимание преподавателя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких, на том, что подросток поднимается над самим собой, обогащенный новым знанием, чувством, настроением, отношением к себе и миру.

Чтобы урок был выразительным, ярким, оказал завораживающее действие на студентов, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наибольшее значение имеют особенности внутреннего мира преподавателя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов.

Чтобы урок был выразительным, ярким, оказал завораживающее действие на студентов, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наибольшее значение имеют особенности внутреннего мира преподавателя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов.

" Сейчас много говорят о техническом мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее... нравственный облик, манера общения и поведения учителя" .

Симон Львович Соловейчик, советский публицист

Не забывайте об этом и... совершенствуйтесь!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!