Педагогические идеи Л.К.Шлегер
Презентацию составила Кынтоярова Айталина Константиновна
Воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ №84 «Искорка» г.Якутск Республики Саха(Якутия)
Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители .
Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.
К октябрю 1917 года в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 - платные.
, Биография
Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительни ц.
В 1882-1903 годах Луиза Шлегер работала учительницей начальных классов, домашней воспитательницей, затем - в детских приютах Московского общества попечения о бедных и больных детях. Была одним из участников создания московского просветительного общества «Сетлемент» (1906), преобразованного позднее в общество «Детский труд и отдых». После закрытия общества стала сотрудницей С. Т. Шацкого в руководстве московским филиалом общества «Детский труд и отдых». В 1905-1918 годах она руководила созданным в 1905 году при обществе первым в Москве народным детским садом, который представлял собой экспериментально-педагогическую лабораторию. Одновременно с 1907 года работала в организованной ею совместно с Е. Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школы для мальчиков и девочек. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Московском городском народном университете.
В 1905-1918 гг. является руководителем первого московского народного детского сада, С 1918 года Шлегер работала в Московском отделенми народного образования и одновременно - консультант по дошкольному воспитанию в Наркомпросе. В 1919-1932 годах заведующая дошкольным отделом Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В 1930-х занималась преимущественно исследовательской работой в области начального обучения.
Начало педагогической деятельности Л.К. Шлегер положило активное участие в работе обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». В данных обществах осуществлялась организация воспитательных мероприятий для детей бедных слоёв населения Москвы. Чуть позже был открыт детский сад, в котором осуществлялась безвозмездная работа с детьми. Основой работы в детском саду стала идея свободного воспитания, где детям в ходе игр и занятий предоставлялась полная свобода. Однако по прошествии небольшого времени возникла необходимость проведения организованных занятий в соответствии с планами воспитателя. Именно с этого момента начало осуществляться планирование работы детского сада .
В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников .
В1905 г. Л.К. Шлегер возглавила первый в Москве народный детский сад, который в основном посещали дети рабочих и ремесленников, но были и выходцы из других сословий.
Л.К. Шлегер разработала принципы свободного дошкольного воспитания: 1) дети имеют право на собственную жизнь ; 2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности, и изучать нужно каждый возраст ; 3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре; 4) свободная работа служит нам показателем роста; 5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать; 6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность; 7) наша роль – помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая» .
Придавая большое значение применению кукол в воспитательной работе народного детского сада, Шлегер утверждала, что кукла живое существо для ребенка. Игра в куклы формирует жизнечувствие детей, а также дает педагогу богатый материал для наблюдения за их развитием. Вместе с куклами дети проживают свою жизнь, в процессе игры куклы исполняют роли людей: домашнее бытие, работа родителей, жизнь самих детей –все становится театральным действием. В 1907 г. Шлегер вместе с Е.Я. Фортунатовой создала экспериментальную начальную школу совместного обучения мальчиков и девочек.
Наряду с воспитательно‐учебной деятельностью Луиза Карловна разработала формы и методы работы по организации детского сада. В 1906 г. она организовала кружок педагогов‐дошкольниц, а в 1914 г. начала широко пропагандировать дошкольное дело, став одним из лидеров в этой области. Шлегер преподавала «дошкольное дело» на . Шлегер считала, что дошкольная педагогическая работа должна проводиться так, чтобы теория непрерывно проверялась на практике, чтобы практика непременно обосновывалась теорией. Луиза Карловна настаивала на том, чтобы на курсы приходили мотивированные слушатели, имеющие опыт практический работы.
- Педагог от бога, Луиза Карловна достигла вершин профессионализма; она не только работала, но и жила этим, она была мастером высокого педагогического искусства, как в работе с детьми, так и со взрослыми. «И этот “педагогизм” ей не стоит никаких специальных усилий или подготовки. Она такова на самом деле», – писал Шацкий
Л. К. Шлегер первая из группы педагогов общества “Детский труд и отдых» предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.