СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья 

Просмотр содержимого документа
«Педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Рожихина Татьяна Николаевна,

преподаватель,

ГБПОУ «Донецкий техникум связи

и отраслевых технологий»


Ключевые слова: педагогические методы, технологии, обучение, процесс


В современном мире, характеризующемся быстрыми изменениями и инновациями, среднее профессиональное образование (СПО) играет ключевую роль в подготовке квалифицированных кадров, способных адаптироваться к требованиям рынка труда. Эффективное использование педагогических методов и технологий в СПО является основой для создания конкурентоспособных специалистов. Они должны обеспечивать не только передачу знаний, но и формирование практических навыков, компетенций и личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

При выборе педагогических методов и технологий важно учитывать следующие принципы:

  • Адаптивность: методы должны соответствовать специфике обучаемой специальности и уровню подготовки студентов.

  • Интеграция теории и практики: важным аспектом является баланс между теоретическими знаниями и практическими навыками.

  • Учет индивидуальных особенностей студентов: применение дифференцированного подхода позволяет учитывать различные стили обучения.

Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

К современным педагогическим технологиям можно отнести:

1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):

  • Электронные учебники и пособия: доступ к учебным материалам в цифровом формате.

  • Онлайн-курсы и вебинары: обучение в дистанционном формате.

  • Системы дистанционного обучения (СДО): управление учебным процессом, контроль успеваемости.

  • Использование интерактивных досок и мультимедийных презентаций: визуализация учебного материала.

  • Компьютерное моделирование и симуляторы: отработка практических навыков в виртуальной среде.

  • Социальные сети и блоги: общение студентов, обмен опытом, обсуждение вопросов.

2.Технология модульного обучения: разделение учебного материала на модули, которые студенты изучают самостоятельно, что позволяет индивидуализировать процесс обучения.

3.Технология проектного обучения: обучение через выполнение проектов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

4.Технология развития критического мышления: обучение студентов анализировать информацию, делать выводы, принимать обоснованные решения.

5.Технология личностно-ориентированного обучения: учет индивидуальных особенностей студентов, обеспечение комфортной учебной среды.

6.Технология blended learning (смешанное обучение): сочетание аудиторных занятий с онлайн-обучением [2].

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

К выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения или устройстве на работу. Они должны уметь адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. Педагогу добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого необходимо использовать такую систему методов, которая направлена не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимися, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности.

Педагогические методы можно разделить на несколько групп включают в себя различные приёмы и средства, направленные на развитие познавательных и профессиональных навыков студентов:

  • Активные методы обучения. Предполагают активное вовлечение студентов в учебный процесс. К ним относятся дискуссии и дебаты, развивающие критическое мышление, сетевые проекты, способствующие сотрудничеству и обмену опытом, ролевые игры, помогающие моделировать профессиональные ситуации.

  • Дистанционные технологии. Онлайн-курсы и вебинары позволяют обеспечить доступность образования для студентов, увеличить гибкость расписания и индивидуализировать подход к обучению.

  • Мультимедийные ресурсы. Использование видео, анимации и презентаций способствует более глубокому усвоению материала. Такие ресурсы помогают визуализировать сложные концепции, улучшают восприятие информации и повышают мотивацию студентов.

  • Исследовательские методы. Дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять в обучении свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения.

  • Разноуровневое обучение. Позволяет преподавателю помогать слабому студенту и уделять внимание сильному, реализовывать желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

  • Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению. В результате происходит формирование общих и профессиональных компетенций, творческое овладение знаниями, умениями, развиваются мыслительные способности [1].

В контексте СПО наиболее подходящими методами являются активные и интерактивные, так как именно они позволяют осваивать профессию не только в теории, но и на практике.

Одним из важных моментов на занятии для студента является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на

протяжении всего процесса обучения, в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося. Поэтому современный урок следует организовать так, чтобы сочетать специально структурированную деятельность с обычным межличностным общением. Таким образом, через личные взаимодействия на занятии учитываются возрастные и психологические особенности студентов, включая их готовность к расширению круга общения, сопереживанию взрослым проблемам и стремлению к самоутверждению.

Педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании должны меняться в соответствии с требованиями времени и рынка труда. Их эффективное использование способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, готовых успешно конкурировать в современном мире. Интеграция традиционных и современных подходов, а также использование инновационных технологий создают качественное образовательное пространство, способствующее личностному и профессиональному развитию обучающихся.


Список используемых источников

1. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. Казань, май 2015 г. Казань: Бук, 2015 – С.161 - 164

2. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2019 - 432 с.