СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Педагогические находки учителя в системе школы по подготовке учащихся 9, 11 классов к ГИА"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Педагогические находки учителя в системе школы по подготовке учащихся 9, 11 классов к ГИА"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Озёрная основная общеобразовательная школа"












Доклад на тему:

"Педагогические находки учителя в системе школы по подготовке учащихся 9, 11 классов к ГИА"











Подготовила:

Учитель математики и информатики

Малянова Т.А.













2018 г.

Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании в РФ” освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов становится важнейшей частью нашей жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае—июне способны определить будущее ребенка — кому-то они откроют дорогу в престижный техникум, вуз, а кому-то принесут разочарование. Для некоторых подростков, их родителей и учителей экзамен может обернуться настоящей драмой. Поэтому так важны подготовка к ГИА, знание нормативно-правовой базы,  объективность экзамена, прозрачность его процедур и участие общественности на каждом его этапе.

От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Итоговая аттестация выпускников имеет большое значение. Экзамены дают возможность педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений подвести итоги своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить успехи и пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всей учебно-воспитательной работы школы. Они способствуют повышению ответственности учителей и учащихся.

Новые формы проведения итоговой аттестации школьников ЕГЭ и ОГЭ имеют ряд преимуществ. Для выпускников это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз, для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов (путем обсуждения с членами комиссий учебных планов, программ, методик преподавания, отдельных разделов предметов и т.д.). Анализ результатов ГИА позволяет сделать выводы о качестве работы отдельных учителей, педагогического коллектива в целом, а также уровне управленческой деятельности администрации учебного заведения.

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в образовательную программу. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.


В системе подготовки выпускников к итоговой аттестации можно выделить следующие основные направления.

  1. В настоящее время накоплена обширная методическая база преподавания

обязательных предметов в школе.

На сайте www.fipi.ru можно скачать спецификации и кодификаторы ГИА. Рекомендуется использовать данные материалы при подготовке выпускников.

Также на сайте ФИПИ начали работу открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ.
Познакомиться с содержимым этих разделов сайта можно выбрав соответствующие названия на главной странице сайта. Открытые банки заданий содержат множество заданий, использовавшихся на экзаменах прошлых лет.

Открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ предоставляют следующие возможности: познакомиться с заданиями, собранными по тематическому рубрикатору, загрузить задания по выбранной пользователем теме с разбивкой по 10 заданий на страницу и возможностью перелистывать страницы, открыть в отдельном окне задание, выбранное пользователем.

На сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru опубликован перечень учебных изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях.

Учителя-предметники могут использовать и другие интернет-ресурсы для качественной и эффективной подготовки выпускников:

http://www.edu.ru/moodle/ - федеральный портал Российское образование;

http://www.alleng.ru - образовательные ресурсы интернета

Эти сайты предлагают материалы ЕГЭ разных лет, демоверсии экзаменационных заданий, ссылки на образовательные ресурсы интернета.

  1. В соответствии с третьим направлением национальной образовательной инициативы «Развитие учительского потенциала» особую актуальность приобретает вопрос организации переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Кроме того, педагоги школы должны принимать участие в муниципальных методических семинарах, мастер-классов по преподаванию отдельных тем подготовки к ЕГЭ, школьные семинары для учителей.

Именно при таком комплексном подходе к процессу подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации возможно достичь высоких результатов ЕГЭ в системе.


  1. Работа с родителями, психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ

Постоянно должна проводится работа с родителями обучающихся: в плане подготовки предусмотрено проведение тематических родительских собраний (как общешкольных, так и в отдельных классах) с участием администрации школы. В этом направлении должна быть организована работа с участниками образовательного процесса, органа государственно-общественного управления школой; а также постоянно проводится работа с родительским активом школы, индивидуальная работа с родителями выпускников.

Высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ – это не только качественная учебная подготовка, но и определенный психологический настрой. Вопросам организации психологической помощи обучающимся также нужно уделять особое внимание.

Классные руководители должны проводить работу, направленную на изучение индивидуальных особенностей поведения учащихся во время экзаменов, проверочных и итоговых работ; мониторинг по профориентации учащихся.

Все эти мероприятия направлены на то, чтобы выработать объективное отношение к системе ГИА, подготовить учащихся и их родителей к этому испытанию.

Именно при таком комплексном подходе к процессу подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации возможно достичь высоких результатов ЕГЭ в системе.


Виды деятельности учителя по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше. Педагогика успеха, сотрудничества, где учитель выступает в роли организатора процесса.

Принцип совместного прогнозирования результатов. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось.

  1. Выявление общих и индивидуальных затруднений обучающихся.

  2. Разработка образовательной технологии подготовки к ГИА.

  3. Совершенствование форм и методов обучения.

  4. Формирование общеучебных навыков, ключевых компетенций.

  5. Формирование целевых групп, определение «групп риска».

  6. Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

  7. Проведение консультаций по предмету.

  8. Подготовка и периодическое обновление стенда «Готовимся к ГИА» в учебных кабинетах.


Роль ИКТ при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.

Необходимость работы в данном направлении объясняется следующими причинами. Во-первых, подготовка выпускников к ГИА является актуальной для всех учителей. Во – вторых, одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ГИА, полученные выпускниками. И поэтому все учителя заинтересованы в том, чтобы подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ была наиболее эффективно организована, а такая подготовка становится результативной при использовании ИКТ.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только наполнить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

При подготовке к ГИА информационно-коммуникационные технологии можно применять, используя готовые электронные продукты, создавая мультимедийные презентации, применяя ресурсы сети Интернет.


Использование мультимедийных учебных пособий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Перечень программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В них реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, 3D-модели, видеосюжеты.
Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые и углубленные знания по предмету, 

- систематизировать усвоенные знания, 

- психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена, 

- натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы, 

- обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков. 



Использование мультимедийных презентаций.


Одним из вариантов использования компьютера в учебном процессе является создание учителем и учащимися и использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Использование мультимедийных презентаций при подготовке к ГИА позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.


Использование ресурсов сети Интернет.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования.

Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

- Целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам. 

- Видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями. 

- Четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот. 

- Отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу. 
- Использовать формируемые в школе знания при восприятии и критическом осмыслении информации, интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования. 

- Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы "за" и "против" каждой из них. 

- Включать информацию из Сети в систему формируемых в школе знаний, самостоятельно трансформировать и представлять информацию в Сети, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему и др. 


На различных сайтах информационной поддержки ГИА предлагаются варианты пробного тестирования в режиме Online. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании. Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ГИА, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.
Все это способствует качественной подготовке к сдаче ГИА, т.к. структурирует информационные потоки, откладывая их в долговременную память учащихся.

Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структура электронных учебных пособий позволяет быстро осуществлять ступенчатые переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа - технологии при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны изучаемых процессов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых событий.

Исходя из вышесказанного систему подготовки к ГИА выпускников можно представить в виде модели:


Модель организации управленческой деятельности по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ


Д иректор Педсовет Нормативно-

правовая база



З ам. директора Совещания Программа

по УВР Семинары подготовки

к ОГЭ и ЕГЭ



У читель Мониторинг

К лассный руководитель Классные собрания


Р одители Родительские собрания Знание

Консультации нормативно-

правовой базы



У ченик Классные часы Знание процедуры

Ученические собрания ОГЭ и ЕГЭ,

Консультации критериев

оценивания